карточки по постановки звуков
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Постановка звука Г
При артикуляции звука [г]:
-Губы принимают положение следующего звука.
-Расстояние между резцами зависит от следующего гласного.
-Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом.
-Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
-Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
-Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].
Виды нарушения
Отсутствие звука [г]. Вместо «голова» слышится « олова», «нога» – «но а».
Вместо [г] слышится гортанный щелчок, к шуму добавляется голос. Звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель.
Звук [г] произносится проторно и представляет собой озвонченный [х] (как украинское [г]);
Звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок.
Парагаммацизм. Наиболее часто заднеязычный [г] заменяется переднеязычным [д]. Вместо «гиря» слышится «диря», вместо «нога» – «нода». Можно легко увидеть неправильную артикуляцию, попросив ребёнка произнести например, слово гамак. В начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находится внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи, если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.
Постановка звуков [Г]
По подражанию: с использованием тактильных ощущений. Воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к), затем громко звук г (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую – к шее логопеда, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произнесении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.
Механическим способом: так же как и к, только от звука д. Воспитатель нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га. Ребенок закрепляет полученный слог га, потом – гы.
Постановка звука Г’
При артикуляции звука [г`]:
Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов. Средняя и задняя часть спинки языка подняты вверх и смыкаются с задней и средней частью твёрдого нёба. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.
Дефекты произношения звуков называются гаммацизмом.
Виды нарушения
Нарушения произношения [г’] аналогичны звуку [г], но в отдельных случаях наблюдается боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.
Постановка звуков [Г`]
По подражанию: Постановка звука. Если ребенок хорошо произносит звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Логопед следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке, это способствует продвижению языка вперед, т.е. выработке артикуляции, необходимой для звука г'.
Механическим способом от звука д, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.
Постановка звука [С]
Артикуляция: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная. Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа, голос. складки разомкнуты.
Нарушения в произношении:
Фонетический(сигматизм) : межзубной.(кончик языка между верхней и нижней губой),губно-зубной (близко к Ф\ В, нижняя губа подтянута к верхним резцам), боковой (кончик языка упирается в нижние зубы ,язык ребром) призубной (кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, Т\ Д), шипящее (кончик языка оттянут от нижних резцов вглубь рта, спинка выгнута, смягчающие Ш и Ж), носовой.(корень языка поднимается и примыкается к мягкому нёбу)
Фонематический(парасигматизм) : с-ш, с-ф, с-щ, с-з, с-с`, с-ц
Постановка звука:
1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). Насосом накачиваем колесо, дует холодный ветер, сдуй шарик, подуй в горлышко бутылки.
3. От звука И. Ребенок произносит звук [и](“улыбнись широко-широко, покажи зубки, язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и”), взр. договаривает слова.
"Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c].
4. От звука Т. Зубы смыкаются в форме правильного прикуса, но не сжаты, ребенок произносит Т на длительном выдохе, растянув губы в улыбку, контролируя выдыхаемую воздушную струю(холодная и интенсивная), за длительным Т будет слышен С.
5. Постановка С на выдохе. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами, затем пусть он сомкнет слегка зубы и вытянет губы вперед трубочкой. В этом положении нужно всосать немного воздуха и почувствовать холодную струю. В результате послышится тихий С. Далее воздух туда- обратно.
6. Постановка от звука Ц. Ребенок длительно и протяжно произносит звук Ц. Можно произнести звук ТС, прерывая звучание С короткими паузами ТС-С-С-С. Далее паузы удлиняются.
7. Постановка при носовом сигматизме. Длительно произносить звук Ф, просовывая широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф, постепенно убирая кончик языка за нижные зубы.
8.Постановка при прогении. Упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный Т в этом положении.
9.Постановка звука механическим способом. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [с]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони.
Постановка звука [С`]
Артикуляция: зубы сближены, губы растягиваются больше, чем при С, напрягаются. Переднеязычные части спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направление альвеол. Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Тактильно – ощущение холодной струи, направленной вниз.
