деятельности по обобщающей теме «Осень» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР. «Увлекательное путешествие с лунной пчелой или как Лунтик узнал про осень»».
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Котюрова Юлия Андреевна

Лексическая тема: «Осень», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь»

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по темам: «Осень», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Одежда и обувь».

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать словарь детей по обобщающей  теме «Осень».
  • совершенствовать грамматический строй речи:

- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса;

- закреплять умение правильно употреблять в речи предлогов В, НА;

- закреплять умение правильно согласовывать существительные с числительными

- закреплять понятия один – много.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать правильное диафрагмальное дыхание.
  • развивать общую моторику, координацию речи с движениями.
  • развивать артикуляционную моторику.
  • активизировать речевую деятельность.
  • развивать диалогическую речь.
  • развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • профилактика нарушения осанки.
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление, речевой слух.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.
  • продолжать развивать активность и инициативу.
  • продолжать формировать у детей эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности.
  • поощрять желание помогать, развивать эмпатию у детей.

Материалы и оборудования: проектор и мультимедийная презентация, ковер, разрезные картинки по теме «Грибы», муляжи фруктов и овощей, 3 корзинки и 3 подноса, листочки (дуба, клена, березы) по количеству детей, 3 стола, картинки- макеты 3 деревьев (дуба, клена, березы), листочки на нитках по количеству детей, Дар Фребеля J2, Неньютоновская жидкость (крахвал 6 пачек и вода),  пособие гриб, 3 таза, ключ, мелкие предметы.

Время: 25 минут.

 

  

 

 

   Организованно-образовательная деятельность проводилась с группой детей среднего возраста с ОНР. Деятельность проводилась в виде увлекательного путешествия с любимым детьми мультипликационным героем - Лунтиком. Герой, был расстроен, тем, что кустики заболели,  перед детьми стояла нелегкая задача – объяснить герою, что это не так  - рассказать ему про осень.

    Совместная деятельность детей, логопеда и воспитателя направлена на обобщение и систематизацию знаний по обобщающей теме «Осень», путем интеграции образовательных областей: ведущей – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

   Конспект составлен с учетом ФГОС, на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР под редакцией Лопатиной, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_ood_luntik.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по обобщающей теме «Осень» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

«Увлекательное путешествие с лунной пчелой или как Лунтик узнал про осень»».

ХОД ООД:

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1.Дети под музыку заходят в зал.

Логопед:

- Ребята, какое у вас настроение?

Дети:

- Хорошее!

Логопед:

- Давайте широко улыбнемся, покажите, какое у вас хорошее настроение! (Дети выполняют арт.упр.»Улыбка»).

- А вот, у того, кто пришел сегодня к нам в гости, настроение не очень хорошее, он совсем не хочет улыбаться! Хотите, узнать, кто это?

Дети:

- Да!

На экране появляется картинка грустного Лунтика.

Логопед:

- Узнали, кто это?

Дети:

- Это Лунтик!.

Дети узнают любимого героя, сочувствуют ему.

Логопед:

- Ребята, давайте узнаем, что случилось с Лунтиком? Спросите у него?

Дети обращаются к герою. Педагог включает  фрагмент мультфильма «Лунтик и осень», в котором Лунтик увидел желтые листочки на кустиках и подумал, что они заболели. Лунтик очень расстроился. На экран снова выводится картинка грустного героя.

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, кустики и правда заболели?

Дети:

- Нет!

Логопед:

- А что же случилось, давайте поможем Лунтику разобраться?

Дети соглашаются.

Логопед:

- Посмотрите, некоторые листочки Лунтик принес с собой. Это листья  каких деревьев?

Дети:

- Дуба, клена, березы!

Дети выбирают листочки, педагог закрепляет их на одежду детей. И снова садятся на коврик.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Логопед:

- Почему листочки желтеют?

Дети:

- Потому что наступила осень!

Логопед:

- Ребята, а ведь Лунтик не знает, что такое осень! Что это? По каким еще признакам, мы можем узнать осень?

Дети:

- Это время года! Листья меняют цвет, желтеют, потом опадают.

Дети рассказывают о признаках осени.

Логопед:

- Ребята, а как называется явление, когда опадают листочки?

Дети:

- Листопад!

Логопед:

- Правильно! Давайте покажем Лунтику, как летят листья?

