Может быть, у ребенка не аутизм? Какие проявления точно указывают на РАС, а над какими стоит задуматься.
консультация по коррекционной педагогике
Может быть, у ребенка не аутизм? Какие проявления точно указывают на РАС, а над какими стоит задуматься.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm_ili.docx | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Может быть, у ребенка не аутизм? Какие проявления точно указывают на РАС, а над какими стоит задуматься.
На просторах интернета, в среде родителей особенных детей, а также педагогов, работающих с такими детьми, можно услышать высказывания: «ребенок выставляет игрушки в ряд – значит у него аутизм», «ребенок совершает стереотипные действия - это расстройство аутистического спектра», «ребенок не реагирует на обращенную речь – сомневаться не приходится, это аутизм» и.т.д. Подобных примеров можно услышать множество. Но так ли это на самом деле? Можно ли утверждать, к примеру, что выставление ребенком игрушек в ряд – это «стопроцентный» симптом аутизма? Вообще, какие симптомы характерны только для аутизма, являются главными, базовыми, а какие могут проявляться помимо аутизма и при других нарушениях развития?
Давайте разбираться.
Что же такое аутизм?
Аутизм – это прежде всего, нарушение способности устанавливать контакт с окружающими, вступать в отношения и поддерживать их. Аутизм – это нарушение общения. Причем общения в любой его форме – жестами, мимикой, эмоциями, словами или знаками.
Такие дети, словно отстранены от окружающего мира – от окружающего социального мира, и погружены в свой собственный мир ощущений, звуков, запахов, предметов и действий.
У ребенка с аутизмом можно отметить много особенностей поведения – он, действительно, может расставлять игрушки рядами, кружиться, крутить в руках различных предметы, совершать различные стереотипные (повторяющиеся) движения – прыжки, хлопки, раскачивания и.т.д… и зачастую именно по этим признакам родители или педагоги с уверенностью заявляют об аутистическом спектре ребенка.
Но что если я вам скажу о том, что все эти проявления, хоть и могут встречаться при аутизме, но они отнюдь не являются главными, первичными, ключевыми симптомами РАС и могут встречаться при других нарушениях развития?
Исходя из этого, следует закономерный вопрос: тогда какие же проблемы являются главными при постановке диагноза РАС?
На что родитель и специалист должны обращать внимание?
Диагностика, наблюдение и постановка диагноза «аутизм» основывается на проявлении в поведении и личности ребенка всего нескольких основных проблем или симптомов:
1. Возможность ребенка вступать в близкие отношения со взрослыми и демонстрировать удовольствие от этих отношений. При норме развития ребенок ищет общества тех взрослых, с которыми ему комфортно, которые о нем заботятся – он не отстраняется от них, а наоборот, для него важен этот контакт. Ребенок выражает удовольствие от этих отношений улыбкой, мимикой, жестами.
Ребенок с РАС – полностью закрывается и отстраняется от общения, либо реагирует на взрослого равнодушно, либо демонстрирует чрезмерную привязанность, например к матери, и не позволяет ей отойти от него ни на шаг – держит её за руку, ложится головой ей на колени. О последнем примере поговорим чуть ниже.
2. Общение ребенка со взрослым с помощью эмоций и жестов. Наглядный пример общения ребенка со взрослым с помощью эмоций и жестов – это общение матери с грудным ребенком. Но и в более старшем возрасте такое общение не прекращается – ребенок эмоционально реагирует на взрослого, улыбается, хмурится, кивает, мотает головой, показывает пальчиком на интересующий предмет. Так как у детей с РАС нарушена коммуникация, то они не могут поддерживать со взрослым непосредственный длительный контакт с помощью жестов и эмоций.
Вернемся к тому примеру, когда ребенок не отпускает маму от себя ни на шаг - это нельзя назвать контактом и общением в прямом смысле этого слова. Общения, как такового, с помощью непрерывного обмена словами, эмоциями, мимикой или жестами – не происходит, это зависимость, которая вызывает чувство спокойствия и защищенности, но никак не общение.
Ребенок с РАС не показывает пальчиком на интересующие его предметы, без специального обучения не использует общепринятые жесты. Общение со взрослым с помощью эмоций, такое как я описала чуть выше, также не происходит, либо включает в себя мимолетную улыбку ребенка, без непосредственного общения с вами (улыбка и смех от щекотки – не считается).
