АОП и ИОМ для детей с УО (ИН) ( в ДОУ)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Целью адаптированной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с задержкой психического и речевого развития, предусматривающей взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи:
1.Выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной и личностной сферы.
2.Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных проявлений.
3.Обеспечить возможность освоения детьми адаптированной образовательной программы на доступном им уровне.
Планирование работы по пяти образовательным областям учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития детей, имеющих задержку психического развития (УО). Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Специфические задачи развивающего обучения детей с УО:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с УО педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Дети с умеренной умственной отсталостью относятся ко второму варианту развития умственно отсталых детей и характеризуется как «социально неустойчивый. Социально-коммуникативное развитие: дети не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт с новым взрослым «глаза в глаза», не проявляют желание сотрудничества со взрослыми; эмоционально-личностное общение не переходит в ситуативно-деловое. У них снижена инициатива и активность в коммуникативных проявлениях. В новой ситуации дети «жмутся» к близкому взрослому, просятся на руки, капризничают; во многих случаях отмечается «полевое поведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aopiom_uo_in.docx | 83.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
15МАА
(группа, пол, ФИ)
Новосибирск
Целью адаптированной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в компенсирующей группе для детей с задержкой психического и речевого развития, предусматривающей взаимодействие всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи:
1.Выявить особые образовательные потребности детей, обусловленные особенностями развития познавательной и личностной сферы.
2.Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных проявлений.
3.Обеспечить возможность освоения детьми адаптированной образовательной программы на доступном им уровне.
Планирование работы по пяти образовательным областям учитывает особенности психического, речевого, эмоционального развития детей, имеющих задержку психического развития (УО). Комплексность педагогического воздействия направлена на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Специфические задачи развивающего обучения детей с УО:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с УО педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
Дети с умеренной умственной отсталостью относятся ко второму варианту развития умственно отсталых детей и характеризуется как «социально неустойчивый. Социально-коммуникативное развитие: дети не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднен контакт с новым взрослым «глаза в глаза», не проявляют желание сотрудничества со взрослыми; эмоционально-личностное общение не переходит в ситуативно-деловое. У них снижена инициатива и активность в коммуникативных проявлениях. В новой ситуации дети «жмутся» к близкому взрослому, просятся на руки, капризничают; во многих случаях отмечается «полевое поведение».
Они не выделяют себя из окружающей среды, не могут по просьбе взрослого назвать свое имя, показать свои части тела и лица. У них не формируются представления о себе, о «своем Я», и о своих близких. Для многих из них характерно неустойчивое настроение, раздражительность, порой резкое колебание настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы; не стремятся подражать и взаимодействовать с близкими взрослыми и сверстниками. У них отмечается выраженная задержка становления навыков опрятности и культурно-гигиенических навыков самообслуживания (отсутствует самостоятельность в быту), полностью зависимы от взрослого.
Способы усвоения общественного опыта самостоятельно не появляются: умения
действовать по указательному жесту, готовность действовать совместно со взрослым, действовать по подражанию, ориентировка и действия по речевой инструкции, что, в свою
очередь, отрицательно сказывается на всем последующем развитии личности ребенка. Познавательное развитие: отставание в познавательном развитии проявляется во всех психических процессах: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Дети не проявляют интереса к окружающему миру: не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют и не действуют ими. У них отсутствует
любознательность и «жажда свободы». Они длительное время не различают свойства и качества предметов, самостоятельно не овладевают методом «проб и ошибок» при выполнении познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте они с трудом начинают осваивать сенсорные эталоны (называют некоторые цвета, форму предметов), но при этом не учитывают эти свойства в продуктивных видах деятельности. У них не формируется наглядно-действенное мышление, что становлении наглядно-образного и логического мышления. Для них характерно выраженное системное недоразвитие речи: они могут выполнить только простую речевую инструкцию в знакомой ситуации, начинают овладевать коммуникативными невербальными средствами (смотреть в глаза, улыбаться, протягивать руку и др.). В активной речи появляются звукокомплексы и отдельные слова, фразовая речь появляется после 5 лет. У детей с умеренной умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи – дислалия, дизартрия, анартрия, ринолалия, дисфония, заикание и т. д. Особенность речевых расстройств у них состоит в том, что преобладающим в их структуре является нарушение семантической стороны речи.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как
целостная функциональная система: нарушены все компоненты речи: ее фонетико- фонематическая сторона, лексика, семантика, грамматический строй. У детей отмечается
слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.
