статья педагога «Абилитация – путь к успешному развитию дошкольника»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Фонова Ольга Андреевна

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. В раннем возрасте даже небольшие отклонения в развитии могут оказать на общее состояние здоровья ребенка существенное влияние, поэтому абилитацию детям с нарушением развития необходимо проводить с первых месяцев жизни.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii_na_sayte_1.docx93.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Абилитация – путь к успешному развитию дошкольника» (статья)

Несмотря на проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности в России сохраняется тенденция к увеличению числа детей с врожденными аномалиями развития как отмечается в ежегодном государственном докладе "Положение детей в Российской Федерации". Для решения этой проблемы необходимо разработать и применять на практике меры по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанию им квалифицированной медицинской и социальной помощи, в том числе по реабилитации и абилитации таких детей. Общество и государство должны выступить гарантом социальной защиты детей с нарушением здоровья, обеспечить им условия для нормальной жизни, развития, образования, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде. https://belnko.ru/upload/iblock/04f/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg

В раннем возрасте даже небольшие отклонения в развитии могут оказать на общее состояние здоровья ребенка существенное влияние, поэтому абилитацию детям с нарушением развития необходимо проводить с первых месяцев жизни.

Абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Об абилитации следует говорить применительно к детям раннего возраста с нарушениями в развитии, так как у них еще не сформированы речевые и гностико-практические функции, нормальный двигательный стереотип. Поэтому в отношении таких детей можно говорить о первоначальном формировании способностей и навыков человека, о развитии у ребенка функций и способностей, формирующихся без специальных усилий у детей с нормальным развитием, а у ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут сформироваться только в результате абилитационной помощи.

Абилитация детей с нарушениями развития охватывает все аспекты развития, социальной адаптации, поведения, способствует их подготовке к успешному общению с окружающими, посещению детских садов, получению образования в школе, осуществляет комплексную информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку семьи. Основным направлением социальной абилитации является взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

При проведении абилитационных мероприятий умения и навыки формируются под влиянием медиков, педагогов, психологов.

По сути абилитация - многоступенчатый и многосторонний процесс, призванный дать пациенту возможность вести жизнь, максимально приближенную к нормальной в ее общечеловеческом понимании, то есть такую жизнь, которая была бы у ребенка или взрослого, не имеющего тех или иных отклонений и функциональных ограничений.

Таким образом, об абилитации чаще всего говорят, имея в виду деток в возрасте до 1 года, родившихся с какими-либо отклонениями.

С целью выявления детей группы риска необходимо детально обследовать новорожденного медиками (неонатологом, генетиком, неврологом) с формированием паспорта ребенка, в котором фиксируются все параметры новорожденного.

Далее медики подробно излагают в истории болезни диагностические и коррекционные мероприятия в отношении ребенка с отклонениями в развитии необходимые в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Разрабатывается индивидуальный маршрут ребенка.

Следующим этапом в абилитации является дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы в условиях соответствующего учреждения с детьми от 0 до 3 лет.

Успешная абилитация возможна при осуществлении комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, социальных работников. Для успешного развития ребенка важными и определенными являются первые два-три года жизни.

Залогом успешной абилитации детей раннего возраста является:

  1. Жизнь ребенка в семье, так как семья является максимально благоприятной средой для ребенка.
  2. Раннее выявление и раннее начало. Раннее выявление нарушений развития – важное условие для проведения программ ранней помощи, предупреждающих появление вторичных осложнений.
  3. Междисциплинарный подход. Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей во всех областях жизни.
  4. Родитель как член команды. Родители выступают активными участниками в реализации программы абилитации (формулировка запроса и участие в повседневной оценке, реализация программы в повседневную жизнь дома, участие в оценке эффективности программы и в решении об ее изменении).

Итак, абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь.

В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а также детям, относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д.).  Проблема раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Поэтому к одной из острых проблем профилактической педиатрии ведущие ученые России относят недостаточное развитие системы оказания комплексной реабилитационно-абилитационной помощи, в чем особенно нуждаются дети с хронической патологией, ограниченными возможностями здоровья и инвалиды. Многие исследователи отмечают, что существенным резервом укрепления здоровья детей следует считать методы медико-социальной помощи на этапе раннего вмешательства на базе медицинских учреждений, оказывающих детям первых лет жизни абилитационную помощь. Технология раннего вмешательства создает реальные предпосылки решения важной медико-социальной проблемы – профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте.

Многие исследователи подчеркивают, что целенаправленная абилитационная деятельность должна начинаться сразу после выявления особых потребностей ребенка и предусматривать лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей. Как показывают результаты исследований, ранняя помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичное отклонение. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Абилитацию детей с проблемами в развитии необходимо начинать с первых дней жизни, так как:

  • у детей раннего возраста существует наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития, поэтому любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям;
  • у каждого ребенка индивидуальные темпы развития, так как в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро;
  • высокая восприимчивость детей раннего возраста к обучению, так как в этом возрасте легко образуются условные связи.

К сожалению, на сегодняшний день процент новорожденных детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим, поэтому многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания. В итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.

Ребенок с отклонениями развития такой же член общества, как и все мы. Поэтому необходимо создать все условия для его развития и социальной адаптации в обществе. В процессе абилитации ребенку оказывается, как биологическая, так и социальная поддержка. Чем раньше ребенку с отклонениями в развитии оказывается абилитационная помощь, тем больше вероятность развития у него функций, необходимых для нормальной жизни. Возможно функиональность такого ребенка не будет развита как у сверстников без отклонений в развитии, в процессе абилитации ребенок научится достигать функциональные цели альтернативными путями (если привычные пути блокированы), адаптироваться в окружающую среду. Однако поздно начатая абилитация трудновыполнима и малоэффективна, ведь младенец очень восприимчив к любому воздействию из вне с целью формирования и приобретения навыков, необходимых для адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

Абилитация -путь к успешному развитию ребенка

Данная статья раскрывает пути осуществления абилитации младенцев . Показан комплексный подход абилитационной помощи детям раннего возраста ....

Статья на тему: "Пути к успешному выходу из кризиса трех лет".

Советы воспитателя для родителей детей переживающих кризис 3-ех лет....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...