Тревожность детей и методы коррекции
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Зайцева Валентина Сергеевна

  Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тревожность детей среднего дошкольного возраста и методы ее коррекции при помощи игровой терапии.

Цель работы:

Снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста с выявленными устойчивыми проявлениями тревоги через проведение коррекционно-развивающие занятия.

Задачи:

* Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

* Снижение импульсивности и тревоги.

* Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

* Расширение эмоционального опыта.

Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики

Ожидаемый результат:  снизится уровень тревожности у детей, 
пополнится их эмоциональный опыт, спадет мышечное напряжение.

Диагностика.

Для выявления детей с повышенным уровнем тревожности используются следующие методики:

- тест "Страхи в домиках" приложение 1;

- тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) приложение 2;

- тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова приложение 3;

- наблюдение за игровой деятельностью детей;

- анкета по выявлению тревожного ребенка (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) для родителей, приложение 4.



Предварительный просмотр:

                                               Коррекционная работа.

Занятие №1. Фантазеры.

Цель: раскрепощение детей.

«Игра в рисунки». В начале проведения игры воспитатель спрашивает у детей, играли ли они когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к мальчикам (девочкам) : «Как звали этого мальчика (девочку)?»

Для примера возьмем имя Саша. «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Воспитатель обращается к ребятам: «Как же Саша назвал щенка?» «Назовем его Рексом». «Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Воспитатель проводит прямую линию от двери вниз.

Затем он обращается к детям: «Как вы думаете, нашел Саша там свою собачку. «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».

Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем проводим горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем воспитатель спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить детям порисовать самим.

«Игра в рисунок» позволяет снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с воспитателем.

Занятие №2. Драматизация с масками.

Цель: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.

Задачи:

1. Создать доверительную обстановку.

2. Материализовать страх, создать маску.

3. Помочь детям в процессе театрализации освободиться от негативной энергии.

Оборудование: птичье перышко, белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма.

1 этап. Настройка, создание доверительной обстановки. «Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Потрогайте его. Погладьте перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую руку. Что вы сейчас чувствуете? Погладьте личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что вы ощущаешь? Теперь подуйте на перышко так, чтобы оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло ли вам волшебное перышко расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня нам поможет в пути».

2 этап. Материализация страха. Создание маски. «Усаживайтесь удобно за столом. Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным перышком ваших лиц, а вы закрывайте глазки. Сначала перед глазами возникнет темнота, а потом начнут появляться те герои, которых мы будем представлять. Всем людям: и папе, и маме и тебе — знакомо чувство страха. Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. А теперь откройте глаза, и каждый из вас расскажет о своем страхе».

Каждого ребенка внимательно выслушиваем, не перебивая. При необходимости задаются уточняющие вопросы. Далее задание: «А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднесем лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснитесь к своим глазам. Отметьте эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз вы нарисуете как захотите. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Теперь мы вырежем глаза и маску».

Последний этап — приклеивание тесьмы для закрепления на голове.

3 этап. Драматизация или спонтанный театр. «А теперь нам предстоит надеть на себя маску или взять ее в руки. Мы должны оживить свою маску. Придумайте, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Если ваша маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать ногами, вы можете это делать. Дайте возможность своей маске быть тем, кем ей хочется. Представьте, что вы - маска страха. Напугай меня страшными движениями и страшным, мерзким голосом».

4 этап. Заключительный этап. Рефлексия. «Теперь вы можете снять маски. Если вы захотите, можно сделать с маской что угодно. Какого цвета были ваши чувства, когда вы рассказывали и рисовали свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас?

Спасибо вам. Я горжусь вами. Вы смогли избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить вас за смелость, решительность, находчивость и творчество. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу. Путешествие закончено».

Занятие №3. Отработка эмоций страха в рисунке.

Цель: Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

Задачи:

1. Нарисовать образ страха.

2. Озвучить персонаж.

3. Преобразовать образ страха в безопасный.

Оборудование: палочки 35-40 см, белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды.

