"Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена роли адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, также вопросу формирования социально- бытовых навыков у ребёнка в игре и кратко рассматривает возможности формирования у ребенка навыков перемещения в коляске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптивная физическая культура | 17 КБ |
korrektsiya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
"Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья"
- Ресурс спортивных и подвижных игр для детей с НОДА.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений. Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
- Формирование социально-бытовых навыков у ребенка в игре.
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. Система игр для формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата опирается на принципы: системности, повторности, сочетания наглядности со словом, положительного эмоционального общения педагога с детьми, учет двигательной активности ребенка и индивидуальных особенностей ребенка, активное участие родителей в процессе формирования у ребенка социально-бытовых навыков. Реализация системы игр для формирования социально-бытовых навыков у детей с двигательными нарушениями в области ручной моторики предполагает соблюдение ряда организационно-управленческих, материально-технических; научно-методических, процессуально-технологических условий, как совокупности обоснованных возможностей, обеспечивающих эту реализацию. Для успешного освоения социально-бытовых навыков детьми, имеющими двигательные нарушения в области ручной моторики, целесообразно использование системы игр, которая предполагает поэтапное формирование навыков данного вида в процессе игры с учетом характера имеющейся патологии, уровня развития мелкой моторики и возраста ребенка, определяющего уровень развития игровой деятельности. Предложенная система имеет две взаимосвязанные группы элементов: формулирующие направленность системы (дети с двигательными нарушениями в области ручной моторики, цели и содержание формирования социально-бытовых навыков) и реализующие эту направленность (воспитатели, методы, средства и формы формирования социально-бытовых навыков, реализующих эту направленность). Результатом использования данной системы является возможность ребенка перенести приобретенные навыки в повседневную жизнь.
- Перемещение в коляске.
Преодоление барьеров в среде обитания для ребенка на коляске. (формирование навыка перемещения на коляске). Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативноправовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции. В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: - полное и эффективное вовлечение и включение в общество; - равенство возможностей; - недискриминация; - доступность. Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для 9 этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности. Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. И дома, и в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление сопровождения такого ребенка требует значительных ресурсов и специальных знаний.
Предварительный просмотр:
"Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья"
- Ресурс спортивных и подвижных игр для детей с НОДА.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с элементами соревнования, более чем другие формы физической культуры соответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости и других важных умений. Грамотно подобранные подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют к тому же оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достижению поставленной цели, дети стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра проводится по правилам, нарушать которые нельзя, то это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от играющих верных решений и действий. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — с одной стороны, дети включаются в двигательную деятельность, развиваются физически, с другой — получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
- Формирование социально-бытовых навыков у ребенка в игре.
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. Система игр для формирования социально-бытовых навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата опирается на принципы: системности, повторности, сочетания наглядности со словом, положительного эмоционального общения педагога с детьми, учет двигательной активности ребенка и индивидуальных особенностей ребенка, активное участие родителей в процессе формирования у ребенка социально-бытовых навыков. Реализация системы игр для формирования социально-бытовых навыков у детей с двигательными нарушениями в области ручной моторики предполагает соблюдение ряда организационно-управленческих, материально-технических; научно-методических, процессуально-технологических условий, как совокупности обоснованных возможностей, обеспечивающих эту реализацию. Для успешного освоения социально-бытовых навыков детьми, имеющими двигательные нарушения в области ручной моторики, целесообразно использование системы игр, которая предполагает поэтапное формирование навыков данного вида в процессе игры с учетом характера имеющейся патологии, уровня развития мелкой моторики и возраста ребенка, определяющего уровень развития игровой деятельности. Предложенная система имеет две взаимосвязанные группы элементов: формулирующие направленность системы (дети с двигательными нарушениями в области ручной моторики, цели и содержание формирования социально-бытовых навыков) и реализующие эту направленность (воспитатели, методы, средства и формы формирования социально-бытовых навыков, реализующих эту направленность). Результатом использования данной системы является возможность ребенка перенести приобретенные навыки в повседневную жизнь.
- Перемещение в коляске.
Преодоление барьеров в среде обитания для ребенка на коляске. (формирование навыка перемещения на коляске). Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативноправовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции. В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: - полное и эффективное вовлечение и включение в общество; - равенство возможностей; - недискриминация; - доступность. Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для 9 этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности. Дети-инвалиды должны быть обеспечены возможностью в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Реализация прав и свобод ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития напрямую зависит от объема и качества системы его повседневной поддержки. И дома, и в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление сопровождения такого ребенка требует значительных ресурсов и специальных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексный подход к организации и проведению занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального / коррекционного / дошкольного детского дома».
Работа инструктора физкультуры с проблемными детьми, задачи, методы и способы организации , воспитания и развития....
«Работа по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровье детей-богатство нации....
«Работа по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровье детей-богатство нации....
«Работа по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровье детей-богатство нации....
«Работа по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровье детей – богатство нации....
Работа инструктора по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Методы и приемы работы по физическому развитию с детьми с овз...
Работа по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов, позволяет формировать у детей знания, умения, но ...