Речь у них монотонна, маловыразительна, лишена эмоций. Это говорит обособенностях просодических компонентов речи. Нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей определяются комплексом патологических факторов. Деятельность: у детей своевременно не появляются специфические предметные действия (соотносящие и орудийные), преобладают манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета, но, в действительности, ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и функциональное назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями: ребенок стучит ложкой по столу, бросает машинку, облизывает или сосет игрушку и т. д. Нецеленаправленные и неадекватные действия, равнодушное отношение к результату своих действий – именно эти особенности отличают деятельность ребенка с умеренной умственной отсталостью от деятельности его нормально развивающегося сверстника. В дошкольный период у детей с умеренной умственной отсталостью не формируются предпосылки и к другим видам детской конструированию.
Физическое развитие: общие движения детей характеризуются неустойчивостью, неуклюжестью, замедленностью или импульсивностью. Они не могут подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице, у них отсутствует стремление овладевать такими
основными движениями как бегом и прыжками. Без коррекционного воздействия характерно для них недоразвитие ручной и мелкой моторики: не выделяется ведущая рука
и не формируется согласованность действий обеих рук. Дети захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (указательным и большим пальцем) и хватание щепотью (указательным, средним и большим пальцами).
Одной из важнейших образовательных потребностей у этих детей является формирование интереса к эмоциональному и ситуативно-деловому сотрудничеству с новым взрослым, развитие коммуникативных умений (невербальных, вербальных средств общения), подражательных возможностей.
Дети второго варианта развития демонстрируют положительную динамику в психическом развитии, проявляя при систематическом взаимодействии со взрослым усидчивость, познавательный интерес и социально-коммуникативную потребность к сверстникам в игровой ситуации.
Методы и приемы работы с ребенком УО:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
• использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);
• пошаговость предъявления материала,
• использование заданий в наглядно-действенном и наглядно -образном плане,
• речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,
• эмоционально окрашенная подача материала, с учетом интересов ребенка.
Формы реализации и методы коррекционной работы:
Методы: наглядные, практические, словесные.
Формы реализации:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
Виды деятельности:
- Специальные упражнения
- Игры
- Занятия – консультации с ребенком и семьей
Планируемые результаты усвоения программы. Целевые ориентиры
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры зависят от возраста и степени тяжести интеллектуального нарушения и состояния здоровья ребенка. Целевые ориентиры в раннем возрасте.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для детей с умеренной степенью умственной отсталости:
∙ здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и/или вербальными средствами общения; ∙ благодарить за услугу, за подарок, угощение;
∙ адекватно вести себя в знакомой ситуации;
∙ адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
∙ проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям;
∙ сотрудничать с новым взрослым в знакомой игровой ситуации;
∙ положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда;
∙ самостоятельно участвовать в знакомых музыкальных и подвижных играх;
∙ самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
∙ положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке;
∙ проявлять некоторую самостоятельность в быту, частично владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
∙ положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для детей с тяжелой степенью умственной отсталости:
∙ здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку);
∙ взаимодействовать со знакомым взрослым в знакомой игровой ситуации;
∙ самостоятельно ходить;
∙ владеть элементарными навыками в быту;
∙ подражать знакомым действиям взрослого;
∙ проявлять интерес к сверстникам.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
15МАА
(группа, пол, ФИ)
Ответственный: учитель-дефектолог А.А. Малых
БЛОК I
ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ФИО ребёнка | АА |
Дата рождения | 23.09.2016 |
Заключение ТПМПК | Познавательное развитие не соответствует возрасту. СНР тяжелой степени тяжести. Развитие в условиях двуязычия. Тотальное недоразвитие ВПФ легкой степени с трудностями коммуникации и социализации. |
Номер заключения, дата | |
Специальные методы и приёмы обучения | В соответствии с АООП ДОУ для детей с УО; АОП, рабочей программой специалистов. |
Специальные учебники, учебные методические пособия, дидактические материалы | Специальные учебные и дидактические пособия для развития и коррекция речи, психических процессов, познавательной деятельности и двигательной сферы ребёнка; специальные компьютерные программы по диагностике и коррекции нарушений развития (ВПФ, моторика, сенсорное развитие, игровая деятельность, речь). |
Требования к организации пространства | В соответствии с ФГОС ДО |
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды | |
Щадящий педагогический режим с учётом темпа деятельности и работоспособности ребёнка. Чёткая организация режима дня. Создание полноценной речевой среды. Развитие и коррекция речи, психических процессов, познавательной деятельности и двигательной сферы ребёнка. |
Дорожная карта на 2022-2023 учебный год
Ф.И.ребенка:
№ группы 15 компенсирующей направленности «Особый ребенок»
Дни недели | Специалисты | ||
Учитель-дефектолог | Муз. рук-ль | Инструктор по физ.к-ре | |
Понедельник | |||
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница |
Специалисты:
Учитель-дефектолог: Малых А.А.
