Занятие "Зима".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zima.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия «Зимушка, зима»
(формирование лексико-грамматического строя и связной речи)
Цель: Создание условий для совершенствования у детей навыков лексико-грамматического строя, связной речи.
Задачи:
- Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы.
- Уточнять и активизировать словарь по данной теме.
- Подбирать слова-признаки (прилагательные) к существительным.
- Упражнять в подборе родственных слов.
- Формировать навыки диалогической речи.
- Развивать мыслительные операции через игру «Хорошо-плохо»,
умение объяснять, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать у детей культуру речевого общения друг с другом и педагогом, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: колокольчик, снежинки, карточки с признаками разных времен года, ватные диски, мольберт, снежок, музыкальная колонка, листы белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками, кисточки, акварель.
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие «Колокольчик»
Педагог с детьми встают в круг.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга передавая по кругу колокольчик, и называя ласково имя своего соседа.
- Я начну. Здравствуй, Сонечка! Дин-дин-дон!...
- У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. Здравствуйте гости, Дин-дин-дон!
- Молодцы! Улыбнемся друг другу.
II. Основная часть.
1.Загадка
- Ребята, сегодня утром почтальон мне передал письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки,
на конверте есть хвоинки.
Вместо адреса – загадка.
Отгадать сама я не смогла.
Может вместе мы, ребята,
Угадаем, от кого она?
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня….» (зима).
На доске изображение ЗИМЫ, снежинки вокруг – открыть, показать детям.
2. «Карточки все посмотрите -
зимний признак в них найдите,
Зимушке подарите!»
Карточки с разными признаками времен года разложены на столе. Дети должны выбрать себе карточку с признаками зимы и рассказать о нем.
- Зимой солнце светит, но не греет.
- Зимой идет снег.
- Зимой на окнах мороз рисует узоры.
- Зимой деревья и кусты покрыты снегом (стоят без листьев).
- Зимой люди одели тёплую зимнюю одежду.
- Зимой люди развешивают кормушки.
- Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
- Молодцы! Верно, определили признаки зимы.
-У нас еще остались картинки. Почему вы их не взяли?
3.Игра «Хорошо – плохо» – рассуждения детей.
- Ребята, мы с вами знаем, во всем, что нас окружает, есть хорошее и плохое.
- Скажите, почему зимой хорошо? (ответы детей). Верно, зимой хорошо, потому, что выйдя на улицу, можно вдохнуть зимний морозный воздух, пройтись по хрустящему снегу. Играть в зимние забавы. Заниматься зимними видами спорта.
- А почему зимой может быть плохо? (зимой можно простудиться, поскользнуться, получить травму).
- В зиме есть что-то хорошее, что-то плохое. Но несмотря ни на что, зима прекрасное время года!
4. Игра «Горка»
-Предлагаю построить горку. Но горку необычную, а из слов. Хотите попробовать?
- Мы будем придумывать слова признаки и строить горку из снежков. На каждое слово вы будете прикреплять «снежок» (показать ватный диск) к мольберту. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получиться, начинаем:
- Скажите, Зима какая? (снежная, суровая, морозная, нарядная, холодная, красивая)
- Снег какой? (пушистый, белый, легкий, липкий, серебристый, мокрый, колючий, рассыпчатый)
- Настроение какое у нас сейчас? (веселое, радостное, хорошее, прекрасное).
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов признаков, высокая горка у нас получилась.
5.Игра «Доскажи словечко. Слова – родственники»
(образование родственных слов).
- Ребята, а еще зима любит сочинять стихи. Но один стишок она забыла дописать, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.
- Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –серебристые…..(снежинки).
На поля и на лужок все снижается ….(снежок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка –это девочка…(снегурка).
На снегу-то посмотри -с красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег) Это все слова – родственники. Родственные слова-это слова похожие.
6.Игра «Снежок».
Предлагаю встать в круг и поиграть со снежком. Передаем снежок по кругу и называем зимнее слово.
Ты снежок передавай,
слово зимнее называй!
Дети передают по кругу снежок и называют слова, относящиеся к зиме.
7.Логоритмика «Зимняя пляска» со снежками.
- Ребята, возьмите каждый по снежку, давайте отдохнем и потанцуем.
После логоритмики дети рисуют по воску.
8.Рисование по воску.
«Вот последнее заданье
Здесь сюрприз найдете вы,
Раскрасив белые листы!»
(На столах у детей заранее приготовленные листы белой бумаги с нарисованными воском зимними картинками, кисточки, акварель. Дети закрашивают листы краской, получая «волшебные картинки»)
- Ребята, на листах бумаги зимушка приготовила для вас сюрприз. Что нужно сделать, чтобы его разгадать? (раскрасить краской лист бумаги)
- Как вы думаете, какие краски любит зима? (синие, голубые, фиолетовые)
- Давайте разгадаем зимний сюрприз. Приступайте к раскрашиванию.
- Ребята, какие замечательные картинки у вас получились. А давайте, картинки сюрпризы подарим нашим гостям, чтобы у них остались прекрасные воспоминания о нашем занятии.
III. Итог. Рефлексия:
- О чем сегодня говорили? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему?!
- Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.