Занятие "Зима".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия «Зимушка, зима»

(формирование лексико-грамматического строя и связной речи)

Цель: Создание условий для совершенствования  у детей навыков лексико-грамматического строя,  связной речи.

Задачи:

  • Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы.
  • Уточнять и активизировать словарь по данной теме.
  • Подбирать слова-признаки (прилагательные) к существительным.
  • Упражнять в подборе  родственных слов.
  • Формировать навыки диалогической речи.
  • Развивать мыслительные операции через игру  «Хорошо-плохо»,

умение объяснять, рассуждать, делать выводы.

  • Воспитывать у детей культуру речевого общения друг с другом и педагогом, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: колокольчик, снежинки, карточки с признаками разных времен года, ватные диски, мольберт, снежок, музыкальная колонка, листы белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками,  кисточки,  акварель.

Ход занятия

I.Организационный момент. Приветствие «Колокольчик»

Педагог  с детьми встают в круг.

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга передавая по кругу колокольчик,  и называя ласково имя своего соседа.

- Я начну. Здравствуй, Сонечка! Дин-дин-дон!...

- У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. Здравствуйте гости, Дин-дин-дон!

- Молодцы! Улыбнемся друг другу.

II. Основная часть.

1.Загадка

- Ребята, сегодня утром почтальон мне передал письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

на конверте есть хвоинки.

Вместо адреса – загадка.

Отгадать сама я не смогла.

Может вместе мы, ребята,

Угадаем, от кого она?

«Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю

В лед реки убираю

Белю поля, леса, дома

А зовут меня….» (зима).

На доске изображение ЗИМЫ, снежинки вокруг  – открыть, показать детям.

2. «Карточки все посмотрите -

зимний признак в них  найдите,

Зимушке подарите!»

Карточки с разными признаками времен года разложены на столе. Дети должны выбрать себе карточку с признаками зимы и рассказать о нем.

  1. Зимой солнце светит, но не греет.
  2. Зимой идет снег.
  3. Зимой на окнах мороз рисует узоры.
  4. Зимой деревья и кусты покрыты снегом (стоят без листьев).  
  5. Зимой люди  одели тёплую зимнюю одежду.
  6. Зимой люди развешивают кормушки.
  7. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

- Молодцы! Верно, определили признаки зимы.

 -У нас еще остались картинки. Почему вы их не взяли?

3.Игра «Хорошо – плохо» – рассуждения детей.

- Ребята, мы с вами знаем, во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.

- Скажите, почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому, что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу. Играть в зимние забавы. Заниматься зимними видами спорта.

- А почему зимой может быть плохо? (зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму).

- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!

4. Игра «Горка»

-Предлагаю построить горку. Но горку необычную, а из слов. Хотите попробовать?

- Мы будем придумывать слова признаки и строить горку из снежков. На каждое слово вы будете прикреплять «снежок» (показать ватный диск)  к мольберту. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получиться, начинаем:

- Скажите, Зима какая? (снежная, суровая, морозная, нарядная, холодная, красивая)

- Снег какой? (пушистый, белый, легкий, липкий, серебристый, мокрый, колючий,  рассыпчатый)

- Настроение какое у нас сейчас? (веселое, радостное, хорошее, прекрасное).

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов признаков, высокая горка у нас получилась.

5.Игра «Доскажи словечко. Слова – родственники»

(образование родственных слов).

- Ребята, а еще зима любит сочинять стихи. Но один стишок она забыла дописать, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –серебристые…..(снежинки).

На поля и на лужок все снижается ….(снежок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка –это девочка…(снегурка).

На снегу-то посмотри -с красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).

- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег) Это все слова – родственники. Родственные слова-это слова похожие.

6.Игра «Снежок».

Предлагаю встать в круг и поиграть со снежком. Передаем снежок по кругу и называем зимнее слово.

Ты снежок передавай,

слово зимнее называй!

Дети передают по кругу снежок и называют слова, относящиеся к зиме.

7.Логоритмика «Зимняя пляска» со снежками.

- Ребята, возьмите каждый по снежку, давайте отдохнем и потанцуем.

 После логоритмики  дети рисуют по воску.

8.Рисование по воску.

 «Вот последнее заданье

Здесь сюрприз найдете вы,

Раскрасив белые листы!»

 (На столах у детей заранее приготовленные  листы  белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками,  кисточки,  акварель. Дети закрашивают листы краской, получая «волшебные картинки»)

- Ребята, на листах бумаги зимушка приготовила для вас сюрприз. Что нужно сделать, чтобы его разгадать? (раскрасить краской лист бумаги)

- Как вы думаете, какие краски любит зима? (синие, голубые, фиолетовые)

- Давайте разгадаем зимний сюрприз. Приступайте к раскрашиванию.

- Ребята, какие замечательные картинки у вас получились. А давайте, картинки сюрпризы подарим нашим гостям, чтобы у них остались прекрасные воспоминания о нашем занятии.

III. Итог. Рефлексия:

-  О чем сегодня говорили? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!

- Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.