Музыкальный руководитель:
Инструктор по адаптивной физкультуре: Н.Н. Евраш
Воспитатели: М. В. Макаренко, И.Г. Юнеман.
Лист развивающих занятий на 2022-2023 учебный год
Ф.И. ребенка:
Дата рождения:
Специалист по коррекционной работе: учитель-дефектолог Малых А.А.
АООП ДО для детей с УО
Дата начала занятий:
Краткий план коррекционной работы (рекомендации ТПМПК):
Форма работы: индивидуальные занятия во вторник, четверг, пятницу.
Период занятий | Количество занятий | На что направлено занятия |
сентябрь-май |
3. Развитие мелкой ручной моторики. 4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха. 5. Развитие ритмических возможностей. 6. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики (Артикуляционная гимнастика). 7. Формирование активной речи: звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, фраза( элементарный диалог). 8. Развитие познавательных способностей. 9. Развитие представлений о себе и окружающем мире. 10. Развитие ВПФ. 11. Развитие социально-коммуникативных навыков (средства альтернативной коммуникации). 12. Развитие эмоционально-волевой сферы. |
Ознакомлен с листом коррекционных занятий___________________________
Результативность коррекционной работы:____________________________________________________________
Блок II
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
- Сведения о программах:
АООП ДОУ для детей с УО (адаптированная основная образовательная программа)
АОП (адаптированная программа)
РП специалистов (рабочие программы специалистов)
- Режим и форма организации занятий:
Индивидуальные (и/з) занятия в соответствии с САНпин.
- Методы отслеживания динамики: наблюдение, беседа, опрос, тесты, анкетирование родителей, стартовая и итоговая диагностика, мониторинг, скрининг, тематический контроль.
Перспективный план индивидуальных занятий с ребенком
Область развития | задачи |
Социально-коммуникативное развитие: | - учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка); -учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях; -учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности; - формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней; - формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым; - учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем; - учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы. - учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться); -учить узнавать себя в зеркале, на фотографии. |
Формирование игровой деятельности: | Обучение игре - учить брать и ставить предметы на место; - учить использовать игрушки по функциональному назначению; - учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики); - учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; - продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками. |
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: | - учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом; - учить снимать и вешать на место своё полотенце; - учить застёгивать большие пуговицы; - учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью; - учить развешивать вещи на стульчик; - учить пользоваться салфеткой; - учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи; - учить проситься в туалет, указывая жестом; |
Физическое развитие (физическое здоровье): | - учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога; - обучать элементарным правилам подвижных игр; - учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ; - учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом; - учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога; - учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу; - учить ходить и бегать стайкой за педагогом. |
Познавательное развитие: Сенсорное воспитание: | - учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»); - учить соотносить предметы с их изображением; - учить сличать парные предметы и картинки; - учить воспринимать величину предметов (большой, маленький); - учить сличать геометрические фигуры; - учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); - учить различать объёмные формы – кубик, шар; - знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый); - учить сличать основные цвета и некоторые оттенки; - учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей; - учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина); - учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан). |
Формирование мышления: | - формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»); - учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш; - учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач. |
Формирование количественных представлений: | учить составлять группы из одинаковых предметов; - учить выделять один и много предметов из группы; - учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев. |
Ознакомление с окружающим: | -знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт); - учить узнавать отдельные фрукты и овощи; - учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду. - знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды; - учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе. |
Развитие ручной и мелкой моторики: | - учить нанизывать на шнурок крупные бусины; - учить выполнять действия с крупной шнуровкой; - учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого; - учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим); -учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги; - учить откручивать детали игрушек, конструктора; - учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд. |
Речевое развитие: | - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...); - учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек; - учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев; - учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»). |
Художественно-эстетическое развитие: Лепка: | - учить сидеть за столом в процессе выполнения работы; - учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом; - учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога; - учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом. |
Аппликация: | - учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом; - учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку); - учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога. |
Рисование: | - учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок; - учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки); - учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета. |
Конструирование | - учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу; - учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка). - учить собирать макси-пазлы из 25 частей. |
Развитие музыкально-ритмических навыков: | - учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу; - учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием; - развивать микромоторику пальцев рук; - учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан); - вовлекать в хороводные игры с детьми. - учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место; - закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь; |
- Описание особых образовательных потребностей:
- Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с УО.
- Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.
- Наблюдение психиатра, невролога, педиатра.
- Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.
- Взаимодействие учителя-дефектолога и специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
- Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
- Комплексная подготовка к школе.
- Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).
- Проведение общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий.
- Обучение умению доводить начатое дело до конца.
- Расширение представлений об окружающей действительности.
- Формирование представлений о себе, окружающем мире.
- Поощрение интереса к продуктивным видам деятельности (лепке, рисованию).
- Осуществление взаимосвязи с образовательной организацией (посещение родительских собраний, консультаций педагогов).
- Цели, задачи, формы организации коррекционной работы
Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Задачи:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция).
3.Расширение представлений о себе и об окружающем мире, обогащение словаря.
4.Развитие коммуникативных навыков.
5.Охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ.
Специфические задачи развивающего обучения детей с УО:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: мелкой моторики рук, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
3. Формирование мотивации к познавательной деятельности.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность.
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
6. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, классификации, умозаключений и др.).
7. Организация благоприятной социальной среды.
8. Системный и планомерный контроль за развитием воспитанника с УО педагогами - членами психолого-педагогического консилиума ДОУ.
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в коррекционной работе.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
№ пп | Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий (для детей 5-6, 6-7 лет) | Мозаика-синтез | 2011 |
2 | Метиева Л. А., Удалова Э. Я. | Развитие сенсорной сферы детей. | М.: Просвещение | 2009 |
3 | Павлова Л.И., Маврина И.В., Малышева Л.А. | Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. | М.: Гном и Д | 2002 |
4 | Под ред. Л. А. Венгера | Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. | М.: Просвещение | 2005 |
5 | Шарохина В.Л. Катаева Л.И. | Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы. | Национальный книжный центр | 2011 |
6 | Стребелева Е.А. | Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. | Владос | 2014 |
7 | Сорокина Л.И. | Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. | ВЛАДОС | 2014 |
8 | Стребелева Е.А. | Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. | Владос | 2014 |
9 | Перова М.Н. | Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя. | М.: Просвещение: Учебная литература | 1996 |
10 | Шарохина В.Л. | Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы (Книга + CD-диск) | Национальный книжный центр | 2011 |
11 | Цикото Г.В. | Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие | Парадигма | 2013 |
12 | Лыкова-Унковская Е.С. | Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие | Парадигма | 2016 |
13 | Мухина С.Н. | Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников | Перспектива | 2016 |
14 | Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. | Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий | Теревинф | 2018 |
Методическое обеспечение интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность)
№ пп | Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. | Развитие связной речи дошкольников: модели обучения. | Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования АППО | 2005 |
2 | Морозова Г.В. | Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группе | Гном | 2014 |
3 | Янушко Е.А. | Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия | Теревинф | 2004 |
4 | Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. | Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. | ЦДК проф. Л.Б. Баряевой | 2011 |
5 | Блинков Ю.А. Игнатьева С.А. | Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов | Владос | 2004 |
6 | Гаврилушкина О.П. | Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей | Просвещение | 1991 |
Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы
№ пп | Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | Кривоносова Л.Н., Макарова О.В. | Скоро в школу (2 части) | МБОУ НШ-ДС № 37, г. Кузнецк. | 2012 |
