Кинезиологические упражнения в работе учителя-дефектолога.
статья по коррекционной педагогике
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya_v_korrektsionnom_protsesse_statya.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения в работе учителя-дефектолога.
На современном этапе перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации.
Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять данные упражнения в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Любое направленное движение требует определенного овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.
Как известно, речь это тоже движение, требующие согласованности мышц речевого аппарата. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи (стертая форма дизартрии), мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Последние исследования доказывают: (Сиротюк А.Л.,) движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации головного мозга:
1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария.
Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных людей более значима правая полусфера.
Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария.
Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.
Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.
Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс коррекции речи детей, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых:
- развитие межполушарной специализации;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие моторики;
- развитие способностей;
- развитие психических процессов;
- развитие речи;
- устранение и предупреждение дислексии;
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксациии способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение кинезиологоических упражнений возможно как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и на индивидульных. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Результативность зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём увеличиваться, темп выполнения наращиваться. Благодаря кинезиологическим упражнениям происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.
Таким образом, использование метода кинезиологии применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи и психических процессов, овладевать умениями, которые ранее были им недоступны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безруких М.М «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.
2. Картушина. М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 .
3. Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М.: Сфера, 2005.
4. Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М.:Сфера, 2000.
5..Чумаков Б.Н «Валеология»М.: Педагогическое общество России, 2000.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога, логопеда
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, осо...
Опыт применения кинезиологических упражнений с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционной работе учителя-дефектолога
В марте 2020 года образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат работы в связи с объявленной во всем мире пандемией. Педагогам пришлось искать пути решения задач в режиме ц...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.Нейропс...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...
Нейропсихологические упражнения в работе учителя-дефектолога
Нейропсихологические упражнения...