1этап. Подготовка. Детям предлагается отправиться в гости в сказку. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку». Заранее приготовлены палочки 35-40 см. Предлагается детям разукрасить свои палочки перламутровой краской. Затем волшебные палочки украшаем фольгой или бантиками из тесьмы.

2 этап. Рисование образа страха. «Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закройте глаза и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже».

3 этап. Озвучивание персонажа. «А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса».

4 этап. Преобразование образа страха. Принцип противостояния. «Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите свою силу!» Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

Принцип трансформации. «Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».

5 этап. Подведение итогов. Рефлексия. «А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какое у вас настроение?

Спасибо вам за мужество, смелость и творчество».

Занятие №4. Лабиринт страхов.

Цель: Разрушить восприятие агрессивных персонажей сказок и мультфильмов.

Задачи:

1. Помочь детям представить свои страхи в образе нелепых и смешных персонажей.

2 «Оживить» персонажи.

3. Добиться проявления детьми сильных положительных эмоций.

1 этап. Подготовительный «Мы с вами уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Мы их победили с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить вам устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. В роли кукол будут страхи. Сейчас я каждому раздам рисунок с изображением пустого лабиринта».

2 этап Рисование страхов в лабиринте. «Давайте каждый «заселит» лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными». После выполнения задания дети показывали свои работы группе.

3 этап. Театрализация. «А теперь давайте зажжем нашу волшебную лампу, представление начинается!» Дети говорят от лица своего страха. Предлагается им изменить свои голоса, попытаться сделать их грубыми, громкими, страшными. Они управляют своим страхом, видя и чувствуя, что они уже совсем не страшны. «Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими страшилками вы можете сделать все, что хотите».

4 этап. Рефлексия. Детям было предложено поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у них в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства? Что произошло со страхом? Какое сейчас настроение у детей?

Вывод. Детские страхи и тревожность, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь, преподавателям необходимо также знать, что такое тревожность, как возникает и развивается она, чего больше всего боятся дети и почему. Для профилактики детских страхов необходимо использовать работу с родителями. Главным фактор- неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Родителям можно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: "Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя!". Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Ребенок, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Приложение 1

Тест "Страхи в домиках"

Цель:  выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

 

 Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Приложение 2

Тест тревожности (Р.Тэммпл, В.Амен, М.Дорки)

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков размером 8.5 * 11 см. каждый рисунок содержит некоторую типичную для жизни ребенка-дошкольника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующим контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки предъявлялись ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, воспитатель даёт инструкцию следующего содержания:

1.Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5.Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».

6.Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7.Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».

8.Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9.Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10.Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

11.Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».

12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка : печальное или весёлое ?»

13.Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14.Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Приложение 3

Тест «Незаконченные предложения» (А.И.Захаров)

Цель методики: выявить, чего боится ребенок.

Задание: закончить предложения. Это позволяет провести диагностику актуального состояния ребенка. Механизм проекции, заложенный в содержание методики позволяет также определить скрытые источники страхов и уровень внутреннего напряжения.

Ребенку ненавязчиво предлагается данная методика, проводимая в несколько необычной и тем самым интересной для него форме – продолжение начатого предложения, а не просто формальные ответы на вопросы. Я думаю, именно это и позволяет ребенку расслабиться и спокойно завершить предложения, не концентрируясь особенно на своих переживаниях.

Предложения следующие:

  1. Мне бывает очень радостно, когда…
  2. Я очень грущу…
  3. Мне бывает страшно, когда…
  4. Мне бывает стыдно, когда…
  5. Я очень горжусь…
  6. Я бываю очень удивлен(а), когда…
  7. Я очень обижаюсь…
  8. Я очень люблю…
  9. Мне бы хотелось…
  10. Мне бы не хотелось…

Приложение 4

«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) для родителей.

Инструкция. Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус.

Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных. Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у дошкольников методом игровой терапии.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он м...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...

Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Методы коррекции тревожного поведения у дошкольников

Методы коррекции тревожного поведения у дошкольников...

Эффективные методы коррекции тревожности дошкольников

Достаточно часто ученые предлагают в качестве эффективных методов преодоления тревожности детей дошкольного возраста применять следующие: психогимнастика, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия, прое...