Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье указываются примерные временные рамки и даётся краткая характеристика этапов эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ. Материал представлен в виде таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ
Подготовила: Ушкалова Т. В.
Этап | Примерные временные рамки | Краткая характеристика |
I этап | IX – VIII вв. до н.э. – начало XII в.. В России 996 – 1715 гг. | Характеристика периода: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Ценности и цели периода эволюции: - опасливое отторжение калеки как чужого; - игнорирование; -зарождение христианского милосердия, церковного призрения; - отторжение инвалида ради блага общества Достижения в области развития гражданских прав и свобод: - признание за ребенком-инвалидом права на жизнь (в России указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); - признание гражданина, ставшего инвалидом, частично дееспособным. Прецеденты государственной заботы об инвалидах: - Бавария (1198г )- открытие приюта для слепых. - Франции (1260 г) - открыто «убежище» для слепых. - Испания (1578 г.), Англия ( 1648 г.) - опыт индивидуального обучения глухих детей. - Франция (1670 г.) - опыт индивидуального обучения слепых детей. - Россия (X век) — время христианизации Руси и возникновения монастырских приютов. - Россия (1706 – 1715 гг.) - открытие церковных приютов и госпиталей для оказания помощи сиротам, нищим и убогим. |
II этап | Начало XII в. – конец XVIII в.. В России 1706 – 1806 гг. | Характеристика периода: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых. Ценности и цели периода эволюции: - христианское милосердие и благотворительность при отказе инвалидам в гражданских правах; - обеспечение призрения, изолировав инвалидов от общества. Достижения в области развития гражданских прав и свобод: - рост числа категорий населения, наделенных гражданскими правами и свободами, что провоцирует внимание законодателя к инвалидам; - светское призрение становится нормой; - складываются предпосылки к формированию социальной политики. Система специального образования (ССО): попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей: Прецеденты государственной заботы об инвалидах: - Франция: открытие в Париже специальных школ для глухонемых ( 1770 г.), для слепых ( 1784 г.). - Россия: открытие первых специальных школ в Петербурге: для глухих (1806) и для слепых (1807). Предмет внимания по преимуществу: - дефект, дефективность; - отличия от нормы; - феноменология коррекции и компенсации (на отдельных примерах); - феноменология индивидуальных различий. |
III этап | Конец XVIII в. – начало XX в.. В России 1806 – 1927 гг. | Характеристика периода: от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. Ценности и цели периода эволюции: - свобода, равенство, право на труд; - филантропия, общественное и государственное призрение, обучение инвалида; - цель: сделать инвалида способным прокормиться своим трудом. Достижения в области развития гражданских прав и свобод: - частичное признание гражданских прав и свобод, в т.ч. права на медицинскую помощь, обучение грамоте, ремеслу; - признание права на образование некоторых групп детей-инвалидов на школьное обучение; - принятие законов о правах инвалидов на социальную и медицинскую помощь, образование. Система специального образования (ССО): - создается параллельная образовательная система — система специального образования, включающая три типа спецшкол: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Прецеденты государственной заботы об инвалидах: - Швейцария (1774 г.) - Иоганн Генрих Песталоцци в поместье Нейгоф организовал приют для детей с отклонениями в развитии. - Италия (1900 г.) - педагог Мария Монтессори создала Ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики. - Англия (1892 г.) - открытие первых специальных школ для умственно отсталых детей. - Англия (1903 г.) - создана Национальная ассоциация в помощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в настоящее время. Предмет внимания по преимуществу: - отличия от нормы, отличия обученных от необученных; - феноменология коррекции и компенсации в условиях обучения; - феноменология индивидуальных различий в пределах выделенных контингентов. Задачи психологии: -теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости создания параллельной системы обучения; - выявление детей, которые не могут учиться в общем потоке (отбор детей во вспомогательные школы).