3. Осмысленность произносимых ребенком слов, насыщение их эмоциями и желаниями. К примеру, ребенок захотел пить – как он об этом попросит? Скажет: «Мама, я хочу пить», «Мама, я хочу сок», или произнесет: «Это сок», либо «Хочешь пить»? Т.е. учитывается - обращается ли ребенок непосредственно ко взрослому, или произносит слова «в пустоту», насколько он может выражать свои желания «я хочу», может ли он словами выражать свои эмоции и чувства: «я боюсь, потому что..», «мамочка, я тебя люблю», «я очень рад» и.т.д.
4. Умение ребенка понимать эмоции и чувства других людей и правильно реагировать на них. Умение распознавать оттенки эмоций других людей и выражать их самостоятельно.
Ребенок с РАС – особенно с синдромом Аспергера, может выучить некоторые правила общения (зачастую использует шаблоны в поведении и речи), чтобы внешне выглядеть похожим на остальных людей, но понимать эмоции и чувства окружающих, тех, с которыми он общается – в полном объеме он не научится. Ребенку/человеку с РАС всегда будет недоставать гибкости, умения быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.
Эти базовые способности являются (должны являться) ключевыми при постановке диагноза РАС. Как видите, все способности напрямую связаны с общением и умением ребенка взаимодействовать с окружающими.
Таким образом, если у ребенка выявляются проблемы в этих способностях: с установлением близких отношений, с умением общаться с помощью эмоций, обращаться ко взрослому и выражать свои желания, с пониманием эмоций и чувств других людей – только тогда говорят о том, что у ребенка аутизм.
По степени отклонения этих способностей от нормы судят о тяжести аутизма.
Но здесь нужно сказать о том, что наблюдать за ребенком нужно в спокойной для него обстановке и во взаимодействии с теми взрослыми, которым он доверяет, иначе можно получить диагноз, несоответствующий действительности.
Например, ребенок может быть просто тревожным, легко впадающим в истерики, быстро истощаемым (при большой нагрузке возможна негативная реакция), плохо приспосабливающимся к меняющейся ситуации – но в спокойной и благоприятной для него обстановке, все эти ключевые способности будут проявляться. Поэтому в данном случае главное – определить лишь наличие этих способностей, если они есть – значит, диагноз «аутизм» не имеет места быть. Я сейчас не говорю о том, что такой ребенок соответствует норме. Безусловно, у него есть проблемы, с которыми нужно работать. Но если все вышеописанные способности проявили себя хоть в какой-то ситуации - это не аутизм.
Вернемся к другим особенностям, которыми может обладать (а может, и нет) ребенок с РАС. Т.е. все следующие проявления не являются типичными симптомами аутизма. Если у ребенка есть аутизм, то это «бонусы», дополнения к главным его симптомам.
Хочу обратить ваше внимание на то, уважаемые родители и педагоги, что если у ребенка встречается несколько нижеперечисленных особенностей, но не встречается ничего из вышеописанных, связанных с общением, то говорить об аутизме нельзя.
Раскладывание игрушек в ряд. Помимо аутизма, такое проявление может быть свойственно ребенку с нарушением сенсорной интеграции. Ребенку мало зрительных ощущений, ему их не хватает, и поэтому он доступным ему способом пытается «насыщать» зрительный анализатор. Сюда же относятся такие действия ребенка, как: наблюдение за крутящимся объектом, наблюдение за сыпучими веществами, перебирание руками или пальцами перед глазами.
Ребенок не откликается на свое имя, не реагирует на ваши просьбы. Самое первое, на что может указывать этот симптом – это нарушение слуха, точнее, его отсутствие. Исключение этого нарушения проводится методом проверки слуха.
Второе, на что может указывать данная особенность – это сенсорная алалия, непонимание обращенной речи. Аутизм часто путают с сенсорной алалией, по причине того, что ребенок не реагирует на обращенную речь. Но если ребенок не понимает то, что вы ему говорите, для него этот язык, как для вас китайский – будет ли он откликаться на своё имя, реагировать на ваши просьбы?
Ребенку не нравится, когда к нему прикасаются другие, не любит одежду определенного вида, сам не прикасается к веществам определенной структуры. Есть дети, испытывающие проблемы с обработкой сенсорной информации – у них может быть повышенная или пониженная чувствительность (гипер/гипо-чувствительность) к различным сенсорным сигналам: прикосновения, звуки, вкус, вестибулярные ощущения.