2 | Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. | Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. | Генезис | 2012. |
3 | Лисовская Т. В. | Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская. | Мн.: Нар. асвета. | 2001 |
4 | Кагарлицкая Г.С. | Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет | Генезис | 2011 |
5 | Безрукова О.А. Нурминский Е.В. | Найди лишнюю картинку (программа для ЭВМ) | Русская речь | 2016 |
6 | Долгова О.И. Зиборова Е.В. | Что Лишнее? Учебно-методическое пособие по формированию и развитию аналитического мышления, логики и опосредования | В. Секачев | 2016 |
7 | Минаева М.С. | В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие | Генезис | 2018 |
8 | И.А.Лыкова | Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период" | ИД «Цветной мир» | 2015 |
9 | Алышева Т.В. Эк В.В. | Сравниваем, считаем: Рабочая тетрадь по математике для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:В 2 частях | Просвещение | 2014 |
10 | И. А. Морозова и М. А. Пушкарева | Тетрадь по математике для детского сада | Мозаика-Синтез | 2009 |
11 | Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А. | Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов | Владос | 2014 |
12 | Сорокина Л.И. | Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий + CD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом | Владос | 2014 |
13 | Стребелева Е.А. | Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии | Владос | 2014 |
14 | Сунцова А.В. Курдюкова С.В. | Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Генезис | 2018 |
15 | Н.Ю. Костылева | Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 5-8 лет. ФГОС ДО | Сфера | 2015 |
16 | Е.В. Колесникова | Диагностика математических способностей 6-7 лет. ФгоС | Сфера | 2018 |
17 | Е.В. Колесникова | Я решаю логические задачи. Математика для детей 5-7 лет. ФГОС Д | Сфера | 2019 |
18 | Е.В. Колесникова | Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь. Для детей 5-7лет. ФГОС ДО | Сфера | 2018 |
19 | Е.В. Колесникова | Математика для детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Ясчитаю до десяти". ФГОС ДО | Сфера | 2018 |
20 | Е.В. Колесникова | Демонстрационный материал: математика для детей 5-7 лет. ФГОС | Сфера | 2018 |
21 | Емельянова Э. | Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…». | Мозаика-Синтез | 2019 |
- Взаимодействие с родителями
Система работы по взаимодействию команды специалистов с родителями:
№ | Блок | Содержание | Формы и методы |
1 | Информационно-аналитический | предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи оказывать помощь в развитии речи ребенка. | опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт, специальные диагностические методики. |
2 | Практический | содержится информация, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей с ОВЗ и их развитием. | 1) Групповые (родительские собрания, мастер-классы, открытые занятия); - Индивидуальные (консультации, открытые индивидуальные занятия специалистов); - Наглядные (стендовая информация, брошюры, папки-передвижки). |
3 | Контрольно-оценочный | Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами дошкольного учреждения. | Опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика, самоанализ педагогов, собеседование с детьми, наблюдение, учет активности родителей. |
- Рекомендации родителям воспитанников:
Содержание направлений взаимодействия с семьёй по образовательным областям
Здоровье
- Объяснение влияния образа жизни семьи на здоровье ребёнка.
- Информирование о факторах, влияющих на физическое и психическое здоровье (спокойное общение, питание, закаливание, движение, переохлаждение, перекармливание и др.).
- Ориентировка на совместное чтение литературы, просмотр художественных и мультипликационных фильмов с ребёнком.
- Знакомство с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОУ, городе (селе).
- Разъяснение важности посещения секций ориентированных на оздоровление дошкольников.
- Создание индивидуальных программ (маршрутов) оздоровления детей и помощь в поддержании реализации совместно с медико-психологической службой ДОУ.
Физическая культура
- Разъяснение необходимости создания предпосылок для полноценного физического развития ребёнка.
- Ориентировка на формирование у детей положительного отношения к физкультуре и спорту. Стимулирование двигательной активности совместными спортивными занятиями (коньки, лыжи, посещение спортивного зала), совместные подвижные игры, прогулки в лесу (парке); создание спортивного уголка дома; покупка спортивного инвентаря (мячи, велосипед, роликовые коньки, самокат и т.д.).