Нарушения в произношении:
Фонетический(сигматизм) : межзубной (кончик языка между верхней и нижней губой), губно-зубной(близко к Ф\ В, нижняя губа подтянута к верхним резцам), боковой (кончик языка упирается в нижние зубы, язык ребром, воздушная струя вбок; кончик языка упирается в альвиолы, воздушная струя боковая), призубной (кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, Т\ Д), шипящее (кончик языка оттянут от нижних резцов вглубь рта, спинка выгнута, смягчающие Ш и Ж), носовой (корень языка поднимается и притыкается к мягкому небу, Х с гнусением)
Фонематический(парасигматизм) : с`-ш, с`-ф, с`-щ, с-з, с`-с, с`-ц
Постановка:
Мягкий звук [с'] обычно легко ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука [с].
Постановка звука [Ц]
Артикуляция: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1-2мм. 1.Смычка:при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам\альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, дыхательная струя сильная.
Нарушения в произношении:
Фонетический (сигматизм) : межзубной, губно-зубной, боковой, призубной, шипящий.
Фонематический(парасигматизм) : ц-т, ц-ф, ц-ш, ц-ч
Постановка
1.Постановка от артикуляционного уклада. Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [Т]. (При произнесении изолированного нормального звука [Т] кончик языка упирается в передние верхние зубы.) Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука [Ц].
2. Вызывается при произнесении Т, при опущенном к нижним резцам кончике языка и прижатой передней части спинки к верхним резцам и сильном коротком выдохе.
3. Частое последовательное произнесение сочетания ТСТСТСТС
4. Для укорочения свистящего элемента используется произнесение цепочек АТСАТСАТС.
5. Игровой прием, по подражанию: Картинка-символ: Девочка просит не шуметь: [Ц]— [Ц]— [Ц]
Паровоз при остановке — тс — ц-ц.
6. Механический способ: Ребенка просят произнести, например, слог «ты», при этом надавливаем зондом вниз на кончик языка.
7. Зонд "большая петелька". Произносить Т-С. Темп ускоряется. Зондом язык за нижние зубы.
8. Длительное "С". Зондом медленно отодвинуть вглубь ротовой полости язык.
Постановка звука [З]
Артикуляция: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная. Мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа, голос, складки сомкнуты, горло дрожит.
Нарушения в произношении:
Фонетический (сигматизм): межзубной , губно-зубной, боковой, призубной, шипящее (кончик языка оттянут от нижних резцов вглубь рта, спинка выгнута, смягченный Ш и Ж), носовой.
Фонематический(парасигматизм) : з-ж, з-с, з-зь
Постановка:
Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован. После того, как ребёнок начнёт уверенно выговаривать звук «3», нужно попросить его делать голос громче и произносить данный звук ясно и отчётливо, чтобы лучше усвоить и запомнить правильное произношение звука «3». Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке "спит", мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике - горлышке. Получив правильный звук [з], следует некоторое время потренироваться произносить его изолированно от других звуков: з-з-з. Детям можно предложить позвенеть как комарик или звоночек.
Постановка звука [З`]
Артикуляция: зубы сближены, губы растягиваются больше, чем при З, напрягаются. Переднеяз.ч.спинки языка поднимается выше к твердому небу и несколько перемещается вперед в направление альвеол. Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Складки сомкнуты, горло дрожит.
Нарушения в произношении:
Фонетич.(сигматизм) : межзубной, губно-зубной, боковой, призубной, шипящей, носовой.
Фонемат(парасигматизм) : з`-ж, з`-с`, з-з`
Постановка:
Мягкий звук [з'] ставится по подражанию после закрепления произношения твёрдого звука.
Постановка звука [Ш]
Артикуляция: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам\твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Нарушения в произношении:
Фонетический (сигматизм) : межзубной (кончик языка между верхней и нижней губой, шипелявость), щечное, боковой, смягченное(ш`), свистящ(с), носовой.
Фонематический (парасигматизм) : призубной (ш-т), губн-зубной (ш-ф), ш-ж, шипящий (ш-щ)
Возможные ошибки при произнесении:
-не правильные действия губами;
-в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
-язык плотно соприкасается с альвеолами, изза чего струя воздуха проходит через провисающий –боковой край;
-язык слишком сильно сужается;
-слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.
Постановка:
1. По подражанию: ползет змея(ребенок делает чашечку, губы трубочкой и дует),шуршание листвы, лес шуршит от ветра. Если ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Са-Са-Ша-Ша
2. Механич.способ: Просим произнести несколько раз слог ра или ррр и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.
3.При боковом сигм: Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).
4.При носовом сигм: Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.
Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.
5.При отсутствии зв: Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя. Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме чашечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, можно подложить ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижать к верхней губе. "Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?" (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).
6. При губн-зуб. парасигм. (ш-ф). Ставят звук Ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук Ш от звука С с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Зонд-мал.лопаточка. Подложить под конч.языка. Произносить Са-Са. Поднять кончик языка к небу(к основанию тв.н.)
7. При шипящ.парасигм. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.
8. При свист.парасигм. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с и ш, используя картинки-символы; дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая). С помощью специальных упр. отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.
Постановка звука [Ж]
Артикуляция: губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.
Голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Нарушения в произношении:
Фонетический (сигматизм) : межзуб.(конч.яз.между верх.и ниж.губой,шипелявость), щечное, боковое, смягченное(ж`), свистящ(з), носовой(х с носов.от).
Фонематический (парасигматизм) : призубн(ж-т), губн-зуб(ж-ф), ш-ж, ж-з
Возможные ошибки при произнесении:
-не правильные действия губами;
-в процессе произнесения звука «Ж» зубы сжаты;
-язык плотно соприкасается с альвеолами, из-за чего струя воздуха проходит через провисающий –боковой край;
-язык слишком сильно сужается;
-слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.
Постановка:
После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.
Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.)
Постановка звука [Ч]
Артикуляция: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расст.между зубами 1-2мм. 1.Смычка:при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам\альвеолам,с которыми производит смычку. Боковые края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, гол.складки разомкнуты, дых.струя сильная.
Нарушения в произношении:
Фонетический (сигматизм) : межзуб.(конч.яз.между верх.и ниж.губой,шипелявость), щечное, боковое, смягченное(ш`), свистящ(с), носовой(х с носов.от).
Фонематический (парасигматизм) : ч-т`, ч-щ, ч-с`, ч-ц
Постановка:
1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.
2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуковть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!
Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».
3.Механический способ: Ребенок произносить АТЬ. Зонд мал. лопаточка. Язык горочкой. Нажимать на переднесреднюю часть языка, отодвигать язык вглубь ротовой полости. АТЬ-АЧЬ.
Постановка звука [Щ]
Артикуляция: губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнята к тердому небу,задняя часть опущена и продвинута вперед, голосовые складки разомкнуты. Сильная выдыхаемая струя проходит через 2 щели: между средней частью спинки языка и твердым небом; между кончиком языка и передними зубами. Образуется более высокий шум, чем при Ш.
Нарушения в произношении:
Фонетич.(сигматизм) : межзуб.(конч.яз.между верх.и ниж.губой,шипелявость), щечное, боковое(к.яз.в ниж.з.,язык ребром,хлюп.зв,возд.стр.вбок; к.яз.в альв.,возд.стр.бок.), смягченное(ш`), свистящ(с), носовой.
Фонемат(парасигматизм) : щ-т, щ-ф, щ-ш, щ-ч , щ-т`
Ошибки при постановке:
-при выдыхании кончик языка отходит от альвеол(нужна более узкая щель)
-язык не должен ускользать из-под пальца. Кончик должен лежать у альвеол.
Постановка:
1. Сядьте перед зеркалом и расскажите ребёнку историю о маленьком паровозике, который учится ездить по рельсам. В роли паровозика будет выступать язычок. Рельсы – верхние коренные зубы. А теперь – в путь! Боковые края языка, словно колёсные пары вагонов, катаются взад и вперёд по верхним коренным зубам. Обязательное условие: «колёса» должны крепко стоять на рельсах и ни в коем случае с них не съезжать! Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам. Движения широкого язычка – с максимальной амплитудой. Выполняя это упражнение в течение нескольких дней (недель), ребенок научится удерживать язык в верхнем положении. Теперь пусть попробует произнести звук [Щ] изолированно. Лучше всего это получится во время уборки квартиры. Вместе с ребёнком возьмитесь за шланг пылесоса и, проведя щёткой по ковру, произнесите: «Щ_____, Щ_____». Правда, здорово? А теперь энергично почистите одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …». Это будет первый этап автоматизации звука [Щ].
2.Механический способ: Произносить слог АСЬ. Нажимать маленькой лопаточкой на переднесреднюю часть языка отодвигать язык вглубь ротовой полости. Чтобы было АСЬ-АЩЬ.
3.Длительно произносить звук Ч-Ч-Ч-Щ
Постановка звука [К]
Артикуляция: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;зубы разомкнуты:
кончик языка лежит у основания нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены,
задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется; воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Нарушения в произношении:
Фонетич.(каппацизм) : горловое, гортанное. Звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок.
Фонемат(паракаппацизм) : к-т, к-х
Постановка:
1. Постановка звука по подражанию. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом - «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха. Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]».
2.Постановка звука [к] от правильного [х]
• Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
• Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
• В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I).
• После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
• Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).
3. Постановка звука [к] на вдохе
• Ребенок должен как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
• Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].
В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее»). Для того чтобы избежать раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом.
• Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
• Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.
4. Механический способ: Исходное положение: губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит у основания нижних резцов.
Произносим слоги ТА-ТА-ТА...
Во время признесения слогов чисто вымытым пальцем или кончиком ватной палочки слегка нажимаем на передн. часть спинки. языка, постепенно отодвигая его назад, в глубину рта. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».
Постановка звука [Х]
Артикуляция: Кончик языка немного отходит от нижних зубов, задняя часть спинки языка неполностью смыкается с небом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выходит воздух, произв. шум. Голосовые связки разомкнуты.
Нарушения в произношении:
Фонетич.(гамманизм) : голосовое, гортанное
Фонемат(парагамманизм) : х-т
Постановка:
1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА
2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками.
3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.
4. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
Постановка звука [Й]
Артикуляция: Губы несколько растянуты, но меньше, чем при И. Расстояние между резцами 1-2мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки яз. сильно поднята к твердому небу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхних боковые зубы. Мягкое небо поднято, голосовые связки колеблются выдыхаемая струя воздуха слабая.
Нарушения в произношении:
Фонетич.(йотацизм) : мягкое нижней и верхней артикуляции
Фонемат(парайотацизм) : j-л` (й-зь, й- и, й-хь редко)
Постановка:
1.Постановка Й от сочетания АИА. Ребенок сначала произносит медленно длительно, а потом под сигнал логопеда (например, хлопки или отстукивание) ускоряет темп произнесения звукокомплекса, произнося его на одном дыхании без паузы: АИАИАИАИАИАИА ..... Слышится АЙ (на звук И следует делать нажим на небо языком, а последний гласный произносить кратко).
От гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа — иа-иа-иа — йа-йа-йа, ио-ио-ио — ио-ио-ио — йо-йо-йо, иу-иу-иу — иу-иу-иу — йу-йу-йу, иэ-иэ-иэ — иэ-иэ-иэ — йэ-йэ-йэ.
2. От словосочетания ЗЯ. Ребенок тихо тянет слог ЗЯ. С помощью шпателя логопед слегка нажимает на кончик языка и отодвигает его глубже в полость рта.
3.Постановка от звука И. Замена временная зыка Й звуком И с его постепенным сокращением. Тихим низким голосом ребенок произносит звук И(зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке , широкий распластанный язык упирается в нижние зубки). На фоне произнесения такого звука по сигналу логопеда резко, отрывисто и кратковременно прижать язык к альвеолам. В этот момент слышится звук Й, тоесть ребенок произносит И-И-ИЙ. Далее можно потренировать этот звук в словах, произнося вместо Й:ЗАИКА, ЛЕИКА.
4. От мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.
5. Постановка звука с механической помощью. Ребенок опускает кончик языка к нижним резцам, улыбается и приоткрывает рот так, чтобы можно было ввести шпатель. В таком положении рекомендуется протяжно произносить звук И. Логопед нажимает шпателем на кончик языка и продвигает очень медленно в глубь рта, пока не послышится Й.В этой позиции следует задержать шпатель, чтобы ребенок мог зафиксировать артикуляционную позу.
Постановка звука [П]
Артикуляция: Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые складки разомкнуты, мягкое небо поднято.
Нарушения в произношении:
-Замена двугубным Ф. Неплотно сомкнуты губы – утечка воздуха. Призвуки эПУШКА, СУПэ. Графическое исправление СУПЭ. Перевод на шёпотную речь. Полузвонкий звук. Вибрируют голосовые связки. Щёлкающий звук. Воздух идёт в себя. Выработать воздух , упражнения на поддувание. Озвончение Б – П. Обратная позиция ОП + голос. Если прогения или прогнатия даём артикуляционную гимнастику.
Постановка:
1. По подражанию. Логопед показывает ребенку и объясняет артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как пыхтит каша?» Ребенок отвечает: «П-п-п...»
2. Хлопай губами и дуй одновременно , но сначала губы увлажни слюной(показ ребенка)
3. Механическим способом. Произносить звук [ф], указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, похлопывать губы.
Постановка звука [Б]
Артикуляция: В первый момент губы смыкаются, напрягаются. Во второй момент смычка взрывается, воздух выталкивается наружу. Расстояние между резцами небольшое. Положения языка зависит от следующего звука (язык пассивен). Положение мягкого неба поднято закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Можно осязать воздушную струю толчкообразного характера, слабее, чем при П.
Нарушения в произношении:
1)«Оглушение».Акустические эффекты П – разомкнуты голосовые связки. Озвончаем- помещаем между гласными.
2)Чрезмерное раздувание щёк. Показать , что это не красиво , поупражняться на слогах .
Отклонения в артикуляции: Губы могут быть недостаточно напряжены; Могут размыкаться без взрыва ; Язык может быть напряжен; Небная занавеска может быть опущена; Голосовые связки могут быть разомкнуты.
3)Гнусавость(Б-мБ). Фальцет. Перенапряжены голосовые связки –высокий головной голос .
Произношение этих звуков нарушается крайне редко, обычно при выраженных дефектах губ. Звуки П и Б в редких случаях могут заменяться губно-губными звуками Ф и В. Могут быть взаимозамены Б – П, чаще в сторону оглушения. Замены Б на М возможны при открытой ринолалии.
Постановка:
1.По подражанию. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [п] и [б] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка положить на гортань логопеда) и легким раздуванием щек произнести [б] (приложить руку ребенка к щеке).
2. Механическим способом. С голосом спокойно и длительно дуть на пассивные губы, при этом должны надуваться губы и щеки. должен получиться звук, приближенно напоминающий [в] - двугубный [в]. Затем двигать указательным пальцем, расположенным горизонтально под нижней губой, вверх - вниз, производя попеременное смыкание и размыкание губ.
Постановка звука [Л]
Артикуляция: Положение губ, зубов – в зависимости от последующего гласного (при постановке звука артикуляция более утрированная, здесь представлена естественная артикуляция). Кончик языка узкий, смыкается с поверхностью основания верхних резцов и альвеолами. Средняя часть спинки языка опущена. Корень языка отодвинут назад, поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам имеются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык в форме седла. Мягкое нёбо поднято (Л — ротовой звук). Голосовые складки сомкнуты.
Нарушения в произношении:
Фонетические наруш(ламбдацизм):Звуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются.
Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.
Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).
Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).
Фонематические наруш(параламбдацизм): - [Л] - [В], [Л] - [Г], [Л] - [Д], [Л] - [j], [Л] - [Л'], Л-Ы, Л-Р
Постановка:
Для правильного произношения звука л надо выработать:
-подъем кончика языка вверх;
-подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки o, у, ы;
-умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.
1.По подражанию. Ребёнку объясняется и показывается правильная артикуляция звука Л. Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т.к. получить звук Л таким образом получается не часто, но попробовать стоит.
2. Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъёмом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает язык между зубами, кончик прикусывается. При этом должен получиться вполне приличный звук Л. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ…). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл), можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.
3. Постановка звуков [Л], [Л'] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме. Мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Пусть малыш постепенно «прячет» язык за верхние зубки. Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их подушечками пальцев.
5.Постановка звука на фоне произнесения гласного А. Пусть ребенок негромко низким голосом тянет звук А, рот широко открывать Не нужно. Выдох, как ровная струя горячего воздуха, должен ощущаться на подставленной ко рту ладони. Во время такого произнесения необходимо стучать языком о верхние зубы. Будет слышится звукосочетание ЛА-ЛА-ЛА с усеченным произнесением гласного.
6. Постановка звука [Л] от «жужжащего» звука. Нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остается на дне ротовой полости. В этом положении сквозь зубы ребенок должен «выдувать» воздух себе на ладонь. Упражнение выполняют с подключением голоса, чтобы получался нечеткий «жужжащий» звук. Во время его произнесения ребенок прижимает кончик языка одновременно к нижним и верхним резцам. Звучание «жужжащего» звука при этом не изменяется. Зубы можно слегка раздвинуть, чтобы был виден язык. Логопед следит, чтобы ребенок не сближал губы и не складывал их рупором. Далее объединяем «жужжащий» звук с гласным, например В момент отрыва языка от зубов будет получаться слог [ЛА]. В дальнейшем нужно устранить из произношения «жужжащий» призвук. Для этого ребенок произносит слог очень тихо (продолжая ощущать выдох на ладони и движение воздуха на губах).
7. Постановка звука от мягкого [Л']. Рекомендовано его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребенка не требуется больших мышечных усилий, а следовательно не увеличивается спастика органов артикуляции.
Логопед просит произнести слог ЛЯ, прижимая к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть языка. Для этого ребенку придется загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки опустить «ковшиком». Этот прием устраняет излишний подъем средней части языка, который вызывает мягкое произношение [Л].
8. При прогенин (нижняя челюсть выступает вперед) звук [Л] можно вызывать следующим образом: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный [ААААА], попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними резцами. В результате будет получаться слоги ЛА-ЛА.
Постановка звука [Л`]
Артикуляция: губы в полуулыбке; зубы сближены;кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка. Воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Нарушения в произношении:
Фонетические наруш(ламбдацизм):Звуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «ента» (лента), «имон» (лимон), «Ёша» (Лёша) и т.д.
Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.
Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).
Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).
Фонематические наруш(параламбдацизм): - [Ль] - [Вь], [Ль] - [Гь], [Ль] - [Дь], [Л] - [Л']
Постановка:
1. После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю.
2. Постановка звука [Л'] от [Л]. Чаще всего у ребенка в процессе работы над твердым Л спонтанно возникает мягкий парный звук [Л]. Если этого не происходит, мягкий звук можно вызвать от твердого с помощью постановочного логопедического зонда №3. Это делается при протяжном произнесении [Л], выгибая вверх язык зондом, установленным на спинке языка.
Постановка звука [Ф]
Артикуляция: Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Вдых.воздух проходит в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые складки разомкнуты, верхнее небо поднято.
Нарушения в произношении:
Произношение звуков В и Ф нарушается редко. Как правило, это происходит при дефектах нижней губы (короткая или обвислая).
Возможно губно-губное произношение этих звуков (В похож на Б, Ф похож на П), а также взаимозамены звуков В-Ф.
Постановка:
1.По подражанию.Логопед обращает внимание ребенка на поднятую к верхним резцам нижнюю губу. Потом спрашивает: «Как фыркает ежик?» Ребенок отвечает: «Ф...ф...ф...»
2. Механическим способом. Производить выдох на неплотно сомкнутые губы, указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхним резцам.
Постановка звука [В]
Артикуляция: Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Вдых. воздух проходит в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые складки сомкнуты, верхнее небо поднято.
Нарушения в произношении:
Произношение звуков В и Ф нарушается редко. Как правило, это происходит при дефектах нижней губы (короткая или обвислая).
Возможно губно-губное произношение этих звуков (В похож на Б, Ф похож на П), а также взаимозамены звуков В-Ф.
Постановка:
1. По подражанию. Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция
звуков [в] и [ф] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка нужно положить на гортань
логопеда). Затем спрашивает: «Как дрожат от холода?» Ребенок отвечает: «В-в-в...»
2. Механическим способом. Произносить звук [у], указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхним резцам.
Постановка звука [Ф`]
Артикуляция: Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута, голосовые связки сомкнуты, верхнее небо поднято.
Нарушения в произношении:
Произношение звуков В и Ф нарушается редко. Как правило, это происходит при дефектах нижней губы (короткая или обвислая).
Возможно губно-губное произношение этих звуков (В похож на Б, Ф похож на П), а также взаимозамены звуков В-Ф.
Постановка:
По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;
Постановка звука [В`]
Артикуляция: Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка выгнута. Выдых. воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые складки сомкнуты, верхнее небо поднято.
Нарушения в произношении:
Произношение звуков В и Ф нарушается редко. Как правило, это происходит при дефектах нижней губы (короткая или обвислая).
Возможно губно-губное произношение этих звуков (В похож на Б, Ф похож на П), а также взаимозамены звуков В-Ф.
Постановка:
См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.
Постановка звука [Т]
Артикуляция: Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Нарушения в произношении:
Звуки [т', д'] могут произноситься с неясным шипящим призвуком, так, что звук [т'] несколько отдает в [ч], а звук [д'] в звук, напоминающий озвонченный звук [ч] ([д'ж'])
• Звук [т'] может произноситься как нечетко звучащий [ч], а звук [д'] — как звук [д'ж'] (причем [ж'] слышится смягченным и неточным). Избыточная артикуляция губ при этом отсутствует. Способ постановки — любой.
• Звуки [т', д'] могут произноситься с оттенками звуков [к' и г']. Иногда может даже казаться, что звуки [т', д'] почти заменяются на эти звуки. Это объясняется тем, что язык ребенка оттянут в глубь рта. Губы при этом растянуты в очень выраженную и напряженную улыбку. Способы постановки — I, III. При всех видах нарушения произношения воздушная струя практически не выходит изо рта ребенка, а «распыляется» внутри.
Постановка:
1. По подражанию. Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад. Затем спрашивает: «Как стучат молотком?» Ребенок отвечает: «Тук-тук...»
2. Исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
3. Ребенок должен улыбнуться, кончик языка зажать между губами и «плюнуть». Получится межзубный [т], затем шпателем отодвинуть язык к верхним резцам.
4. Произносить звук [п] одновременно положив язык между губами. В таком положении произносить слог «па», сильно улыбаясь. В момент произнесения шпателем отодвинуть кончик языка к верхним резцам.
5.Постановка звуков [т] ([д ]) при аномалиях строения речевых органов. При вертикальном прикусе звуки [т'] ([д']) ставятся третьим способом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам. В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цокающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхлипыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Таким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминающий мягкий звук [т']. При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы находились в широкой улыбке. В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить . Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н'] кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним. В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок.
Постановка звука [М]
Артикуляция: Губы сомкнуты, выдых.возд.струя проходит через нос, т.к. небо опущено. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский, голос.складки сомкнуты, голос.
Нарушения в произношении:
Произношение этих звуков нарушается крайне редко, обычно при выраженных дефектах губ. Звуки П и Б в редких случаях могут заменяться губно-губными звуками Ф и В. Могут быть взаимозамены Б – П, чаще в сторону оглушения. Замены Б на М возможны при открытой ринолалии.
