План с направлениями работы с дошкольником с ОВЗ и эмоциональными нарушениями
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гуренко Наталья Ивановна

Диагностика эмоционального статуса детей, если при его типе ОВЗ есть эмоциональные нарушения имеет свои особенности. Это видно из плана с направлениями работы и примерами заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План с направлениями работы с дошкольником с ОВЗ
и эмоциональными нарушениями

Направление работы

Цель

Примеры заданий

Индивидуальная диагностика эмоционального развития ребенка

Выявить главное эмоциональное состояние ребенка, области эмоциональных проблем

– анамнестическая беседа;
– проанализируйте фоновое эмоциональное состояние ребенка, реакцию на поощрение и наказание, эмоциональную реакцию на сверстников, на взрослого;
– тест «Незнакомая ситуация» М. Эйнсворт, чтобы выявить тип привязанности. Если ребенок умеет рисовать, методика «Гнездо» с той же целью;
– «Волшебные сказки» Л. Дюсс, чтобы определить эмоциональное состояние;
– простые проективные рисуночные методики «Кактус», «Вулкан», «Три дерева», «Автопортрет»;
– тест-фильм Рене Жилля;
– тест тревожности Теммпл, Амен, Дорки

Обучение приемам релаксации

Снизить эмоциональное перенапряжение, расслабить, оптимизировать эмоциональное состояние

– простые приемы релаксации: медленно дыши; очень крепко сожми, а затем разожми кулаки; напряги в улыбке губы, проведи по ним пальцем, потом максимально расслабь и тоже погладь пальцем; «каша кипит», «спящий котенок»;
– релаксационные игры: представь костер и волны, волны набегают на костер, тушат его, покажи это любыми жестами или звуками; «поймай бабочку»: хватательные движения поочередно руками, потом раскрыть ладони и вообразить, что бабочка сидит на руке, можно дать бумажных бабочек; «часики»: покачивай телом и руками как маятником, потом размахивай руками вперед и назад, потом замри

Сенсорные игры

Интегрировать сенсорную и эмоциональную системы

– обвести контур тела массажным мячиком;
– ленточный лабиринт;
– кочки, для детей без нарушений ОДА: пройти по кочкам маршрут по кабинету;
– прикоснись к предметам различной фактуры и формы, озвучь свои ощущения от них: звуками, словами, громкостью и тоном голоса;
– пролезь в ограниченное пространство: тканевый тоннель, лабиринт;
– растягивание эластичных лент;
– ползанье по неровной поверхности, прохождение лабиринтов;
– «лови, лови»: ловить подкидываемый вверх мяч. Игра возбуждает, веселит, не проводить перед сном

Игры на отреагирование негативных эмоций

Помочь ребенку выразить эмоции с учетом накопившихся негативных эмоций

– резать, рвать бумагу, картон, коробки, лопать пупырчатую пленку, комкать фольгу, шуршащую бумагу;
– мяч на резинке: надеть на талию, пинать мяч ногой, он отлетает, прилетает, пинать снова. Параллельно предложите ребенку говорить все, что он захочет;
– нарисовать пальцами на больших листах свои эмоции;
– нарисуй водой: водой на листе А; нарисовать эмоцию, свое чувство и следить, как рисунок испаряется;
– выпусти гнев: выбивалкой для ковра или ракеткой бить по подушке, можно ругаться в это время, можно кричать «Уходи, злость!»;
– детские метафорические карты: «Мастер сказок», «Я и все-все-все», «Из сердца прошлого», карточки к игре «Имаджинариум» и т. п. Предложите ребенку выбрать карту, которая отражает его эмоции сейчас, когда в ссоре, когда болел и т. д.;
– песочная терапия

Развитие навыков выражения эмоций

Научить ребенка распознавать собственные эмоции, показать способы выражать собственные эмоции

– игры с куклами на руку: разыгрывайте простые бытовые и коммуникативные ситуации и называйте эмоции героя, задайте вопрос ребенку, а что чувствует он, показывайте эмоции разными приемлемыми способами, просьба повторить за героем;
– игры с фигурками к сказкам: козлики на мосту, три поросенка и др.: изобразите, отыгрывайте эмоций героев;
– игра для группы: ребенок-ведущий показывает эмоцию, группа отгадывает;
– педагог-психолог показывает эмоцию, дети отгадывают. Играйте часто; «выбери, кто...»: из набора изображений детей с разными эмоциями выбери тех, кого надо утешить, успокоить, развеселить, можно сажать за праздничный стол, пригласить поиграть и т. п.;
– изобрази чувства: слушай отрывок из сказки, например, дети убежали от гусей-лебедей, и изобрази, что они чувствуют, а что – гуси-лебеди;
– закончи предложение: я злюсь, радуюсь, грущу, боюсь, когда... мама злится ...

Песочная терапия

Реконструировать поведенческие реакции, отыграть эмоциональные проблемы

– построй свой мир: песочница, десятки маленьких игрушек типа фигурок из киндер-сюрприза, маленьких животных, ракушки, камушки, машинки и проч. Ребенок строит мир, как пожелает. Не вмешиваться, не менять сюжет. Не мешать, если ребенок решит разрушить песочный мир;
– заборы: разместить в песке героев и построить заборы между ними;
– следы на песке: предложить оставлять на песке разные типы следов: от слонов, от зайчат, от змеи и др.;
– песочный дождь: показать, как сделать дождик из песка в песочнице. Рассказать историю, что в этом мире может идти песочный дождь. Предложить ребенку сделать такой, сказать, как построить мир и направить на него дождь. По желанию ребенка, помочь спасти героев мира от дождя;
– песочный ветер: научить дуть через коктейльную трубочку на песок, по желанию направлять такой ветер на героев и объекты песочного мира

Психологическое просвещение родителей и педагогов

Повысить психологическую компетентность в знаниях и установках об эмоциях детей, обучить навыкам реагирования на эмоции ребенка

– мини-лекция «Роль эмоций», «Почему негативные эмоции тоже нужны», «Что бывает с невыраженными эмоциями»;
– мастер-класс для родителей и для педагогов «Как реагировать на эмоции ребенка»;
– семинар «Четыре цели проблемного поведения детей по Р. Дрейкурсу»;
– групповая консультация «Эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ». Объясните причины и функции негативных эмоций, их неизбежность, как реагировать на них, как самим родителям поддерживать свое эмоциональное здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

Перспективно-тематический план ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ, КРЕПКИМИ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИЗадачи воспитания и развития:- Дальнейшее укрепление здоровья, закалив...

Перспективно-тематический план ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) В ДОУ РАСТИМ ДЕТЕЙ ЗДОРОВЫМИ, КРЕПКИМИ, ЖИЗНЕРАДОСТНЫМИЗадачи воспитания и развития:- Дальнейшее укрепление здоровья, закалив...

Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...

НАПРАВЛЕНИЯ работы с дошкольниками при реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

НАПРАВЛЕНИЯ работыс дошкольникамипри реализации образовательной области«Социально – коммуникативное развитие»...