Педагог выдает листочки на нитках. Показывает, как правильно дуть на листочки. Дети дуют. В конце опускают листочки на пол.

- Молодцы, ребята, что у нас получилось?

Дети:

- Листопад!

Логопед:

- Правильно! А в какие еще цвета осень раскрашивает листочки?

Дети:

- Желтые, красные, оранжевые, разноцветные.

Логопед:

- Молодцы! Давайте с вами сделаем ковер из листьев?

Подойдите листочки каждый к своему дереву (подходят к столам).

(В зале стоят 3 стола с изображениями 3 деревьев: дуб, клен, береза. На столах игровой набор Дар Фребеля J2 – мозайка.

Логопед:

- Выберите самоцветы цветов осени и выложите ковер!

Дети выполняют задание.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Какие коврики у вас получились? Каким словом можно назвать?

Дети:

-Разноцветные!

 Тем временем на экране появляется картинка веселого Лунтика.

Логопед:

- Какие красивые разноцветные ковры у вас получились, и Лунтику очень понравилось, посмотрите, как он улыбается!

На экране корзинка грибов и бабушка Капа.

Логопед:

- Ребята, бабушка Капа принесла домой корзинку с необычными предметами. Что это??

Дети:

- Грибы!

Следующая картинка на экране: Лунтик и гриб.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, Лунтик не знает, где можно найти грибы, подскажите ему!

Дети:

- В лесу!

Логопед:

- Правильно! Давайте отправимся в лес и возьмем с собой Лунтика?

Дети соглашаются. На экране картинка грустного Лунтика.

Логопед:

- Но, ребята, на улице очень холодно, Лунтик замерзнет, а какую одежду ему надеть он не знает! Давайте поможем ему?

Дети соглашаются.

Логопед:

- Ребята, садитесь на коврик и внимательно смотрите!

(На экране появляются картинки одежды и обуви. Детям необходимо назвать, какую одежду осенью надевают. Но назвать ее ласково. Например: куртка, футболка и шорты; кепка, шапка и панамка; резиновые сапоги, тапки и сандалии).

Логопед:

-Ребята, Лунтик ведь маленький и одежда у него должна быть маленькая, поэтому называть одежду будем ласково.

Дети называют осеннюю одежду.

Дети:

- курточка, сапожки, шапочка, и т.д.

Логопед:

- Молодцы, все правильно назвали и Лунтик тепло оделся.

На экране появляется картинка Лунтика в одежде.

Логопед:

- Ну а теперь отправляемся в лес? На чем можно поехать в лес?

Дети:

- перечисляют.

Логопед:

- Отправимся на автобусе, давайте возьмем с собой еще Ю.А? (логопед предлагает взять с собой воспитателя)

Дети соглашаются.

 Воспитатель:

- Занимайте места.

Ребята садятся на заранее приготовленные стульчики, имитирующие автобус. Включается припев песни «Колесики, колесики», которые дети очень хорошо знают и выполняют движения в соответствии со словами.

Воспитатель:

- Мы  приехали в лес, выходите!

На экране картинка леса.

Воспитатель:

- Листочки, ищите свои деревья.

Дети подходят каждый к своему столу.

Воспитатель:

- Какой в лесу чистый воздух. Давайте подышим? (Развитие диафрагмального дыхания).

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

На экране грустный Лунтик.

Воспитатель:

- Ребята, Лунтик столько много грибов нашел, но какие из них можно собирать, а какие нет, он не знает. Давайте расскажем ему?

Вдруг появляется гриб (пособие с крышкой). Воспитатель открывает, там конверты с разрезными картинками грибов. Педагог раздает по 1 конверту на каждый стол. Дети достают содержимое.

Воспитатель:

- Соберите картинки! А теперь, посмотрите и скажите, сколько каких грибов  на них можно собирать , а каких нет?

Дети собирают картинки, после называют грибы.

Дети:

- на картинке 2 белых гриба, 2 подосиновика, 2 подберезовика, 3 лисички, много опят.

Воспитатель:

- Эти грибы можно собирать или нет?

Дети:

- Можно?

Воспитатель:

- Почему?

Дети:

- Потому что они съедобные!

Воспитатель:

- Правильно, а какие грибы на картинки вы не назвали?

Дети:

 1 мухомор!

Воспитатель

- Почему вы не назвали этот гриб?

Дети:

- Он ядовитый, его есть и собирать нельзя?