К проблемам обработки сенсорной информации также относятся следующие особенности ребенка:
- Избирательность в еде – ребенок употребляет пищу только определенного вкуса, запаха, консистенции.
- Ребенок закрывает уши или глаза руками при избыточном для него шуме или свете.
- Непрерывное кружение вокруг своей оси, «мотание» головой из стороны в сторону, раскачивания, ходьба по неустойчивой поверхности.
Ребенок совершает стереотипные действия. Стереотипные, повторяющиеся действия (самостимуляции) ребенок может использовать для регулирования своего состояния, из-за перегрузки нервной системы, для того, чтобы успокоиться. Например, взрослый человек, когда нервничает, может качать или стучать ногой по полу, наматывать прядь волос на палец, стучать ручкой по столу, ходить взад-вперед и.т.д.
Такое проявление может встречаться у детей, у которых нарушена программа выполнения действия – нарушена последовательность этапов выполнения действия. Нарушение последовательности выполнения действий встречается как при аутизме, так и при нарушении моторного планирования, а также функций программирования и контроля.
Выполнение стереотипных действий (например, раскачивание) особенно характерно для педагогически запущенных детей, в частности – для детей из детского дома или дома малютки. Так как ребенок не получает новых эмоций и впечатлений, в которых нуждается – он пытается создать их себе самостоятельно, на уровне своих возможностей, т.е. занимает сам себя.
*******
Почему одни и те же особенности могут встречаться как при аутизме, так и при других нарушениях развития? Потому что наша нервная система так устроена – количество её ответных реакций на внешний раздражитель, на её повреждение или заболевание очень ограничено, и при разных причинах, ведущих к сбоям в её работе, она действует схожим или одинаковым образом. Поэтому хороший врач исходит не из одного симптома, а из их совокупности – которые будут характерны только для определенной болезни. Самый наглядный пример – это повышение температуры тела. Ведь если у человека поднимается только лишь температура – можно ли сказать о том, каким именно заболеванием он страдает и поставить человеку диагноз? Это симптом, характерный для множества заболеваний различной этиологии (различной причины). То же самое и с «дополнительными» проявлениями аутизма, которые я описала в статье.
Подводя итог, хочется сказать о том, что даже специалисты могут ошибаться в постановке диагноза. Главное и единственное, на что следует обращать внимание – это на способности ребенка к общению, к выстраиванию отношений, к умению адекватно (в нужной ситуации) использовать мимику, эмоции и жесты, на насыщенность речи желаниями ребенка, умение обращаться ко взрослому и выражать свои эмоции и чувства словами.
Если ваш ребенок прекрасно выстраивает с вами диалог, обращается к вам, сообщает свои желания в общепринятой форме (а не так, что вы постоянно угадываете по его сигналам, что он хочет), не мимолетно, а длительно поддерживает ваше обращение к нему с помощью жестов, мимики и эмоций и отвечает вам тем же – это не аутизм.
Если ребенок не реагирует на обращенную речь, но поддерживает общение с вами с помощью невербальных сигналов (мимика, эмоции, жесты) – это не аутизм.
Если из всего его поведения вас беспокоит лишь выстраивание им игрушек рядами, избирательность в еде или стереотипные действия – это не аутизм.
Именно из-за такой гипердиагностики аутизма, опирающейся на второстепенные проявления (т.е. это другое отклонение развития, имеющее определенную причину, которую нужно устранить или скорректировать), можно слышать о чудесном «выходе из аутизма».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?"
Информация для родителей о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией. Дается краткая характеристика диагнозов, называются основные причины возникновения речевых нарушений и...
Какой может быть адаптация в детском саду.
Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят бесследно и для психики и взрослого человека, что там...
Рекомендации для родителей "Что может быть если ребенок плохо говорит"
quot;Что может быть если ребенок плохо говорит"...
1. Какие культурно-гигиенические навыки следует воспитывать у дошкольников? Какое значение имеет наличие прочных гигиенических навыков ребенка в охране его здоровья? Какие гигиенические привычки должны быть сформированы у дошкольника?
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников....
педагогический совет "Какой может быть прогулка"
Методические рекомендации педагогам...
Каким может быть лето в детском саду?
Каким может быть лето в детском саду? Конечно же ярким, красочным, веселым, оздоровительным, познавательным и богатым на разные интересные события!...