Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
учебно-методическое пособие по развитию речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на усвоение грамматического строя речи. | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
Воспитатель: Рябова Татьяна Витальевна
Место проведения: МАДОУ города Нижневартовска ДС№41 «Росинка» группа компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (от 6 лет и до прекращения образовательных отношений)
Пояснительная записка
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети? ».
Игра «Что делают птицы»
Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.
Оборудование: картинки ласточки и скворцов.
Ход игры:
Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.
Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
Ход игры:
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками .
Дидактическая игра «Три рейки».
Цель: определение рода имени существительного.
Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .
Ход игры:
Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.
Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .
Дидактическое упражнение «Чего нет у поезда?»
- Ребята, а в путешествие мы отправимся на поезде. Посмотрите внимательно, чего нет у поезда?
- Правильно, у поезда нет колёс, а без них мы не уедем, поэтому ищете колёса по моему заданию. Запоминайте, где вы нашли колесо.
- Кирилл, твоё колесо лежит под столом.
- Оля, ты найдёшь колесо на стуле.
- А сейчас, скажите, где были ваши колёса.
- под столом и т.д.
Ритмическое упражнение «Едет поезд»
- Сейчас можно отправляться в путь. Строимся, как вагончики и двигаемся под звук бубна. Под медленное звучание бубна двигаемся медленно. Под быстрое – в быстром темпе.
Дидактическое упражнение «Волшебный цветок»
- Лепесток приклеит тот, кто назовёт предлог в предложении.
Логопед произносит предложения, а дети называют предлоги:
Котёнок спрятался под диван. Костя зашёл в магазин. и т.д.
- Вот какой красивый цветок у нас получился.
Дидактическое упражнение «Волшебное дерево»
- Подойдите к «волшебному дереву» и возьмите листочки.
- Посмотрите, на обратной стороне листочков есть символы предлогов.
Перепрыгнет через ручеёк тот, кто назовёт предлог.
Дидактическое упражнение «Составь предложение»
Лучики зажгутся только тогда, когда вы составите предложение с предлогом, который у вас изображён на листочках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
Игры для развития грамматического строя речи
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.Материал. Игрушечный мишка....
Отклонения в усвоении грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...
Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи: словоизменение. "Понимание значения приставок:на-, по-, вы- на материале приставочных глаголов"
Цель: научить ребёнка понимать и использовать в речи приставочные глаголы.Задачи:- закрепить в речи ребёнка семантическое значение глаголов;- учить составлять предложение по опрным картинкам, использу...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Дидактические игры для развития грамматического строя речи. Игра «Дикие звери и их детёныши»
Задачи: тренировать детей в словообразовании, составлении словосочетаний, предложений, определении размера, путём сравнения....