Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Материал с участия в форуме специалстов коррекционной перагогики ДОУ в г. Вихоревка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forum1.pptx | 998.67 КБ |
forum_andreeva.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта По доминирующей деятельности - социально-обучающий По времени – долгосрочный По количеству участников - индивидуальный
Цель и задачи Цель – развитие познавательных и коммуникативных способностей детей Задачи : Выявление особенностей игровой деятельности детей с ОВЗ Обучение детей игровой деятельности Включение в совместные игры
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Игровая деятельность детей с ОВЗ имеет свои особенности
Игровая деятельность детей с ЗПР Формируется с задержкой Дольше остается ведущим видом деятельности Отличается однообразием и стереотипностью Отсутствие развернутого игрового сюжета Бедность фантазии Несоблюдение игровых правил
Игровая деятельность дошкольников с УО Ограничивается отдельными специфическими и неспецифическими действиями с предметами Преобладают неспецифические манипуляции
Игровая деятельность дошкольников с РАС «Полевое поведение» или, напротив, « застревание » на однотипных действиях с одним предметом Игра стереотипна, однообразна, не имеет цели Часто преобладают неспецифичные манипуляции
Детей с ОВЗ нужно учить играть Обучение должно начинаться с отдельных игровых действий, которые позже соединяются в короткие цепочки, и постепенно переходить к сюжетным играм и играм с правилами.
Пестование Пестование - серьезный и необходимый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и, более того, процесс настройки ребенка на биополе Земли Пестушки – игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками.
Сорока -ворона Круговые движения взрослых своим пальцем по детской ладони следует с самого центра, постепенно двигаясь по спирали (по часовой стрелке) к внешним контурам ладони. Текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги Закончить “варить кашу” надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами
Во время раздачи каши нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) нужно не просто слегка сжать, а надо как следует “побить”
Ладушки
«Сорока-ворона» и «Ладушки»
Игры с правилами «У медведя во бору» «Гуси-лебеди»
Спасибо з а внимание!
Предварительный просмотр:
Игра как метод знакомства с народным искусством в работе с детьми с ОВЗ
Тип проекта – социально-обучающий
По времени проект является долгосрочным
Цель – развитие познавательных и коммуникотивных способностей детей
Задачи:
Выявление особенностей игровой деятельности детей с ОВЗ
Обучение детей игровой деятельности
Включение в совместные игры
Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры.
Именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а у детей с ОВЗ имеет свои особенности.
Так у детей с ЗПР игровая деятельность формируется позже чем нормально-развивающихся сверстников и остается ведущим видом деятельности даже при переходе в школу. Игровая деятельность детей с ЗПР так же отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета (даже если сюжет есть, он короткий и простой), бедностью фантазии (дети повторяют один и тот же сюжет или небольшое количество сюжетов в своих играх изо дня в день), несоблюдением игровых правил.
У дошкольников с умственной отсталостью игровая деятельность часто, в лучшем случае, ограничивается отдельными специфичными действиями с предметами. Многие дети с нарушенным интеллектом не умеют правильно действовать с игрушками, кидают их, пробуют на вкус, стучат.
У дошкольников с РАС часто отмечается так называемое «полевое поведение», когда дети манипулируют предметами, случайно попавшими в их поле зрения, и быстро теряют интерес к игрушке, когда взгляд натыкается на другой предмет. Или же, наоборот, отмечается «застраивание» на однотипных действиях с одним предметом. Игра детей-аутистов обычно стереотипна, однообразна и не имеет никакой цели (или имеет цель понятную только самому ребенку). Важно отметить что манипуляции с предметами у таких детей часто неспецифичные.
Итак, все дети с ОВЗ имеют свои трудности в освоении игровой деятельности, поэтому таких детей следует сначала учить играть, а уже потом использовать игру как средство обучения.
Обучение должно начинаться с отдельных игровых действий, которые позже соединяются в короткие цепочки, и постепенно переходить к сюжетным играм и играм с правилами.
С давних времен люди понимали важность игр в развитии детей, это доказывает и наличие множества разнообразных народных игрушек с разным назначением, и сами игры.
Русские народные игры учат детей играть вместе, развивают их коммуникативные навыки, моторику, ловкость, а так же помогают детям больше двигаться, чтобы оставаться здоровыми. Примерами таких игр являются: «Ручеек», «гуси-лебеди», «Бирюльки», «Репка», «Жмурки» и т.д.
С чего же начать включение ребенка в народные игры? Первой ступенькой к обучению особых детей игре является пестование. Испокон веков на древней Руси детей пестовали. Пестование, — это не просто поигрушки, а довольно серьезный и необходимый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и, более того, процесс настройки ребенка на биополе Земли. Все старославянские “поигрушки” такие как “сорока-ворона”, “три колодца”, “ладушки” — не столько игры, сколько лечебные процедуры на базе акупунктуры, необходимые действия, которые направлены на биологически активные точки ребенка.
Пестушки – игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-г года жизни.
Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками.
Прекрасной и полезной игрой для малышей является сорока-ворона. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослых своим пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
В самом центре ладони обозначена проекция тонкого кишечника, с этого места и надо начинать массаж. Постепенно, двигаясь по спирали к внешним контурам ладони, переходим на проекцию толстого кишечника (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони поможет избавиться от запоров).
Дальше — внимание! Все не так просто.
Во время раздачи каши нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного — желудка.
Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик нужно не просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь игровых действий.Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных эмоций. Именно с такой игры следует начинать обучение особого ребенка игровой деятельности, постепенно усложняя её.
К сожалению не со всеми нашими детьми есть возможность перейти хотя-бы на уровень потешек, но давайте рассмотрим более высокий уровень народных игр. После можно переходить к простым играм с правилами, например: «У медведя во бору».
Важно, что бля того чтобы научить детей с ОВЗ такой, казалось бы, простой игре, педагогу необходимо несколько раз повторить игровые действия с каждым ребенком, начиная с совместных действий и постепенно переходя к самостоятельным действиям ребенка. При чем, каждого ребенка нужно обучать каждой роли, так как обычно особые дети не понимают что-нужно делать просто наблюдая за сверстником исполняющим свою роль. Ребенку необходимо самому прожить роль медведя и роль собирающих грибы и ягоды детей, и пережить эту роль не один, а несколько раз. Еще лучше, перед началом обучения игре проговорить с детьми ( со зрительной опорой: презентация или картинки) всё происходящее в игре (вспомнить кто такой медведь, узнать что такое бор, проговорить что медведь живет в лесу, а еще в лесу растут грибы и ягоды и именно за ними люди ходят в лес, где можно случайно повстречать медведя) чтобы дети могли понять разыгрываемую ситуацию. Обучение одной игре может занять несколько дней, неделю и даже месяц. Более того, некоторые дети с нарушениями интеллекта вовсе не способны освоить даже простую игру с правилами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.
В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направлениям и в различных видах деятельности. Одним из направлений коррекции речевых на...
декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
консультация для воспитателей: виды декоративно-прикладного искусства;особенности работы с детьми по декаративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста...
Доклад "Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Доклад на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования...
Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...
Кроссворд для педагогов по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим до...
Технология "Синтез искусств" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Обращение к "Синтезу искусств"связано с психологическими особенностями ребенка-дошкольника.Художественное творчество, которого носит синкретический характер.Виды искусств оказывают влияние н...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....