Социально-бытовая ориентировка детей с ТМНР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Формирование социально-бытовых навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-бытовая ориентировка у детей с ТМНР
Рекомендации по проведению занятий.
Очень важно, чтобы занятия были привлекательными для ребенка, ведь зачастую он не осознает их важности, а значит, у него нет должной мотивации к занятиям. Они могут быть построены в форме игр. Например, для того чтобы ребенок просунул руку в рукав, ему в эту руку дается машинка и педагог говорит: «Ты должен провести машинку через тоннель». Тоннелем является рукав. Ребенок, играя, выполняет упражнение. Или упражнение «Куколка заблудилась» помоги куколке пройти через рукав.
Очень эффективным, особенно для детей с крайне выраженными нарушениями, является поощрение чем-нибудь сладким, например дать кусочек конфеты или яблока. Ребенок запоминает ощущение, которое он получал при выполнении упражнения, и будет стремиться получить его снова, выполняя упражения. Ребенка необходимо поощрять за то, что он уже сделал, похвалить его.
Обучение навыкам самообслуживания окажется неэффективным, если оно не будет внедрено в повседневную жизнь ребенка. Очень важно сотрудничество педагога и родителей.
Задачи обучения социально-бытовым навыкам:
1.Обучать питью из кружки.
2.Обучать еде ложкой.
3.Обучать проглатыванию жидкой и кашеобразной пищи.
4.Обучать надеванию и снятию одежды.
5.Обучать откусыванию и пережевыванию пищи.
6.Обучать застегиванию пуговиц, липучек, молнии, завязыванию шнурков.
7.Обучать мытью и вытиранию рук.
8.Обучать пользоваться туалетом.
9.Обучать обслуживанию себя самому, не требуя особой помощи.
Рекомендации по оборудованию развивающей среды:
В группе должны быть функциональные зоны: «Кухня», «Одежда», «Туалет», зона для развития мелкой моторики.
«Кухня» - отрабатывается навык питья и еды при помощи обычных или специальных ложек, тарелок и кружки. Здесь используются стол, стулья обеденные, стулья ортопедические для придания ребенку удобной позы при сидении. Также при действии тонических рефлексов, контрактурах, нарушениях мелкой моторики для обучения навыкам еды используются специальные ложки: ложка с Т- образной ручкой, ложка с утолщенной ручкой, серповидная ложка, ложка с манжетообразной ручкой. Навык еды отрабатывается при помощи сыпучего материала (горох, финиковые косточки, которые насыпаны в тарелку).
«Одежда» - в этой зоне происходит обучение навыкам, необходимым при одевании: одеванию куртки или рубашки, одеванию брюк, застегиванию пуговиц, молний, липучек, завязыванию шнурка. В этой зоне может находиться специальный комбинезон трех размеров (малый, средний, большой) для обучения одеванию; вешалка, зеркало, мат, щит социально-бытовой адаптации «Одежда». Навыки застегивания одежды, шнуровки отрабатываются на щите социально-бытовой адаптации «Одежда». На щите располагаются панели для застегивания пуговиц, для шнуровки и завязывания шнурков, для застегивания ремня, для застегивания разъемной молнии, для застегивания липучки.
Содержание коррекционного процесса по развитию социально-бытовых навыков
Группа | I – УРОВЕНЬ «Сложные дефекты» | II – УРОВЕНЬ «Сложные дефекты» | III- УРОВЕНЬ «Сложные дефекты» |
Сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Формировать умение у детей самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями. Упражнения: «Мойдодыр», «Наши ручки» | Формировать у детей умение последовательным действиям, связанным с мытьем рук. Упражнения: «Водичка, водичка», «Наши ручки» | Развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Упражнения: «Водичка, водичка» |
Октябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Формировать у детей интерес к уходу за своей внешностью и телом. Учить детей самостоятельно мыть руки, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями. Упражнения: «Мойдодыр», Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик», «Наши ручки» | Формировать у детей навык опрятности. Формировать у детей умение последовательным действиям, связанным с мытьем рук. Упражнения: Пальчиковая гимнастика «Где же наши ручки», «Водичка, водичка» | Развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Знакомить детей с туалетной комнатой, с ее назначением. Формировать у детей навык мытья рук (держать руки под текущей водой, тереть руки друг о друга). Упражнения: «Водичка, водичка» |
Ноябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Формировать у детей навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой. Привлекать внимание детей к действиям взрослых, формируя первичные представления о труде взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Упражнения: «Трудолюбивый мишка», «Наш обед» | Формировать у детей умение набирать в ложку умеренное количество пищи, тщательно пережёвывать твердую пищу. Формировать у детей умение подносить ложку ко рту плавным движением руки. Упражнения: «Покормим зайку», «Я сам» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Формировать у детей навык держать ложку и доносить до рта. Упражнения: Потешки «А ту-ту-ту-ту! Не вари кашу круту!» «Сорока-белобока» |
Декабрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Знакомить детей с застегиванием и расстегиванием одежды –пользование молнией и липучками. Формировать у детей умение самостоятельно снимать и надевать одежду. Упражнения: Панно «Пуговицы», «Молнии», «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле раздеться», «Если хочешь прогуляться, надо быстро одеваться» | Формировать умение понимать название предметов одежды, связанных с формируемыми навыками. Формировать у детей навык раздевания и одевания совместно со взрослым. Упражнения: «Вот они, сапожки!», «Пойдём гулять!» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Формировать у детей навык раздевания и одевания с помощью взрослого. Упражнения: «Пойдём гулять», «Как мы раздеваемся» |
Январь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Формировать у детей умение проверять свой внешний вид перед зеркалом, при необходимости устранять недостатки. Упражнения: «Что не правильно одели?», «Умницы» | Формировать у детей умение рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде и внешности совместно со взрослым. Упражнения: «Как Маша одевается» | Формировать у детей умение рассматривать себя в зеркале. Упражнения: «Кто там в зеркале глядит?» |
Февраль 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Продолжать формировать у детей умение самостоятельно снимать и надевать одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Упражнения: «Аккуратный Мишка», «Мы пришли с прогулки» | Продолжать формировать у детей навык раздевания и одевания совместно со взрослым. Упражнения: «Оденемся на прогулку», «Раздеваемся сами» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Формировать у детей навык раздевания и одевания с помощью взрослого. Упражнения: «Наша одежда» |
Март 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Продолжать закреплять у детей навык аккуратной еды и умения пользоваться салфеткой. Закреплять у детей навык мыть руки после пользования туалетом и перед едой. Упражнения: «Водичка, водичка», «Надо, надо умываться» | Продолжать формировать у детей навыки и умения в совместных со взрослым действиях. Упражнения: «Водичка, водичка», «Зайка умывается» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Упражнения: «Зайка умывается» |
Апрель 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Продолжать привлекать внимание детей к действиям взрослых, формируя первичные представления о труде взрослых. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Упражнения: «Помощники», «Польём цветочки», «Бегают ножки по чистым дорожкам» | Продолжать формировать у детей навык опрятности. Обращать внимание детей на то, как и что делают взрослые, создавая предпосылки формирования у детей первичных представлений о труде взрослых. Упражнения: «Аккуратный мишка», «Помощники» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Продолжать формировать у детей навык мытья рук (держать руки под текущей водой, тереть руки друг о друга). Упражнения: «Водичка-водичка» |
Май 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Продолжать формировать умение самостоятельно снимать и надевать одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Упражнения: «Аккуратный Мишка», «Мы одеваемся» | Продолжать формировать у детей навыки и умения в совместных со взрослым действиях. Упражнения: «Водичка, водичка», «Зайка умывается» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Упражнения: «Зайка умывается» |
Июнь 1-я неделя 2-я неделя | Закреплять навык умения детей есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу. Продолжать формировать у детей умение самостоятельно снимать и надевать одежду, аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик. Упражнения: «Как мы кушаем», «Аккуратный мишка», «Одеваемся на прогулку» | Продолжать формировать у детей навык раздевания и одевания совместно со взрослым. Упражнения: «Аккуратный мишка», «Одеваемся на прогулку» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Продолжать формировать у детей умение рассматривать себя в зеркале. Упражнения: «Кто там в зеркале глядит?» |
Август 3-я неделя 4-я неделя | Продолжать формировать у детей навык самостоятельной еды и умение пользоваться салфеткой. Привлекать внимание детей к действиям взрослых, формируя первичные представления о труде взрослых. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Упражнения: «Помощники», «По чистеньким дорожкам» | Приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность. Продолжать формировать у детей навык опрятности. Упражнения: «По чистеньким дорожкам» | Продолжать развивать у детей потребность во взаимодействии со взрослым в процессе выполнения простых действий. Продолжать формировать у детей навык раздевания и одевания с помощью взрослого. Упражнения: «Послушный зайка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально - бытовых навыков у детей с РДА
У большинства аутичных детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связан...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигате...
Консультация для родителей на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально – бытовой ориентации для детей с ДЦП».
Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.
Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом....