Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (средняя группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка
«Пластилиновая живопись»
для детей 4-5 лет
на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_plastilinovaya_zhivopis.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска
РАССМОТРЕННО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МАДОУ «ДСКН №4»
МАДОУ ДСКН № 4 г. Сосновоборска г. Сосновоборска
Протокол №_____ от«___» ____ 2022 г _________________В.В. Тиншан
приказ № _____ от______2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Пластилиновая живопись»
для детей 4-5 лет
на 2022-2023 учебный год
Составили воспитатели: Хацкевич О.В.
Филимонова ТЮ.
г. Сосновоборск
2022 г.
Содержание:
1.Паспорт программы …………………………………………………………3
2.Актуальность программы ………………………………………………..…..5
3.Пояснительная записка ………………………………………………………6
3.1.Цели и задачи программы…………………………………………….….…6
3.2.Принципы, методы реализации программы…………………………..…...7
3.3 Методы и способы…………………………………………………………...7
3.4.Предполагаемый результат………………………………………………….8
4.Календарно тематическое планирование с детьми…………..……………..8
4.1Основные приемы лепки……………………………………………………21
5.Расписание занятия…………………………………………………………...22
6. Перспективный план с родителями…………………………….…………..23
7.Диагностика ожидаемых результатов………………………………………24
Литература………………………………………………………………………26 Приложение……………………………………………………………………..27
- Паспорт программы
Наименование Программы | Программа кружка по пластинографии «Пластилиновая живопись» общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет на 2022-2023год. |
Основание для разработки Программы | Закон РФ «Об образовании» от 29.12. №273-ФЗ Санитарно эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1 3049 -13) Приказ Министерства образования России от 17.10. 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта». Модифицированная, составлена на основе методической литературы по изобразительной деятельности для дошкольников Программа «ООП ДО» Образовательная программа МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновборска |
Организация исполнитель программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Сосновоборска детский сад №4 |
Заказчики Программы | Педагогический совет, родители. |
Составители программы | Воспитатели: Филимонова Т.Ю., Хацкевич О.В. |
Цель Программы | Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии |
Задачи Программы | Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии. Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).. Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате систематических занятий у детей развивается моторика рук. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. |
Сроки реализации | 1 год |
2.Актуальность
В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, нами был организован кружок художественной направленности “Волшебный пластилин”- основной идей которой является рисования картин – пластилином.
У ребенка, занимающегося пластилинографией, развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографиейпозволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
3. Пояснительная записка
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
3.1. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством пластилинографии.
Задачи:
учить:
-основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание и т.д.).
-передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
-принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
-обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- самостоятельно создавать художественные образы.
развивать:
-мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-интерес к процессу и результатам работы.
-интерес к коллективной работе.
-творческие способности, фантазию, воображение.
воспитывать:
-аккуратность в работе с пластилином.
-желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
-эстетические чувства, эмоции, переживания.
активизировать:
-умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
3.2. Принципы реализации программы:
-Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
-Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку из пластилина;
-Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
- Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
3.3Методы и способы:
- рассматривание и обыгрывание образца;
- показ приемов лепки;
- необходимая индивидуальная помощь воспитателя детям;
- положительная оценка детских работ;
- сюрпризные моменты;
- подвижные, пальчиковые развивающие игры;
- загадки;
- выставки;
- совместное обсуждение работ.
3.4.Предполагаемый результат:
-У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
-Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
-Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
- Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
4. Календарно тематическое планирование с детьми
Неделя | Тема | Содержание | Материалы | |
Сентябрь | ||||
1 | «Созрели яблочки в саду» | 1. Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 2. Развивать эстетическое восприятие природы. | Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин краснного, желтого или зеленого цветов; стека. | |
2 | «Осенние листья» | 1. Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. 2. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику. 3. Воспитывать навыки аккуратности. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека. | |
3 | «Пушистое облачко» | 1. Учить создавать образ облачка: отщипывание и примазывание пластилина пальчиками. 2. Вовлекать детей в сотворчество с воспитателем через создание коллективной композиции. | Картон голубого цвета; пластилин белого цвета; доска для лепки. | |
4 | «В гости к солнышку» | 1. Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?). 2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. 4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца. | Плотный картон синего цвета, размер ½ А4; пластилин желтого и красного цветов; доска для лепки. | |
Октябрь | ||||
1 | «Радужное настроение» | Правильно подбирать цвета и оттенки. 1. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки. 2. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. 3. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность | Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши. | |
2 | «Красивые бусы для куклы Полины» | 1.Учить чередовать цвета в определённом порядкепо словесной инструкции воспитателя. Отщипывать и сплющивать их на листе картона. 2.Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику. | Плотный картон белого цвета цвета, размер ½ А4; пластилин желтого, зеленого и красного цветов; доска для лепки | |
3 | «Овощи» | 1. Расширять представление детей об овощах (форма, цвет, величина). 2. Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефные рисунки (точки, полоски). 3. Развивать правильноецветовосприятие, мелкую моторику. | Плотный картон жёлтого цвета; пластилин зелёного и красного цвета; стека; доска для лепки. | |
4 | «Мухомор» | 1. Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные-несъедобные). 2. Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки. 3. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, цветовосприятие. | Плотный картон жёлтого цвета; пластилин красного и белого цвета; доска для лепки | |
Ноябрь | ||||
1 | «Подарок для Хрюши» | 1. Закрепить представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму). Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное, дарить подарки. | Пластилин розового цвета; стека; картон яркого цвета 1\2; бисер; бантики. | |
2 | «Ветка рябины» | 1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. 2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности. 3.Закреплять с детьми знания о красном цвете. 4.Развивать мелкую моторику. | Картон белого цвета; пластилин красного цвета; карандаш коричневого цвета доска для лепки. | |
3 | «Дождь-проказник» | 1. Учить рисовать капли дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина; отрабатывать приём «скатывания». 2. Развивать чувство ритма, цвета. 3. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. | Картон стального цвета; пластилин синего цвета; доска для лепки. | |
4 | «Хвост с узорами, сапоги со шпорами» | 1. Обучать рисованию длинных изогнутых линий с помощью пластилина. 2. Развивать творческие способности. | Картон жёлтого цвета с фигурой петушка, пластилин красного, синего, зелёного, оранжевого цвета; доска для лепки. | |
Декабрь | ||||
1 | «Откуда ёлочка пришла» | 1. Расширить представления детей об истории новогоднего праздника. Закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. 2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации) | Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; пластилин зелёного цвета.. | |
2 | «Снежинка» | 1. Расширять представления детей о зиме. 2. Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок». 3. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. | Плотный картон голубого цвета; пластилин белого цвета; доска для лепки. | |
3 | «День рождение медвежонка» | 1. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. 3. Воспитать чувство сопереживания и совместной радости с игровым персонажем. 4. Развивать эстетическое восприятия. | Плотный картон жёлтого цвета; пластилин коричневого цвета; доска для лепки. | |
4 | «Рукавичка для Деда Мороза» | 1.Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. 2.Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. | Плотный картон голубого цвета; картинка шара, цветной пластилин; доска для лепки. | |
Январь | ||||
1 | «Снеговик» | 1. Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания. 2. Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. | Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик. | |
2 | «Зайка серенький» | 1. Продолжать закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. 3. Воспитать чувство сопереживания и совместной радости с игровым персонажем. 4. Развивать эстетическое восприятия. | Плотный картон розового цвета с силуэтом зайца, размер А4; стека. | |
3 | «Три поросенка» | 1. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. 2. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. 3. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. 4. Развивать моторику пальцев рук. | Плотный картон розового цвета с силуэтом поросёнка, размер А4; стека. | |
4 | «Кудряшки для овечки» | 1 Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием; 2.Развивать согласованности в работе обеих рук; 3 Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. . | Заготовки “картинок” по кол-ву детей, игрушка и картинки овечки, цветной пластилин, стеки, досочки | |
Февраль | ||||
1 | «Танк» | 1. Учить детей лепить плоскостное изображение танка, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали танка. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Воспитывать любовь к своей родине. | Картон голубого цвета с силуэтом танка; размер А4, пластилин зелёного цвета; стека; игрушка танк. | |
2 | «Быстрокрылые самолеты» | 1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей; 2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками); 4 Развивать согласованности в работе обеих рук; 5 Воспитывать желание работать самостоятельно. | Незавершённая композиция «Быстрокрылые самолеты» по кол-ву детей, бумажные самолетики, картинки с изображением. Самолётиков, книги о транспорте, альбом «воздушный транспорт» | |