«Закрытая гнусавость» М на Мб. Поднята нёбная занавеска, губы напряжены, размыкаются со взрывом, При исправлении идти от обратного слога АМ. Замена М на Мн. Связки разомкнуты, губы сомкнуты,напряжены, размыкаются со взрывом. М ______ пауза,А. Паузу постепенно сокращать. Призвук М=Мпа(Мба). Исправляем как предыдущий дефект. Если есть чистая замена на П или Б, звук ставим заново. Голосовые связки могут быть сомкнуты слабо или сомкнуты, но не вибрировать. Используем тактильно-вибрационные ощущения.
Постановка:
1.Постановка осуществляется по подражанию, следует обращать внимание на плотно сомкнутые губы.
Логопед спрашивает: «Как мычит корова?» Ребенок отвечает: «Му-му».
2.Слухо-зрительно, анализ слова до звука МАМА-АМ-М. Тактильно-вибрационный способ (щёки). Произносить звук протяжно.
3. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Постановка звука [Н], [Н’]
Артикуляция: Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.
Нарушения в произношении:
Постановка:
1. По подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.
2. По подражанию.Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад. Потом спрашивает: «Как погоняют лошадь?» Ребенок отвечает: «Но-но-но...»
3. На базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.
4. Механическим способом.
Придавить шпателем переднюю часть языка к верхним резцам.
Артикуляция [Н’]
Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к альвеолам за верхн. зубами выдых. воздух проходит через нос. голосовые складки сомкнуты.
Постановка:
1.по подражанию.
2. от звука Н. В момент произнесения звука Н логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.
Постановка звука [Р]
Артикуляция: губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного); зубы - разомкнуты; язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; голосовые связки - вибрируют, давая голос; воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Причины нарушения звуков р и рь:
- укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха.
Нарушения в произношении:
- отсутствие звука [р], ротацизм велярный (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р].)
- ротацизм боковой (искаженное произношение [р] или [рь], (боковое [р]), когда при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов... При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].);
- ротацизм билабиальный (синонимы: лабиальный, губной, двугубный) (искажение [р] и [рь], при котором звук образуется за счет вибрации губ. При билабиальном ротацизме получается звук, похожий на [прр], так называемое кучерское [р]);
- ротацизм одноударный (проторный) (дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, переодические же его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр]);
- ротацизм щёчный (нарушение [р] и [рь] (щёчное [р]), при котором струя выдыхаемого воздуха проходит между щеками и краями языка, вызывая вибрацию одной или обеих щёк);
- ротацизм назальный (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки. Назальный ротацизм возникает при неполном нёбно-глоточном затворе (при врожденном укорочении мягкого нёба));
- ротацизм фарингеальный (глоточный) (дефектное произнесение [р] и [рь] обусловлено образованием похожего на [р] хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки);
Постановка:
1 способ постановки звука [Р]:
Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!
2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).
4 способ постановки звука [Р]: Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.
Постановка звука [Р`]
Артикуляция: губы находятся в положении следующего гласного; зубы на расстоянии нескольких миллиметров; кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам; средняя часть спинки языка поднимается к небу; посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Постановка:
1. После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.
2. Подобрать 5 картинок с изображением разных труб (музыкальных инструментов), от большой до маленькой. Игра «Угадай, на какой трубе играем». Воспитатель говорит детям, что в военном оркестре играет много разных труб и все они звучат по-разному. Потом он последовательно выставляет на доске картинки (по одной) с изображением труб и воспроизводит их звучание:
«ра-ра-ра»; «ри-ри-ри»; «ря-ря-ря»; «рё-рё-рё»; «рю-рю-рю».
Дети повторяют за ним, как играет каждая труба. Потом воспитатель произносит звукосочетания ра, ри, ря, рё, рю, а дети показывают соответствующие картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Способы постановки звуков- карточки
Карточки- способы постановки звуков...
Карточки на постановку звуков
В материале представлены способы постаноки звуков механическим способом и по подражанию....
Карточки для постановки звука /Р/.
Карточки для постановки звука /Р/....
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....