Картотека заданий по развитию высших психических функций для детей 3-4 лет
картотека по коррекционной педагогике

Кругова Ольга Дмитриевна

Картотека игр подобрана для детей 3-4 лет. Задания направлены на развитие высших психических функций:  восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) для детей 3-4 лет:

Игры на развитие восприятия для детей 3-4 лет:

1. Кто разбудил Мишутку?

В игре участвуют все дети группы. Вместе с воспитателем они садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, там садится ребенок, спиной к остальным детям, и убаюкивает мишку. Ребенку нельзя поворачиваться. Он должен будет узнать по голосу того, кто разбудит мишку. Потом дети меняются ролями.

2. Найди флажок

У каждого ребенка есть 1 флажок. У педагога флажки 4х разных цветов (синий, зеленый, красный, желтый). Под звуки бубна дети свободно перемещаются по залу. Как только бубен умолкает, педагог поднимает руку с флажком одного цвета. Дети, у которых флажки такого же цвета, должны подбежать к педагогу. В течении игры можно у детей менять цвет флажков  вруках.

3. Волшебный мешочек

Перед ребенком мешок из плотной непрозрачной ткани. Внутри знакомые ему игрушки: зайчик, мячик, кукла, кубик, мишка, машинка и др. Ребенок должен просунуть 1 руку в мешочек и наощупь выбрать 1 игрушку и угадать, что у него в руке. Потом достать и проверить, правильно ли он угадал.  

Игры на развитие воображения для детей 3-4 лет:

1. Продолжи рисунок. 

Для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу.

Педагог дает заранее нарисованные заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки. Дети должны придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д.

Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по образцу педагога.

2. Рассказ по карточке.

Перед ребенком лежит картинка. Это может быть сюжетная картинка или вырезанная из журнала фотография. И ребенок придумывает мини-историю из того, что он видит.

Возможно, что в первые несколько игр ребенку понадобится помощь педагога в виде вопросов о том, что он видит на картинке.

Помимо воображения эта игра хорошо развивает образное и логическое мышление.

3. Сказочный винегрет.

Педагог выбирает те сказки, с которыми уже знаком малыш. И вместе сочиняют свою сказку, где будут задействованы Буратино и Красная Шапочка, Колобок и Курочка Ряба, Иван Царевич и Илья Муромец, Золушка и Русалочка. Пусть у сказки будет простой, незатейливый сюжет. Пусть отрицательные герои становятся добрыми, а положительные — капризными и непослушными. Пусть перемешиваются события, получается абракадабра, хорошо приправленная юмором. Таким способом еще и реанимируется интерес ребенка к сказке, если он вдруг его потерял.

Игры на развитие памяти для детей 3-4 лет:

1. Кто здесь прячется?

Перед ребенком на столе 3-4 картинки с изображением знакомых предметов. Например: мишка, кукла, мячик, кошка. Вместе с педагогом он внимательно рассматривает картинки и запоминает, кто где лежит. Потом педагог переворачивает картинки изображением вниз. Ребенок должен вспомнить и назвать, где что лежит. Называя по 1й картинке, он ее переворачивает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

2. Мамины помощники

Воспитатель предлагает поиграть в новую игру со знакомыми картинками. «Я буду вашей мамой, а вы — моими помощниками. Я хочу сварить для вас вкусный овощной суп. Вовочка, сыночек, принеси мне для супа капусту, морковку, картошку. Повтори, что мне нужно принести для того, чтобы сварить суп?» Ответив на вопрос воспитателя, ребенок подходит к столу, где заранее разложены все картинки, и выбирает те, которые ему нужны. Затем он показывает их всем детям, а они вместе с воспитателем оценивают, правильно ли выполнено поручение: все ли он принес, не перепутал ли что-нибудь. Мама благодарит Вову и понарошку варит суп. «Хочется угостить вас чем-нибудь вкусным, — говорит она через некоторое время. — Сходи-ка, доченька, в магазин и принеси нам виноград, грушу и апельсин. Запомнила, что нужно купить?» Дочка идет выполнять мамино поручение, а потом все лакомятся фруктами.

3. Игра «Что пропало?»

Перед ребенком на столе лежит 3-4 картинки (игрушки). Вместе со  взрослым ребенок рассматривает и изучает их. Педагог просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

Игры на развитие мышления для детей 3-4 лет:

1. Игра «Во саду ли, в огороде...».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Предлагаем ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

2. Игра «Кто это делает».

Предлагаем ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечисляем действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

3. Игра «Кто где спит».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Дети вспоминают названия знакомых фигур. Каждая фигура будет воображаемым человечком. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными. Например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игры на развитие речи для детей 3-4 лет:

1. Что, где, когда

Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы:

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Где растут листья? (На ветке).

Где живут рыбы? (В реке).

2. Волшебный сундучок

Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая ложка».

Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т.п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребенка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратите на это его внимание.

Помимо развития речи эта игра способствует и развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений.

3. Если..., то...

Предложите ребенку продолжить ваше высказывание: «Если на небе тучи, то... (пойдет дождь)», «Если наступило утро, то... (пора вставать, завтракать, идти в детский сад)», «Если я уколю воздушный шарик иголкой, то...». Возможно, в скором времени, малыш тоже предложит вам продолжить его предложение, начинающееся со слова «Если...».

Игра способствует развитию речи, освоению категории «причина — следствие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий по развитию высших психических функций

Предлагаю вашему вниманию картотеку, содержащую ряд психолого-педагогических игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного  возраста. Данный матер...

Картотека заданий по развитию высших психических функций.

Картотека заданий по развитию высших психических функций включает игры для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Игры представлены для  развития таких психических функций как: восприятие, воо...

Кейс №1 "Игровые задания на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста."

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста на развитие речи,  внимания, памяти, мышления....

Картотека заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

Предлагаю вашему вниманию картотеку, содержащую ряд психолого-педагогических игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного  возраста. Данный матер...

Картотека заданий по развитию высших психических функций

Картотека заданий по развитию высших психических функций...