Фонетическая ритмика, как здоровьесберегающая технология в логопедической практике
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Янченко Вера Александровна

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является важнейшим в концепции модернизации российского образования. Возрастает потребность в реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевого недоразвития у детей, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма. Одним из видов здоровьесберегающей технологии, используемой в работе учителя-логопеда в преодолении речевых нарушений, является фонетическая ритмика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika_.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

РМО учителей-логопедов ДОУ

«Фонетическая ритмика,

как здоровьесберегающая технология

в логопедической практике»

                                  Подготовила:

                                      учитель-логопед

                                        МБДОУ "Детский сад №15»

Янченко В.А.

г. Красноармейск, 2021

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является важнейшим в концепции модернизации российского образования. Возрастает потребность в реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя-логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевого недоразвития у детей, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению их организма. Одним из видов здоровьесберегающей технологии, используемой в работе учителя-логопеда в преодолении речевых нарушений, является фонетическая ритмика. 

Впервые фонетическую ритмику представили Татьяна Михайловна Власова и Антонина Николаевна Пфафенродт.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Цели фонетической ритмики в работе логопеда:

- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

- развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
   

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Фонетическая ритмика используется:

- с неговорящими детьми (моторная, сенсорная алалия, РДА, ЗРР, ЗПР);

- со слабослышащими детьми;

- при дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании, при нарушениях голоса;

- при нормальном речевом развитии детей.

Занятия с использованием фонетической ритмики включают в себя: работу над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. 

Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем-логопедом несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-логопед, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

- ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

- уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;

- видеть и уметь исправлять характер движений у детей;

- стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и детей;

- слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь учителя-логопеда должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):

1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л.

2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

В игровой форме ребёнку предлагают различные виды упражнений с одновременным проговариванием фонем, слов. Освоение упражнений фонетической ритмики начинается с изолированного произношения гласных звуков, затем согласных звуков, далее объединяются между собой в звуковые цепочки из двух, трех звуков. По мере овладения этим навыком, целесообразно проводит звуковой анализ этих цепочек, задавая детям вопросы: Сколько звуков произнесли? Какой первый? Второй? Затем упражнения фонетической ритмики вводятся в обратные, прямые слоги, также предлагаются слова, которые начинаются с гласных звуков. Дети по показу сопряженно произносят слова, одновременно показывают первый гласный звук. После чего учитель-логопед просит назвать звук, с которого начинается слово. Выполняя эти упражнения, дети испытывают положительные эмоции, что способствует более прочному овладению знаний.

Например: Гласный звук [О].

Вариант 1.

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный (о-о-о…), они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

Вариант 2.

По команде педагога: «Спрятались!» дети принимают исходное положение (По команде: «Встали и удивились!» они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный (о-о-о…), одновременно поднимая руки через стороны и соединяя их в кольцо над головой.

Аналогичная работа проводится с согласными звуками, далее с текстом.

Например: Согласный звук [М].

Вариант 1.

Произнося звук (м-м-м...), дети мягком, плавным движением сверху
вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке («мычат»,
ощущая вибрацию щек).

Вариант 2.

Произнося звук (м-м-м...), дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию («мычат»), затем слегка отводят их в стороны.

   

Упражнения фонетической ритмики используются как средство опоры на зрительный и двигательный образ звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Таким образом, фонетическая ритмика является эффективным средством логопедической работы с дошкольниками, так как способствует: - повышению мотивации к логопедическим занятиям, снятию негативизма; улучшению кровообращения, расслабления либо повышения мышечного тонуса (в зависимости от целей);

- развитию мелкой моторики, улучшению координации;

- развитию пространственных представлений, активизации звукопроизношения;

- является одним из нетрадиционных и эффективных методов воздействия, способствующих преодолению речевых нарушений.

Спасибо за внимание.

Приложение

Рекомендации по проведению игровых упражнений

на основе фонетической ритмики.

1. Проводить занятия следует регулярно лучше перед завтраком в качестве речевой зарядки.

2. Во время занятий дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

3. Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным:

- гласные звуки: [а],[о],[у],[э],[и],[ы];

-согласные звуки:[м],[н],[ф],[в],[п],[б],[т],[д],[к],[г],[х],[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],

[р],[й], (йот) ийотированные гласные).

4. Фонетическая зарядка должна приносить детям радость и удовлетворения, носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

5. Не следует фиксировать внимание ребёнка на неудачах, и наоборот, нельзя оставлять без внимания даже малейшие успехи. Хвалите детей, восхищайтесь ими, радуйтесь все вместе. Важно научить детей радоваться не только своим достижениям, но и успехам товарищей.

6. Во время занятий активно используйте несловесные формы поощрения и поддержки - улыбку, мимоходом прикосновение, поглаживание ребёнка по спине, голове, подмигивание.

7. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть естественной, эмоциональной и обязательно фонетически правильной.

8. Педагогу потребуется умение слышать недостатки произношения не только при индивидуальной работе с ребёнком, но и улавливать их при хоровом проговаривании речевого материала. Исправлять ошибки детей он должен тактично.

9. Предлагаемый практический материал может быть, использован на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Он поможет и старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте, и, конечно, детям, имеющим речевые недостатки, на коррекционно-речевых занятиях.

10. Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, а могут с успехом использоваться (например, отдельные стихотворные тексты в сопровождении движений) в качестве веселых динамических пауз на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного учреждения

Материал раскрывает содержание понятия "здоровьесберегающие технологии", содержит описание методов и путей оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Здоровьесберегающие технологии. Логопедическая ритмика.

Здоровьесберегающие технологии. Логопедическая ритмика....