"Домино" - система работы по совершенствованию работы сенсорных систем.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале описан опыт работы взаимодействия специалистов при организации деятельности по сенсорной интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domino.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Домино» - практика использования средств сенсорной интеграции в работе с детьми с задержкой психического развития
Бурдунюк Г.А.,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 316», воспитатель
Донова Д.Н.,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 316», учитель - логопед
Титовец Н. С.,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 316», учитель – дефектолог
Учеными доказано, что в первые пять лет дети обретают сенсо-моторную зрелость, могут общаться с разными людьми. Возраст с трех до семи лет играет ключевую роль для развития сенсорной интеграции. Природой так заложено, что мозг чувствителен к ощущениям и лучше их организует в определенный возрастной период. Однако не всегда сенсорные системы проходят этапы настройки и созревания в должном объеме и условно обозначенные сроки.
Ряд исследователей и ученых указывают на значимость сенсорной интеграции в развитии психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей детей. Психолого-педагогическая литература содержит сведения, что у детей с задержкой психического развития «наблюдается существенное недоразвитие функционирования и слаженности в работе зрительного, слухового и тактильно-кинестетического анализаторов, что составляет основу психомоторного и сенсорно-перцептивного развития детей (Н.А. Бернштейн, Л.А. Венгер, Е.П. Ильин, В.П. Озеров)» [5].
И по мнению авторов (В.И. Лубовский, В.В. Лебединский), «исследование особенностей детей с задержкой психического развития показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих этим детям, существенные трудности для развития представляют: общее недоразвитие личности, эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, бедность процессов приема и переработки сенсорной информации [4]. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами» [9].
Анализ научно – методической литературы свидетельствует о том, что вопросы сенсорной интеграции при организации коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР изучены и освещены недостаточно.
Вместе с тем, в практике педагоги сталкиваются с детьми, имеющими особенности сенсорной обработки информации, поведенческие ответы на внешние стимулы которых, являются социально неприемлимыми - они кричат, бегают, бьются различными частями о предметы, вокализируют, закрывают уши и т.д. Таких детей трудно вовлечь в совместную деятельность.
«Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств».
«Речь идет о следующих системах: – вестибулярная система – система поддержания равновесия; – тактильная система – система кожной чувствительности – экстероцепция; – проприоцептивная система – система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения» [1].
Нарушение сенсорной обработки проявляется через нетипичные формы поведения, называемые паттернами, такие как гипо – или гиперреактивность на сенсорные стимулы. Это может проявляться, как отсутствием реакции на раздражители или повышенной реакцией на раздражители. Во многих исследованиях рассматривается вопрос, каким образом исправить нарушения сенсорной обработки? «Ответ состоит в том, чтобы найти точку баланса между двумя крайностями – повышенной чувствительностью, с одной стороны, и десенсибилизацией, с другой [10].
Наша практика имеет название «Домино», так как сбой деятельности нервной системы похож на теорию домино, которая заключается в том, что какое либо изменение влечет за собой ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд. Поэтому, поддержание слабого звена сенсорной системы позволяет укрепить деятельность всей нервной системы. Цель сенсорно – интегративной коррекции - усилить, сбалансировать и развивать обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Нами отмечено, что у большинства детей с ЗПР, посещающих наше учреждение, наблюдаются особенности обработки сенсорной информации, в частности – проприорецептивной, вестибулярной, тактильной, слуховой.
Нарушения сенсорной интеграции у дошкольников вызывали бурные реакции на раздражители, возникали частые эпизоды нежелательного поведения, было затруднительно или невозможно вовлечь ребенка в совместную деятельность. При заполнении и анализе протокола «Ступени функционального эмоционального развития» мы пришли к выводу, что первые четыре ступени детьми не освоены или освоены минимально, лишь незначительная часть дошкольников находилась на уровнях, более близких к возрастной норме.
Мы предположили, что описание индивидуального сенсорного профиля и создание необходимых условий для удовлетворения потребностей в развитии способности нервной системы обрабатывать сенсорную информацию более нормальным способом позволят повысить эффективность взаимодействия, продвинуться по ступеням функционального эмоционального развития, на более высоком уровне формировать представления об окружающем мире, сенсорные и математические представления, организовывать, вступать и поддерживать коммуникацию.
Исходя из предположений нами были намечены основные этапы практики, временные интервалы и профессиональные действия.
1 этап. Подготовительный – 3 – 4 недели (сентябрь).
-определение дефицитов педагогических знаний в области сенсорной интеграции у коллектива, его восполнение;
-анкетирование родителей и проведение беседы с целью сбора данных об индивидуальных особенностях функционирования сенсорных систем ребенка;
-педагогическое наблюдение за ребенком (при необходимости проведение диагностических проб);
-заполнение индивидуального профиля;
-подбор игр, упражнений, материала, составление плана нормализации деятельности центральной нервной системы в части обработки сенсорной информации;
-организация РППС в соответствии с потребностями дошкольников в группе и на улице);
-проведение консультаций для родителей.
Анализ данных актуального состояния сенсорных систем, полученных в результате анкетирования, наблюдения и специальных проб, позволили создать индивидуальный сенсорный профиль на каждого ребенка, подобрать материал, игры и упражнения. Так же была проведена работа с родителями: были разъяснены особенности развития и реагирования сенсорных систем, обозначены ключевые мишени, даны рекомендации по соблюдению сенсорного режима дома, а при необходимости – рекомендованы консультации специалистов социальных партнеров.
2 этап. Основной – 7 месяцев и 2 недели (октябрь – 1- 2 недели мая).
-реализация индивидуального плана сенсорной коррекции в течение дня по потребности каждого ребенка воспитателями и узкими специалистами;
-заполнение дневника наблюдения с фиксацией откатов и достижений; с коллективным анализом динамики через 4 месяца;
-насыщение ребенка сенсорными впечатлениями при организации НОД в соответствии с комплексно – тематическим планированием (по возможности);
-совершенствование РППС в соответствии с потребностями дошкольников в группе и на улице;
-расширение знаний и умений педагогов в области вопросов сенсорной интеграции;
-индивидуальные беседы с родителями по организации деятельности дома; проведение мастер-класса по использованию сенсорного оборудования.
Данную практику реализовывали специалисты сопровождения и команда педагогов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, воспитатели. Родители поддерживали единый режим стабилизации деятельности сенсорных систем дома на всем этапае.
Дети с ЗПР 4 – 7 лет включены в данную практику в зависимости от индивидуального сенсорного профиля и потребности в настоящий момент времени.
Для реализации практики по сенсорной интеграции нами был предпринят ряд организационных действий:
-повышение уровня профессиональной подготовки педагогов по вопросам сенсорной интеграции (просмотр вебинаров, прохождение курсов, посещение мастер-классов, площадок, изучение литературы и передового опыта коллег);
-просвещение родителей (консультации, беседы, стендовая информация, проведение мастер – классов, поддержание обратной связи);
-деятельность по стабилизации работы нервной системы определена индивидуальным сенсорным профилем, в соответствии с которым созданы условия;
- работа по развитию сенсорной интеграции осуществляется на протяжении дня в различных формах: самостоятельная деятельность, совместная деятельность, в структуре непосредственно образовательной деятельности.
В некоторых случаях нам приходилось рекомендовать родителям обратиться к нашим социальным партнерам («Скирт», «Гармония», «Виктория») для оказания ассистивной помощи – проведения процедур (БАК, Томатис, БОС).
Большое внимание нами было уделено организации сенсорного пространства. Были преобразованы кабинеты специалистов групповое помещение, спальня, прогулочный участок. Приобретено дидактическое и игровое оборудование.
3 этап. Заключительный – 2 недели (3 – 4 неделя мая).
-заполнение индивидуального профиля;
-мониторинг (анализ исходно – диагностической информации и актуального состояния развития сенсорных систем ребенка);
- анализ созданной РППС;
-консультирование родителей по результатам данных анализа мониторинговых исследований. Памятки по индивидуальному сопровождению ребенка дома.
Оценка эффективности осуществлялась на основе наблюдения (при необходимости проведение диагностических проб), заполнения и анализа индивидуального сенсорного профиля и протокола «Ступени функционального эмоционального развития», фиксации динамики и откатов с выявлением причин.
4 этап. Поддерживающий – 3 месяца (летний оздоровительный период).
-организация деятельности по поддержанию стабильной работы ЦНС в части обработки сенсорной информации в летний оздоровительный период в детском саду и дома.
Таким образом, педагогические действия при решении возникшей задачи позволили повысить компетентность педагогов в вопросах определения сенсорных особенностей дошкольников, организации мониторинга, создании и преобразовании специальных условий, использовании оборудования и материалов при проведении непосредственно образовательной деятельности.
В результате учета сенсорных потребностей детей нами созданы условия для удовлетворения сенсорного поиска, развития сенсорных систем, так как их стабильная работа позволяет более полноценному развитию высших психических функций, освоению исключительно более сложных процессов – чтение, письмо, математика.
Наши действия в данном направлении привели к улучшению психо-эмоционального состояния детей, уменьшению количества эпизодов нежелательного поведения, более продуктивному включению детей в совместную образовательную деятельность. Дети начали движение вверх, к возрастной норме по «Ступеням функционального эмоционального развития» или укрепились в позиции на имеющейся ступени.
Данная практика является педагогически ценной, так как нами уточнено понятие «сенсорная интеграция» - это совокупность действий, направленных на стимуляцию у детей органов чувств (вкус, вид, запах, звук, движение, прикосновение, воздействие силы тяжести и положения в пространстве в условиях координации работы всех сенсорных систем.
Практическая значимость заключается в возможности использовать в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений апробированных материалов и средств по обеспечению сенсорной интеграции в подготовительной работе в адаптационный период и при проведении коррекционно – развивающей работы с детьми 4 -7 лет, имеющими задержку психического развития.
Родители в результате внедрения данной практики осознать взаимосвязь между физическим состоянием ребенка и поведенческими реакциями, смогли создать условия, способствующие удовлетворению сенсорного поиска, стабилизации работы нервной системы, поддержанию единого режима с учреждением. Они отмечают, что им стало «легче взаимодействовать с ребенком», «они стали его понимать».
Библиографический список
1. Айрес Э. Д., Роббинс Д. Ребенок и сенсорная интеграция : понимание скрытых проблем развития : с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. Теревинф, 2009 г.
2. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция теория и практика. Теревинф, 2021 г.
3. Блайт С. Хорошо сбалансированный ребенок. Национальное образование, 2020 г.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Владос, 1983 г.
5. Венгер Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. М. : Академия, 2015 г.
6. Гринспин С., Уидер С. На ты с аутизмом. Теревинф, 2021 г.
7. Ефимов О.И., Ефимова В.Л. Вверх тормашками. Диля, 2019 г.
8. Крановиц К. Разбалансированный ребенок. «Редактор», 2012 г.
9. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: «Академия», 2003.
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, Генезис, 2007.
11. Як Э., Аквилла П., Саттон Ш. Строим мостики с помощью сенсорной интеграции. Терапия для детей с аутизмом и другими первазивными расстройствами развития. Белоцерковная книжная фабрика, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога в сенсорной комнате
Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее ра...
Система работы по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Система работы по теме:«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...
Система работы по совершенствованию психофизических функций детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
Актуальность. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Сегодня стало модным слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо &nda...
Система работы по совершенствованию психофизических функций детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Сегодня стало модным слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недостаток ...
Система работы по совершенствованию психофизических функций детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Сегодня стало модным слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недос...
"Как поддержать работу сенсорных систем в летний период".
Природа - помощница, ее дары можно и нужно использовать для стабилизации нервной системы в летнее время....
- Мне нравится (1)