3 | «Шубка для ёжика» | 1. Учить моделированию образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками, используя приёмы скатывания и примазывания. 2. Формировать интерес к созданию коллективной композиции. 3. Воспитывать любовь к животным. | Картон жёлтого цвета с фигурой ёжика, пластилин коричневого цвета; доска для лепки. | |
4 | «Праздничный торт» | 1.Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. 2.Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, 3.Вызывать радость от проделанной работы. 4.Развивать согласованность в работе обеих рук 5.Воспитывать аккуратность. | Картон, цветной пластилин, стека | |
Март | ||||
1 | «Воздушные шары для праздника» | 1. Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера, цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности. 2. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. | Картон жёлтого цвета с силуэтом шарика; размер А4; набор пластилина; стека; игрушка воздушный шарик. | |
2 | «Разноцветные рыбки» | 1 Закрепить приёму «скатывания» кругообразными движениями. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по горизонтали, создавая изображение рыбки в движении; учить передавать характерные особенности (раздвоенный хвостик). 2 Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук. 3.Развивать согласованность в работе обеих рук. | Плотный картон синего цвета; пластилин красного, злёного, жёлтого цвета; стека; доска для лепки, | |
3 | «Разноцветные рыбки» (продолжение) | 1 Закрепить приёму «скатывания» кругообразными движениями. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по горизонтали, создавая изображение рыбки в движении; учить передавать характерные особенности (раздвоенный хвостик). 2 Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук. 3.Развивать согласованность в работе обеих рук. | Плотный картон синего цвета; пластилин красного, злёного, жёлтого цвета; стека; доска для лепки, | |
4 | «Веточка мимозы в подарок маме» | 1.Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. 2.Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. 3.Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. 4.Воспитывать любовь и внимание к родным и близким. | Картон, цветная бумага, пластилин желтого цвета. | |
Апрель | ||||
1 | «Душистый снег» | 1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание. 2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие. 3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | Картон розового цвета с силуэтом дерева; размер А4; пластилин белого цвета; стека; иллюстрации цветущих деревьев. | |
2 | «Душистый снег» (продолжение) | 1. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание. 2. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие. 3. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | Картон розового цвета с силуэтом дерева; размер А4; пластилин белого цвета; стека; иллюстрации цветущих деревьев. | |
3 | «Чашка для куклы Кати» | 1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. 2.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. 3.Развивать аккуратность в работе с пластилином. | «Чашка для куклы Кати» | |
4 | «Клубочки для котёнка» | 1Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. 2.Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. 3.Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. 4.Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие. | Картон, цветной пластилин, стека | |
Май | ||||
1 | «Чудо ромашка» | 1. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. 2. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. | Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; размер А4; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; | |
2 | «Разноцветный светофорчик». | 1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. 2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. 3.Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. 4.Развивать аккуратность в работе с пластилином.
| Картон черного цвета, пластилин желтого, красного, зеленого цветов, стека. | |
3 | «Велосипед» | 1.Показать детям как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей; 2.Дополнять изображение характерными деталями (окошками); 4 Развивать согласованности в работе обеих рук; 5 Воспитывать желание работать самостоятельно. | Незавершённая композиция «Велосипед» по кол-ву детей, картинки с изображением.велосипеда, книги о транспорте, альбом «наземный транспорт» | |
4 | Диагностика (контрольная) | 1.Выявить уровень владения основными приёмами работы в технике пластилинографии; 2,Уровень развития мелкой моторики. |
4.1 Основные приемы лепки пластилином.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием- можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
5. Расписание занятий
Занятия кружка «Пластилиновая живопись» проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, дли-тельность – 20 минут;
Среда – 17.00- 17.20
Продолжительность занятия (мин) | Периодичность занятий в неделю | Кол-во занятий за учебный год | Кол-во часов в месяц (мин) | Кол-во часов в год (мин) |
20 | 1 | 36 | 80 | 720 |
6. Перспективный план работы с родителями
Сентябрь | 1. Родительское собрание: а). Организационные вопросы. б). Ознакомление родителей с результатами диагностики. в). Ознакомление родителей с задачами кружка «Волшебный пластилин». Консультация: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». |
Октябрь | Консультация:«Правила рисования пластилином» |
Ноябрь | Консультация: «Детское творчество как способ восприятия огромного мира» |
Декабрь | Мастер-класс «Мастерская Деда Мороза» |
Январь | Консультация: «Роль творчества в жизни ребенка» |
Февраль | Выставка детских рисунков и поделок «Наши таланты» |
Март | Консультация: «Чтобы не было скучно» Рекомендовать родителям совместно с детьми изготовить подарок для бабушки. |
Апрель | Родительское собрание: «Итоги работы за 2022-2023 учебный год» Отчет о проделанной работе кружка «Волшебный пластилин» |
Май | Выставка детских работ «Волшебный пластилин». |
7. Диагностика ожидаемых результатов
№ п/п | Имя, фамилия ребенка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | ||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 |
Характеристика оценки детей имеет три уровня:
Высокий уровень 5 баллов – в процессе лепки ребёнок создает образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передает формы соотношением частей по величине, использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Средний уровень 3 – 4 балла – в процессе лепки не всегда передает форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращается за помощью к педагогу. Ребёнок владеет основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.