«Инструменты» и методы изучения и психологической помощи: - медицинские средства выявления дефектов; - тестометрия; - наблюдение. |
IV этап | Начало XX в. – 1970-е гг. XX в.. В России 1927 – 1991 гг. | Характеристика периода: от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. Ценности и цели периода эволюции: - формальное распространение на инвалидов гражданских прав и свобод, признание их права на социальную помощь, общее и профессиональное образование; - приспособление инвалида к жизни в обществе «культуры полезности»; - реабилитация и социальная адаптация. Достижения в области развития гражданских прав и свобод: - инвалид формально обретает большую часть гражданских прав, многими из которых, правда, не может воспользоваться в силу предубеждения общества, например, организаторов образования, работодателей и т.п.; - подавляющее большинство детей с отклонениями в развитии («обучаемые») получают право на школьное образование. - Россия: выходят постановления СНК "О введении всеобщего начального обучения" (1926), "О порядке введения всеобуча" (1927), "О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков" (1927). Система специального образования (ССО): - структурное совершенствование национальных систем специального образования, становление новых типов школ, новых типов специального обучения; - прецеденты закрытия специальных школ и перевода их учащихся в общеобразовательные учреждения; - открытие классов для глубоко умственно отсталых детей, считавшихся ранее не обучаемыми. Дифференциация ССО. Предмет внимания по преимуществу: - особенности обучения развития детей внутри выделенных категорий в рамках, заданных традиционным обучением; - педагогические условия коррекции и компенсации применительно к выделенным группам и контингентам. Задачи психологии: - теоретическое обоснование дифференциации специального образования; - дифференциальная диагностика УО и ЗПР, УО и РДА, РДА и ОНР, сложной структуры нарушений и т.п.; - определение психологических условий (обходных путей) решения задач, навязанных традиционным образованием. «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи: - тесты или их аналоги, использующиеся для дифференциальной диагностики; - констатирующий и обучающий эксперименты для изучения особенностей и «обходных путей» в развитии разных категорий детей; - комплексный подход при определении структуры нарушений. |
V этап | С 1971 – 1975 гг.. В России с 1991 г. | Характеристика периода: от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. Ценности и цели периода эволюции: - политкорректность, толерантность; - приспособление общества «культуры достоинства» к проблемам граждан с ограниченными возможностями; - ценность развития и максимально возможной самореализации для всех; - социальная и педагогическая интеграция. Достижения в области развития гражданских прав и свобод: - равные права на образование: право на выбор форм обучения, включая интеграцию. - курс не ранее выявление, диагностику и помощь делает родителей особого ребенка полноправными участниками процесса воспитания и обучения; - гарантии реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания; - переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов; - Декларация ООН "О правах умственно отсталых" (1971), "О правах инвалидов" (1975) и следующие за ними антидискриминационные законодательные акты; - В России в 1998 году ратифицирована Конвенция ООН "О правах ребенка", "О правах умственно отсталых лиц", принят закон "Об образовании".В этот период происходит переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалидов. Система специального образования (ССО): - перестройка организационных основ ССО на основе идей педагогической интеграции; - раннее начало обучения (с первых месяцев жизни); - включение родителей; - индивидуализация; - переход от 3 типов школ к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения; - создана система дошкольного воспитания разных категорий аномальных детей. Предмет внимания по преимуществу: - «Координаты» развития конкретного ребенка; - актуальные задачи развития; - соотношение задач развития и задач обучения; - дисбаланс между обучением и развитием; - особые образовательные потребности и психологические условия их реализации в развивающем образовании. Задачи психологии: - психологическое сопровождение семьи, проблемного ребенка, начиная с его раннего возраста; - психологическое сопровождение образовательной и социальной интеграции; - мониторинг соотношения развития и программ развивающего обучения; - выявление, устранение дисбаланса между обучением и развитием; - определение актуальных задач развития и психологических условий их реализации в природосообразном, развивающем образовании. «Инструменты» и методы изучения и психологической помощи: - интегрированные шкалы развития с высокой степенью размерности делений и проработанностью начальных ступеней развития; - диагностический инструментарий для определения «координат» развития ребенка на «шкале» развития; - технологии определения актуальных задач развития и их конвертации в задачи развивающего обучения применительно к разным участкам шкалы; - варианты индивидуальных коррекционно - развивающих программ для реализации особых образовательных потребностей проблемного ребенка на разных ступенях развития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/26/picture-65786-1451148281.jpg)
Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе
В статье идет речь о социальном положении детей с инвалидностью и путей коррекции родительско-детских отношений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-930300-1498420873.jpg)
Обобщение опыта в рамках эксперимента: системная работа детско-родительского театра в ДОУ как инструмент эволюции в едином развитии общества через семейное и педагогическое сотрудничество
В статье представлен анализ эффективности и качество образования в форме дополнительного к общему дошкольному образованию - работе детско-родительского театра в детском саду на материале объединения м...
Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/19/picture-1407769-1652941081.jpg)
«ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ».
laquo;Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья.… Таким образом, семья – это если угод...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-1434668-1668016134.jpg)
"Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу"
Конспект занятия по математике по пособию Е.В. Колесниковой....
Буклет «Семья –это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности » В. В. Путин
Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503816-1704299143.png)
Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста
Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста...