Из опыта работы. Забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье дошкольников с ОВЗ посредством Арт-терапии.
статья по коррекционной педагогике
Арт-терапия. Виды арт-терапии. Активизация познавательного интереса детей с ОВЗ, привлечение их внимания к совместной целенаправленной деятельности, стабилизация психо-эмоционального состояния и коррекция поведения посредством арт-терапии. Основные этапы работы по формированию универсальных учебных навыков у дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Забота о психологическом здоровье дошкольников с ОВЗ посредством Арт-терапии. | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье дошкольников с ОВЗ посредством арт-терапии.
МКДОУ № 86 города Курска - это единственное на сегодняшний день дошкольное образовательное учреждение города Курска компенсирующего вида.
Все воспитанники детского сада – это дети от 3 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья, имеющие
- выраженную задержку психо-речевого развития (34 ребёнка),
- интеллектуальные нарушения (7 детей),
- расстройства аутистического спектра (22 воспитанника),
- сложные сочетанные дефекты (9 детей).
Из 71 ребенка, посещающих детский сад, 67 имеют статус инвалидности.
Работа педагогического коллектива, служб сопровождения, предметно-пространственная среда детского сада направлены на формирование компенсаторных возможностей наших воспитанников. Одной из действенных технологий является Арт-терапия, об использовании которой в работе с детьми выше указанных категорий я и хочу рассказать.
В образовательном процессе можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Уровень образования, которое получает каждый ребёнок в нашем учреждении, определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. Необходимо отметить, что в отношении наших воспитанников содержание «академического» компонента чаще всего значительно ограничено. Область же развития «жизненной компетенции» наоборот требует максимального углубления. Основным смыслом учебно-воспитательной работы является введение каждого конкретного ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, планомерное расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах, то есть социальная адаптация.
Арт-терапия является средством развития, коррекции, воспитания и социализации, средством формирования жизненных компетенций.
Эта одна из наиболее мягких, но эффективных методик, применяемых в работе психологов, психотерапевтов и педагогов, довольно успешно применяется нашими специалистами с 2018 года. Являясь междисциплинарной, она объединяет в себе различные области знаний (психологию, медицину, педагогику).
На сегодняшний день к видам арт-терапии относят хромотерапию, пескотерапию, акватерапию, сказко- и игротерапию и другое.
Задачами арт-терапии не является формирование конкретных знаний, умений и навыков. Её задачи во многом совпадают с задачами ФГОС ДО и направленны на развитие личностно значимых качеств:
- развитие познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и мелкой моторики;
- развитие зрительно-пространственной ориентации и формирование пространственных представлений;
- совершенствование предметно-игровой деятельности, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков;
- развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- активизация познавательного интереса;
- создание комфортной для ребёнка среды, дающей чувство защищённости и успешности;
- стабилизация эмоционального состояния, снятие мышечной напряжённости, релаксация.
Основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги нашего детского сада в работе с детьми – это чрезвычайная сложность в установлении личностного контакта, в привлечении детского внимания к какой-либо деятельности и, зачастую, в полном отсутствии познавательного интереса и самостоятельной речевой активности. Большое количество наших воспитанников не привлекают ни яркие игрушки, ни красочный демонстративно-иллюстративный материал. Или же интерес краткосрочный, практически мимолётный. Именно в этих случаях есть возможность включить ребёнка в совместную деятельность, в процесс коммуникации, предоставив ему не совсем стандартные материалы, используемые в Арт-терапии.
Игровые действия с песком, водой, природными материалами, красками действительно привлекают внимание детей и активизируют их познавательную активность. Творческий всплеск активности благотворно действует на психическое здоровье, создавая условия для познания окружающего мира и себя в нём.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. На его поверхности можно, не боясь ошибиться, рисовать (начальный этап формирования графических навыков), в него можно погружаться в поисках спрятанного (сознательная целенаправленная поисковая деятельность), из него можно создавать различные постройки (простейшая экспериментально-исследовательская деятельность, направленная на изучение качественных свойств материалов). Применение кинетического и цветного песка расширяет пространство для творчества.
Игры и эксперименты с водой (окрашивание, замораживание, расплёскивание, погружение и другое) крайне необычны и интересны, позволяют на достаточный срок сохранить активное внимание детей, а в некоторых случаях – справиться с негативными эмоциональными проявлениями, агрессивностью.
Один из самых распространённых видов Арт-терапии является непосредственно изобразительная деятельность. Это движущая сила психического развития детей в целом, и наших воспитанников в частности. В нашем случае педагоги часто используют нетрадиционные способы рисования (рисование ладошками, шерстью, тычками по трафарету, кляксография, рисование в технике эбру). Эти техники дают возможность самовыражения и помогают быть успешными даже тем детям, кто испытывает значительные ограничения в двигательной активности.
Сказко- и игротерапия, воплощённые в драматизации, театрализованных играх, игровых этюдах по содержанию стихотворений, ролевом проигрывании бытовых ситуаций, - эти виды Арт-терапии формируют у воспитанников навыки социального поведения и взаимодействия, учат распознавать и дифференцировать эмоциональное состояние окружающих людей, что способствует более адекватной и успешной их социализации.
Каждый из перечисленных видов деятельности может проходить с музыкальным сопровождением (релаксирующая или бодрящая, звуки природы), создавая необходимые характер, темп и настроение.
Все вида Арт-терапии развивают творческие способности детей, открывают ранее не известные возможности. Совместная со взрослым деятельность, осуществляемая в неформальной обстановке, помогает установить личностный контакт с ребёнком, наладить процесс коммуникации. Арт-терапевтическая работа практически всегда вызывает у детей положительные эмоции, способствует преодолению пассивности, негативизма, активизации познавательного интереса. Атмосфера творчества, не имеющая строгих рамок и требований, создаёт ситуацию эмоционального комфорта и успешности для каждого ребёнка.
На первых этапах обучения детям предоставляется свобода действий, а педагог, подстраиваясь, вербализует этот процесс, придаёт действиям какое-либо смысловое содержание. На следующих этапах педагог постепенно берёт на себя ведущую роль, осуществляя плавный переход к сознательному восприятию вербальных инструкций, к выполнению простых игровых заданий и упражнений, теперь уже направленных на формирование необходимых знаний, умений и навыков, то есть непосредственно к образовательной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что именно возможности, предоставляемые Арт-терапией, позволяют педагогам нашего детского сада организовать воспитательно-образовательный процесс с заботой об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье наших воспитанников, обеспечивая личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Именно творчество в доступных для наших воспитанников формах помогает познавать мир и самих себя в нем, расширять горизонты возможностей, что, собственно, и значит - жить на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...
Обобщение опыта "Профилактика и коррекция дисграфии у дошкольников с ОНР посредством песочной терапии"
Опыт работы...
Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"
Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников младшего возраста посредством игровой терапии. Картотека игр
laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...
Выступление из опыта работы на семинаре по теме: «Формирование нравственного здоровья дошкольников»
Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.Подготовить памятку для родителей «Искусст...
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»
Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...