Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии( пластилинография)
статья по коррекционной педагогике

Дорощенко Оксана Сергеевна

У детей с аутизмом вместо развития эмоциональных контактов с окружающими,  выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Снизить эмоциональное напряжение, наладить контакт, сформировать положительные эмоции поможет пластилинография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_emotsionalnyh_narusheniy_u_detey_s_ras.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция эмоциональных нарушений у детей

с расстройствами аутистического спектра

 средствами Арт-терапии (пластилинография)»

Дорощенко Оксана Сергеевна

педагог-психолог МКДОУ д/с № 485   

Эмоциональная сфера является одной из основных дефицитарных сфер у детей с аутизмом. Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается ведущая роль эмоциональной недостаточности в структуре психического дефекта у аутичных детей( Башина В.М., Каган В.Е. , Десперт Л., Хобсон Р.П. и др.). Это и  повышенная сензитивность у детей, и трудности понимания эмоций у окружающих людей, и  существенные трудности в оценке эмоционального выражения лиц.

В книге О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» отмечается, что у детей с РАС страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты [4, с.28]. Авторы подчеркивают, что у ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т.е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов [ с.29] .

         Арт-терапевтические техники в данном случае помогают снизить эмоциональное напряжение, создать атмосферу доверия и базис для сотрудничества, налаживания социальных контактов.

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС  используем в работе  технику  «пластилинография». Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т.е. воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой.  Для работы нужен  восковый пластилин.  Его не нужно заранее согревать , что дает возможность работать быстро. Поскольку  дети с аутизмом легко пресыщаются даже приятными контактами.

Задачи данной работы таковы:

-налаживание контакта;

-достижение эмоционального комфорта;

- формирование положительных эмоций.

          Главным диагностическим инструментом в работе с детьми с РАС является непосредственное наблюдение за ребенком в процессе психо-коррекционного воздействия.

         На первых занятиях предлагали детям работу по образцу.  В первую очередь образец нужен для того, чтобы привлечь внимание  к предстоящей работе, заинтересовать, поскольку дети с аутизмом предпочитают зрительные стимулы слуховым. Кроме того следует уточнить, что образец нужен не для точного копирования, а как общее направление работы, имеющее несколько вариантов ее выполнения. В дальнейшем планируем постепенный отход от образца и работу в произвольной технике.

Очень важно перед началом работы проговорить все этапы: «Сейчас мы будем делать цветочки.  Начнем с синего цветка, потом вылепим красный и белый. А потом стебелек и листики». В дальнейшем эмоционально- насыщенным  комментарием сопровождали все действия ребенка.

При раскатывании на дощечке палочек или шариков, дети, не умея регулировать силу нажима, пластилин расплющивают, размазывают. Поэтому мы раскатывали пластилин на ладошке ребенка, на подушечках пальцев, между пальчиками. Если ребенок  отказывался и не давал  свою ладошку, раскатывали пластилин на своей ладони, привлекая внимание ребенка. Сначала работу выполняли «рука в руке», постепенно ребенок уже сам понимал, где приложить «палочку» или размазать шарик.

Несколько раз прикасаясь к разным сторонам  образца жестом, наблюдаем за реакцией ребенка. Обычно в начале занятия у детей начинают усиливаться стереотипии,  в речи появляются  эхолалии. Это дает им возможность заглушить ощущения дискомфорта, к которому  дети с аутизмом склонны из-за своей особой ранимости  в сенсорной и социальной среде  В течение всего занятия отслеживаем  эмоциональное состояние ребенка, насколько ему комфортно то, что он делает. Наблюдения показывают, что при выполнении определенных действий с пластилином, дети успокаиваются и расслабляются. Работают чаще всего молча, на лице - улыбка. Дыхание становится  глубоким и спокойным. Снижается потребность в стереотипной аутостимуляции.

   Заканчивается занятие обязательной  похвалой: «Какой ты молодец! У тебя очень здорово получилось!»

      Таким образом , с помощью пластилинографии  можно достичь эмоционального комфорта у детей с аутизмом, сформировать положительные эмоции,  что делает коррекционную работу эффективной.

 

                                                          Литература.

1. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2019.- 208 с.

2. Красный, Юрий Е. Арт-всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств/ Юрий Красный.- Изд. 3-е, - М.: Теревинф, 2019. - 256 с.

3. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом.- 2-е изд., испр. и доп. - Спб.: Эко-Вектор, 2014. - 335 с.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 12-е. - М.: Теревинф, 2018. - (Особый ребенок). - 286 с.

5. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичныи ребенком: (кн. для педагогов : метод. пособие)/О.С. Рудик. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 189 с.

6. Сапожникова О.Б., Сапожников Б.В. Волшебная сила цвета. Развитие эмоциональной сферы детей 4- 10 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 64с.

7. Тарарина Е. Практикум по арт- терапии в работе с детьми (Библиотека Арт- терапевта). - М.: ООО «Вариант» 2019. - 250 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...

Методическая разработка "Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Эмоциональная регуляция – это важная составляющая психического здоровья ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области эмоциональной регул...