Развитие детей с ОВЗ по методике Марии Монтессори
статья по коррекционной педагогике
Педагогика Марии Монтессори-замечательный пример свободного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
109065-8137ovz_mariya_m.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детей с ОВЗ по методике Марии Монтессори
Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям. Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.
Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Как показывает общая практика разных педагогов, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори - классе и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью. Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому".
При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:
• формирование ориентировочных реакций;
• развитие движений руки и действий с предметами;
• формирование сенсорных и математических представлений;
• эмоциональное благополучие и социальная адаптация;
Обучать ребенка в Монтессори среде – это значит:
• создать развивающую среду;
• наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;
• создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.
Монтессори – класс разделен на 5 зон, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.
В зоне практической жизни дети овладевают теми навыками, которые пригодятся им в повседневной жизни. По сути то, что здесь происходит, можно назвать «игрой в настоящую жизнь». Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат. Уроки для малышей в Монтессори - группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, почистить свои ботинки и т.д. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. В Монтессори - группах малыши быстро учатся сами ухаживать за собой. Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов, - все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
Занимаясь в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств. Это предметы, которые могут помочь изучить такие понятия как большой/маленький, толстый/тонкий, высокий/низкий и т.п., и конечно же цвет. Слух в материалах класса Монтессори развивают звуковые цилиндры (шумовые коробочки). В классе можно встретить такие работы как термобаночки, термопластины, дощечки/подушечки разной тяжести, шершавые дощечки, ткани одного цвета, но разной фактуры, волшебный мешочек — пощупай, угадай что это.
Следующие две зоны Монтессори – класса: математическая и языковая. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья элементы этих зон можно использовать только со старшими детьми, имеющими сохранный интеллект.
Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Обучение математике происходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, освоил порядковый счет – и все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции
Зона языкового развития. В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Зона естественнонаучного («космического») воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов. В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
В классическом Монтессори-классе вместе находятся дети разных возрастов от 3 до 6 лет. Дети учатся работать по одному или вместе с другими детьми. И кроме этого это помогает избегать конфликтов, связанных с тем, что одновременно многих детей одного возраста интересует один и тот же материал, а во-вторых, старшие дети выступают в роли наставников, учителей, а младшие могут научиться у тех, кто еще не так далеко «ушел» от них в своём развитии.
Таким образом, использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.
Рекомендации для родителей:Педагогика Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются:...
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...
«Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
Цель: Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы сенсорно-моторного развития детей младшего возрас...
Педагогический опыт - 2022г. «Экологическое воспитание детей с ЗПР по методике Марии Монтессори (космическое воспитание)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори».
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»....
Родительское собрание «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
Родительское собрание«Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори» Знакомство родителей с изменениями работы ДОУ Мы работаем на основе Федерал...
Социализация детей дошкольного возраста по методике Марии Монтессори
Социализация – процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений,...