- Информирование о задачах физического воспитания на разных возрастных этапах развития.
- знакомство с опытом физического воспитания в других семьях, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, потребность в движении.
- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации секций или клубов (любители туризма, мяча и т.п.).
- Привлечение к участию в спортивных мероприятиях в ДОУ, городе (селе).
Безопасность
- Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома и на улице, и способами поведения в них.
- Направлять внимание на развитие у детей способность видеть, осознавать и избегать опасности.
- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарства, бытовой химии, спички, электроприборы; без присмотра
- Рассказывать о необходимости создания безопасных условий дома (не держать в доступном для ребёнка месте лекарств, бытовой химии, спички, электроприборы; бес присмотра не оставлять детей в комнате с открытыми окнами).
- Для безопасности пребывания на улице организовывать условия (соблюдение техники безопасности при развлечениях на качелях и каруселях, лазанье на спортивных снарядах, горках, во время отдыха у водоёма и т.п.).
- Информирование о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (кричать, звать на помощь; при необходимости называть свою фамилию, домашний адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи и т.д.).
- Помогать планировать выходные дни с продумыванием проблемных ситуаций, стимулирующих формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
- Подчёркивать роль взрослого в поведении ребёнка.
- Знакомить с формами работы ДОУ по проблеме безопасности детей.
Социализация
- Показывать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребёнка.
- Рассказывать о важности игровой деятельности, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
- Помогать осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье.
- Создавать мотивацию к зарождению новых и сохранению старых семейных традиций.
- Привлекать к сотрудничеству с ДОУ.
- Сопровождать и поддерживать в реализации воспитательных воздействий.
Труд
- Рассказывать о необходимости навыков самообслуживания, домашних обязанностях, помощи взрослым.
- Знакомить с возможностями трудового воспитания в семье и ДОУ.
-Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания.
- Побуждать родителей знакомить с профессиями близких взрослых, с домашним трудом, с трудовыми обязанностями членов семьи.
- Развивать интерес к проектам по изучению трудовых профессий, традиций в семье, городе (селе).
- Способствовать совместной трудовой деятельности родителей и детей дома, в группе, в ДОУ формирующей возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
- Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению, строительству снежных фигур на территории ДОУ.
Познание
- Обращать внимание родителей на интеллектуальное развитие ребёнка.
- Ориентировать на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со сверстниками и взрослыми.
- Рассказывать о пользе прогулок , экскурсий, музеев, выставок для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (слуховые зрительные, осязательные и др.). Помогать родителям маршруты.
- Привлекать к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей познавательной активности.
- Проводить игры-викторины, конкурсы, эстафеты с семьёй.
Коммуникация
- обращать внимание родителей на развитие коммуникативной сферы ребёнка в семье и ДОУ.
- Рассказывать о ценности диалогического общения (обмен информацией, эмоциями, познание).
- Демонстрировать уместность и ценность делового, эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго общения с ребёнком, не допускающего грубости.
- Побуждать родителей помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации.
Чтение художественной литературы
- Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующем развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества
- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
- Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов для развития художественного вкуса у ребёнка.
- Проводить литературные вечера, гостиные, викторины, встречи с работниками библиотеки.
- Побуждать поддерживать детское сочинительство.
- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т.п.
Художественное творчество
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность.
- Организовывать выставки семейного художественного творчества (достижения взрослых и детей).
- Создание условий в ДОУ для совместных занятий путём организации художественных студий и мастерских (рисунок, живопись, лепка, бисероплетение и пр).
- Побуждать к посещению музея изобразительных искусств, художественных выставок, мастерских художников.
Музыка
- Рассказывать о возможностях музыки благоприятно воздействующей на психическое здоровье ребёнка.
- Рекомендовать музыкальные произведения для прослушивания дома.
- Информировать родителей о концертах, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.
- Привлекать родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду способствующих возникновению ярких эмоций, развитию общения (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники).
- Рекомендации воспитателям:
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.
1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с УО, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
6. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
7.Речь самого воспитателядолжна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с УО не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т. д.
13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
14. В коррекционной работе с детьми с УО воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом, проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.
17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
- Планируемые результаты освоения АОП:
Ожидаемые результаты реализации программы
- положительная динамика личностного, эмоционального развития ребенка;
- положительная динамика развития когнитивной сферы;
- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития ребенка с УО;
- эффективное социальное взаимодействие детей, развивающихся в норме и ребенка с ОВЗ.
- Мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с УО
В целях отслеживания результатов работы, с ребенком проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов - первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Карте комплексного обследования дошкольника с ОВЗ».
Учителем - дефектологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Карта дефектологического обследования ребенка – Приложение 1
- Личные документы ребенка (ксерокопии св-ва о рождении, снилс, справок об инвалидности) - Приложение 2
- Заключение ТПМПК, ППк - Приложение 3
- Общие сведения о ребенке (анамнез) – Приложение 4
- Сведения из медицинской карты ребенка – Приложение 5
Приложение 1
Карта оценки развития ребенка с УО (ИН)
В начале года | В середине года | В конце года | ||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | ||||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | ||||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | ||||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | ||||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | ||||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | ||||
- принимать поглаживание по голове, | ||||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | ||||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | ||||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | ||||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | ||||
Откликаться на свое имя | ||||
Называть свое имя, | ||||
Узнавать себя в зеркале, | ||||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | ||||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | ||||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | ||||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | ||||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | ||||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | ||||
Обучение игре | ||||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | ||||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | ||||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | ||||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | ||||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | ||||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | ||||
Культурно-гигиенические навыки | ||||
Проситься на горшок; | ||||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | ||||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | ||||
Мыть руки; | ||||
Пользоваться своим полотенцем; | ||||
Самостоятельно вытирать руки; | ||||
Садиться за стол на свое место; | ||||
Не есть руками; | ||||
Не пить из тарелки; | ||||
Не наполнять ложку руками; | ||||
Вытирать рот и руки салфеткой; | ||||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | ||||
Знать свой шкафчик для одежды; | ||||
Снимать колготки самостоятельно; | ||||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | ||||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | ||||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | ||||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | ||||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | ||||
Пользоваться помощью взрослого | ||||
Благодарить за оказанную помощь | ||||
Речевое развитие | ||||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | ||||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | ||||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | ||||
- действиям с игрушками и предметами | ||||
Рассказывать об окружающем; | ||||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | ||||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | ||||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | ||||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | ||||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | ||||
- ближайшем окружении. | ||||
Познавательное развитие | ||||
Сенсорное развитие | ||||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | ||||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | ||||
- большой – маленький, | ||||
- сладкий – горький, | ||||
- горячий – холодный. | ||||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | ||||
- горячий – холодный, | ||||
- кубик – шарик. | ||||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | ||||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | ||||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | ||||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | ||||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | ||||
Конструирование | ||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | ||||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | ||||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | ||||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | ||||
Создавать простейшие постройки из палочек; | ||||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | ||||
Совместной игре с ними; | ||||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | ||||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | ||||
Играть, используя знакомые постройки. | ||||
Ознакомление с окружающим | ||||
Называть свое имя | ||||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | ||||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | ||||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | ||||
- маму | ||||
- папу | ||||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | ||||
- посуды, | ||||
- игрушки | ||||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | ||||
- птиц | ||||
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Лепка | ||||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | ||||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | ||||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | ||||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | ||||
Аппликация | ||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | ||||
Наклеивать заготовку | ||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Рисование | ||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | ||||
Изображать знакомые предметы; | ||||
Обследовать предмет перед рисованием, | ||||
Обводить по контуру; | ||||
Проводить прямые линии, | ||||
Проводить прерывистые линии, | ||||
Проводить волнистые линии, | ||||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | ||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Музыкальное воспитание | ||||
Различать знакомые музыкальные произведения, | ||||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | ||||
Узнавать знакомые мелодии; | ||||
Прислушиваться к словам песен; | ||||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | ||||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | ||||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | ||||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | ||||
Физическое развитие | ||||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | ||||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | ||||
Выполнять движения по подражанию взрослому | ||||
Бросать мяч по мишени | ||||
Ходить стайкой за воспитателем | ||||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | ||||
Ходить по дорожке и следам | ||||
Спрыгивать с доски | ||||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | ||||
Проползать под верёвкой | ||||
Проползать под скамейкой | ||||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....