Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
материал по коррекционной педагогике
В материале представлено краткое содержание особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психоческого развития, а так же этапы формирования игры в процессе коррекционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_detey_s_zpr.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая деятельность. Такие дети либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым «игру». Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте договариваться, регулировать действия друг с другом с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается), при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников 5-7 лет).
Специалисты отмечают, что сюжеты игр дошкольников с задержкой психического развития ограничиваются бытовыми темами и характеризуются стереотипами. Со сложностями образуются темы и замысел игр. Игрушки не вызывают любопытства и интереса у детей данной категории, у них нет любимой игрушки, в отличие от здоровых сверстников. Роли обычно разделяются нечетко, игровые правила строго не выполняются. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития играют так же как нормально развивающиеся дети в младшем дошкольном возрасте.
Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей.
У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:
- Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.
- Узкая вариативность при поиске путей его реализации.
- Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.
- Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.
Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:
- Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.
- При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.
Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.
Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:
- Трудностью формирования представлений.
- Недостаточностью регуляции деятельности.
- Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».
- Трудностью осмысления мира человеческих отношений.
Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения
1-й этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-й этап - формирование специфических игровых действий:
- Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».
- По подражанию «корми как я».
- Самостоятельно.
- Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).
3-й этап: - обучение планированию игры.
Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.
4-й этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.
Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки, так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:
1. Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности;
2. Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).
У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.
3. Тактильно-двигательная функция:
У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации) восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.
Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.
Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр, прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Литература:
1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1988.
2. Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2004.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
6. Кириллов И.П. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста:
Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
7. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2004. особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2004, №3.
8. Теплицкая И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. 2001.
9. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».
«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье проведен анализ таких понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативная деятельность», «коммуникативные процессы», рассмотрены осн...
Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В...
Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...