Низкий уровень 0 -2 балла – в процессе лепки не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеет основными приемами лепки, не использует стек для украшения. В процесс работы обращается постоянно за помощью к педагогу.
Начало года. Количество человек в группе_________
Из низ:
Высокий уровень имеют________детей
Средний уровень имеют ________детей
Низкий уровень имеют ________ детей
Конец года. Количество человек в группе__________
Из низ:
Высокий уровень______________детей
Средний уровень______________детей
Низкий уровень_______________детей
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
4. Запорожец, А.В., Венгер, Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 2007. – 323с.
5.Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.- М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
6. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. ˗ М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников ˗ М.: Издательство АСТ, 2002.
10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования,2014.
Приложение
Диагностические задания
Задание №1 «Зернышки для петушка»
Цель: Выявить умения детей отщипывать пластилин и скатывать «зернышки» двумя пальчиками.
Материал: пластилин, дощечка, салфетка, игрушка петушок.
Инструкция к проведению: Беседа и выполнение задания.
- Рассмотри петушка и опиши его.
- Петушок дикая или домашняя птица?
- Что любит кушать петушок?
- Угости петушка зернышками.
Задание №2 «Весёлые матрёшки»
Цель. Выявлять умения детей лепить из пластилина различные формы предметов.
Материал: пластилин, дощечка, стека.
Инструкция к проведению: Проводится беседа и выполнение ребёнком задания.
- Рассмотри матрёшек, что у них есть?
- Какое у них туловище, какой формы?
- Покажи где голова у матрёшки, какая она?
- Покажи, как ты раскатаешь шарик?
- Вылепи матрёшку и стекой наметь глаза и рот.
Задание №3 «Торт для кукол»
Цель. Выявить умения детей создавать образы разных предметов и игрушек, используя все многообразие усвоенных приемов лепки.
Материал: тесто, доска, стека.
Инструкция к проведению:
- Вспомните, какой формы бывают торты и как они украшены?
- Какими декоративными элементами можно украсить торт?
- Вылепи торт, укрась его шариками и валиками.
- Покажи, как нужно работать стекой?
- Нанеси точки и полоски.
Задание №4 «Черепаха»
Цель. Выявлять умения детей лепить из пластилина различные формы предметов.
Материал: пластилин, дощечки, стеки, большая доска, игрушка, черепаха.
Инструкция к проведению: дети вместе с воспитателем рассматривают черепаху, беседуют о ней. Воспитатель предлагает рассказать, из каких частей состоит ее тело. После этого воспитатель объясняет, как лепить черепаху. Он берет кусок пластилина, делит его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепит панцирь с туловищем — скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок пластилина он делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища — это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.
После объяснения воспитатель предлагает детям подумать, что будет делать черепаха. Каждый должен придумать что-то свое: черепаха может ползти — лапы раздвинуть в разные стороны; может испугаться — тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь. И т. д.
Что ты можешь рассказать о своей черепахе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разновозрастной группы № 5 "Малышок" (3-5 лет) на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разновозрастной группы «Малышок» разработана воспитателями МКДОУ ХМР «Детского сада «Сказка» п. Горноправдинск»Про...
Рабочая программа воспитателей первой младшей группы «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2022 - 2023 учебный год
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа (далее – Программа) спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанник...
Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности №6 "Ромашки"2022-2023 учебный год.
Данная программа разработанна на основе Основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" Н.С.Вераксы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во 2-ой младшей группе на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»....
Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год
АктуальностьВ настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в...
Рабочая программа кружка в подготовительной группе «Непоседы» «Волшебная мастерская» на 2022-2023 учебный год
Актуальность в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность сиспользованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболееблагоприятной для творческого развития способностей ...