Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?
консультация по коррекционной педагогике
Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebenok_s_ras_vas_ne_vidit.docx | 61.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок с РАС вас "не видит" и "не слышит"? Как начать общение?
Сегодня поговорим о такой ситуации, когда нужно провести с ребёнком игру или занятие, а ребёнок вас "не видит", не реагирует, не откликается.. Бывает же такое?
Да, с детьми, не имеющими признаков аутизма, налаживание взаимодействия происходит значительно быстрее, так как для них не нужен подготовительный период привыкания к вам. Процесс установления контакта происходит гораздо быстрее и проще, при условии, что вы смогли заинтересовать ребенка и расположить его к себе.
С детьми с РАС дела обстоят по-другому. Те, кто встречался с такими детьми - знают, что обычно они сами не подходят к взрослому с целью познакомиться, начать общение, задать вопрос, позвать в игру или предложить её. Да даже просто не обращают на взрослого никакого внимания. Поэтому вся инициатива по налаживанию коммуникации ложится целиком на ваши плечи.
Ребёнок с РАС кажется абсолютно самодостаточным и погруженным в собственный мир, находясь как бы "не здесь" и "не с нами". Даже его взгляд кажется каким-то прозрачным, не сфокусированным на нас, словно он смотрит не на человека, а сквозь него.
Вытащить ребенка из его мира и помочь ему включиться в какую-либо деятельность часто бывает непросто.
Ребёнок с РАС, прежде чем "увидеть" вас, "услышать" и откликнуться на ваши вопросы, должен сначала к вам привыкнуть.
Что же делать? Как сделать так, чтобы ребенок вас не испугался, не проявил негативную реакцию, а привык к вам, обратил на вас внимание, впустил вас в свой мир и начал вам доверять?
Для этого я могу предложить вам некоторые приёмы, которые по-настоящему работают, и которые я использую в своей практике.
Как начать общение с ребёнком с РАС? Приёмы
- Самое главное, что необходимо помнить - к детям нужно относиться с любовью и добротой, и искренне стараться их понять. Как бы банально это ни звучало. Ваше отношение чувствуют все дети, а дети с какими-либо особенностями - наиболее остро, у них это происходит на уровне подсознания, они мгновенно считывают ваш настрой и отношение к ним. Пусть даже внешне это и незаметно.
- Старайтесь больше находиться рядом с ребенком когда он играет, рисует, лепит, или просто раскладывает предметы рядами - в его свободной деятельности. Главное - не навязывайтесь ему, не пытайтесь заставить его обратить внимание на вас или играть по вашим правилам. Просто будьте рядом и наблюдайте.
Только помните о том, что находиться нужно именно рядом с ним, а не в другом конце комнаты. Вы должны постоянно попадать в поле его зрения, но активно обращать на себя его внимание не нужно. - Не говорите громким голосом, не шумите. Вести себя слишком резко, размахивать руками тоже нельзя.
- Находясь рядом с ним - делайте то же, что делает он, "копируйте" его действия.
Раскладывает кубики? Отлично, садитесь рядом с ним на пол и тоже раскладывайте кубики. Лепит из пластилина? Возьмите пластилин и лепите рядом с ним. Да что угодно, повторяйте любую его целенаправленную деятельность. - Если у ребенка отсутствует целенаправленная деятельность (полевое поведение), он хаотично бегает, вокализирует, размахивает руками - то понаблюдайте за ним, какие предметы или звуки его интересуют. Также внимательно наблюдайте за его взглядом - на чем он может его остановить и задержать, пусть даже очень непродолжительное время. Проследите, в какую сторону он смотрит, на какой предмет или игрушку. Дальше - начните использовать интересующий ребенка предмет для совместной деятельности.
- Когда ребёнок к вам немного привыкнет - пробуйте помогать ему в его играх или занятиях. Именно помогайте - тихонько, не пытайтесь изменить его игру так, как этого хочется вам.
Выкладывает кубики в ряд - продолжайте его ряд самостоятельно, подавайте ему кубики. Играет с буквами или цифрами? То же самое. И внимательно следите за реакцией ребёнка, чтобы не "перегрузить" его своим присутствием и не вызвать негативную реакцию. - Если ребёнок говорит, пусть даже это эхолалия (повторение услышанного) или отсроченная эхолалия (вспоминает и говорит что-то, что слышал давно), то внимательно слушайте, пытайтесь понять, что именно он говорит и о чём. Пробуйте повторять это, или развить эту тему немного дальше.
То есть, если это фразы из его любимого мультика или песни - вспомните эту песню и напойте ему. Вспомните, что ещё происходило в его любимом мультике, героев, которые в нём были, и просто называйте их, или их действия. - Знаете какой у ребёнка любимый мультик? Отлично. Дети с РАС часто говорят фразы из этих мультиков, пробуют лепить, рисовать, играть в эти мультфильмы. Со стороны это будет мало похоже на игру, но по некоторым действиям или его словам - это можно понять. Нужно только захотеть. Присоединяйтесь к нему, иногда говорите, комментируйте как бы "в пустоту".
- Внимательно наблюдайте за тем - с чем играет ребёнок, его любимые персонажи, предметы, игрушки. На основе этого придумывайте свою игру, пусть даже самую простую, но с этими игрушками или персонажами. Любит транспорт? Катайте с ним машинки: друг другу, стройте гаражи, тоннели. Делайте и запускайте бумажные самолётики.
- Когда ребенок немного к вам привыкнет - ненавязчиво задавайте вопросы, относительно того, чем он занимается - что рисует, лепит, строит, раскладывает. Не ждите, и ни в коем случае не требуйте от него ответа сразу. Если ребёнок привык к вам, стал вам доверять, то в большинстве случаев, если он говорящий - ответит на вопрос. Со стороны будет казаться, что отвечает он не "вам", а "в пустоту", или самому себе, но на самом деле это не так. И если он таким образом вам отвечает, то вы уже достигли больших успехов.
- И напоследок. К некоторым детям, если вы с ними не знакомы, нельзя внимательно смотреть в глаза, обращаться по имени или как-то напрямую обращаться к нему - "ты", "пойдём", "давай будем делать вот это..". Такое обращение может вызвать негативную реакцию - плач, крики, самоагрессию. Нужно всегда помнить об этом и избегать прямого обращения к ребёнку, хотя бы в период установления контакта с ним.
Надеюсь, что эти приемы помогут вам, уважаемые родители и педагоги, установить контакт с ребенком, лучше понять его, найти к нему подход и выстроить доверительные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"
Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет...
Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?
роль пальчиковых игр в развитии речи детей...
Консультации «Почему ребенок не слышит родителей»
Консультации «Почему ребенок не слышит родителей»...
Консультация для родителей "Почему ребенок Вас не слышит"
Консультация для родителей "Почему ребенок Вас не слышит"...
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...
Почему ребенок меня не слышит и не слушается?
Консультация для родителей...
Памятка для родителей "Почему ребенок не слышит и не слушается?"
В среднем ребенок слышит 430 замечаний в течение дня, положительных из них всего 30. Понаблюдайте за собой: что вы обычно говорите, когда обращаетесь к ребенку с той или иной просьбой? Как часто вы бл...