- Правильно ребята! Какие еще ядовитые грибы вы знаете?

Дети:

- Поганки!

На слайде веселый Лунтик с корзинкой грибов.

Воспитатель:

-Теперь Лунтик знает, какие грибы можно собирать, целую корзинку набрал.

 Следующая картинка – Лунтик и яблоко.

Воспитатель:

- Ребята, а Лунтик спрашивает, яблоки тоже растут здесь в лесу?

Дети:

- Нет! Они растут в саду!

Снова появляется картинка грустного Лунтика.

Воспитатель:

- Ребята, Лунтик и сада никогда не видел. Давайте прогуляемся в сад и расскажем, что там растет?

Дети соглашаются.

Проходим по ортопедическому мостику. Пролезаем под Доской Совы. На экране картинка сада и огорода.

Воспитатель:

- Мы пришли!

На экране картинка Лунтика и фруктов с овощами.

Воспитатель:

- Ребята, Лунтик, все перепутал. Посмотрите, он собрал только фруткы?

Дети:

- Еще овощи!

Воспитатель:

- Конечно! Давайте, расскажем ему, где растут фрукты, а где овощи?

Дети:

- овощи в огороде на грядке, фрукты в саду на деревьях.

Воспитатель:

- А как же они называются? Давайте, листочки разойдутся по своим деревьям.

Дети расходятся по командам.

Воспитатель:

- У вас на столах овощи и фрукты. Вам надо собрать овощи в корзинки, а фрукты на подносы. А потом рассказать, что вы собрали.

Дети выполняют задания. После обсуждается правильность выполнения каждой команды.

Дети:

- На подносе яблоко, На подносе апельсин, На подносе груша и т.д.

Воспитатель:

-Как назвать все, что на подносе?

Дети:

- это фрукты!

Воспитатель:

- Верно! А что у нас в корзинках?

Дети:

- в корзине помидор, в корзине огурец, в корзине картошка и т.д.

Воспитатель:

- Как назвать одним словом?

Дети:

- Это овощи!

На экране картинка веселого лунтика.

Воспитатель:

- Молодцы! Лунтик теперь все понял!

На экране картинка веселого Лунтика, который машет рукой.

Воспитатель:

- Ой, ребята, Лунтику пора домой, его уже ищут баба Капа и деда Шер! Он очень вам благодарен, что вы рассказали ему, что такое осень. Осень, это прекрасная пора. Теперь он точно знает, что кустики не заболели. Он вернется домой и всем-всем об этом расскажет. Помашите и вы Лунтику рукой. Дети машут. Картинка с Лунтиком пропадает. На экране картинка сада и огорода.

Воспитатель:

- Ребята, а ведь и нам с вами пора возвращаться! Давайте пойдем обратно, к нашему автобусу.

Дети проходят под Доской Совы и по мостику. Вернулись к лесу. На экране картинка леса. Дети занимают в автобусе свои места, садятся на стульчики.

Воспитатель:

- Дети, у нас беда! Ключ от зажигания упал в грязь, надо его найти без него автобус не поедет!

Грязь – крахмал и вода. Каждый из детей опускает руки в специальную смесь  (Неньютоновская жидкость) и ищет ключ. Дети находят разные предметы и называют их (камень, палка, листик, желудь, туфелька, матрешка, шарик и т .д.) Никто из детей не нашел ключ. Воспитатель незаметно находит ключ и сообщает новость детям.

Воспитатель:

-Ключ у меня, теперь мы можем ехать, занимайте свои места!

Включается припев песни «Колесики», дети выполняют движения в соответствии со словами из припева.

Воспитатель:

- вот мы и вернулись, садитесь на коврик.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Подводится итог.

Воспитатель:

- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Что мы делали? Вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего?

Дети:

- Ответы детей.

Воспитатель:

- Вы молодцы! Справились с заданиями и помогли Лунтику!

Ребята и под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Осень" для детей среднего дошкольного возраста

Презентация по теме "Осень" для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи :  - Закрепить знания детей о характе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Знакомство детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Музыкальный досуг для детей среднего дошкольного возраста, посвященный дню космонавтики «Путешествие на Луну».

Музыкальный досуг для детей среднего дошкольного возраста, посвященный дню космонавтики «Путешествие на Луну»....

Дистанционная работа по теме "Осень" для детей среднего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по усвоению темы "Осень" с детьми среднего дошкольного возраста ...