"Руминация- зацикливание на негативных мыслях и аутизм"
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой, враждебностью, приступом злости или агрессии, когда пытались поддержать человека в спектре аутизма? У вас возникало ощущение, что этот случай возник «на ровном месте»? Возможное объяснение в том, что вы просто не заметили фактор, который спровоцировал вспышку, либо причина в том, что «копилось» длительное время. В последнем случае это «что-то» могло быть руминацией. Как такое явление как психологическая руминация может повлиять на поведение детей и взрослых с аутизмом, и как можно с этим бороться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruminatsiya.docx71.89 КБ

Предварительный просмотр:

"Руминация- зацикливание на негативных мыслях и аутизм"

C:\Users\Admin\Desktop\1653641519_14-papik-pro-p-den-autista-risunok-16.jpg

                                                                             

Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой, враждебностью, приступом злости или агрессии, когда пытались поддержать человека в спектре аутизма? У вас возникало ощущение, что этот случай возник «на ровном месте»? Возможное объяснение в том, что вы просто не заметили фактор, который спровоцировал вспышку, либо причина в том, что «копилось» длительное время. В последнем случае это «что-то» могло быть руминацией. Как такое явление как психологическая руминация может повлиять на поведение детей и взрослых с аутизмом, и как можно с этим бороться

Что такое психологическая руминация?

Руминация в психологии — это когнитивно-эмоциональный процесс, который связан с тенденцией снова и снова думать о негативном опыте или снова и снова вспоминать прошлые события, вызывающие негативные эмоции (Sukhodolsky et al. 2001).

Другими словами, руминация — это дезадаптивная форма обработки эмоций, которая приводит к повторяющимся и пассивным мыслям, сосредоточенным на источнике стресса, в том числе прошлых ошибках, сожалениях и недостатках (Nolen-Hoeksema 1991; Nolen- Hoeksema et al. 2008).

Руминация может подавлять более адаптивные стратегии для эмоциональной саморегуляции, например, переоценку (способность посмотреть на событие снова, но уже с другой точки зрения) и решение проблем. Причина в том, что руминация вызывает продолжительный и сильный эмоциональный стресс.

Руминация на негативных мыслях может «истощить» ресурсы для эмоциональной саморегуляции, что приводит к ухудшению способности контролировать свое поведение (Kashdan et al., 2009). Также руминация связана с социальной тревожностью, которая, в свою очередь, может перейти в агрессию.

Руминация связана с тяжестью симптомов аутизма. Она также связана с более низким функционированием в повседневной жизни, симптомами депрессии и нарушениями эмоциональной и поведенческой регуляции в целом (Patel et al. 2017). Руминация также может играть важную роль в появлении проблемного поведения (повышенная раздражительность, агрессия, причинение себе вреда).

Руминация и повторяющееся поведение

Повторяющиеся мысли и воспоминания о негативном опыте могут привести к тому, что человек «застревает» на них. Такая фиксация может быть связана к повторяющимся поведением при аутизме в целом. Повторяющиеся мысли могут быть связаны с попытками человека справиться со стрессом и переработать информацию, но он не может переключить внимание и перестать думать об определенных вещах, а впоследствии не может контролировать внешнее поведение.

Какую форму могут принимать повторяющиеся мысли:

— Повторяющееся беспокойство о том, что произойдет что-то плохое, потому что это случалось в прошлом.

— Не снижающийся уровень злости или страха из-за прошлого события.

— Человек задает один и тот же вопрос снова и снова, несмотря на то, что ему каждый раз дают один и тот же исчерпывающий ответ.

— Проговаривание (вслух или про себя) фраз из прошлых разговоров и ситуаций, которое повторяется снова и снова (так называемая «мысленная петля»).

— Повторение какого-то действия, связанного с прошлой стрессовой ситуаций, снова и снова.

— Человек снова и снова говорит о чем-то, что случилось очень давно.

— Человек начал давать один и тот же ответ на самые разные вопросы, даже если это совершенно бессмысленно.

Руминация и проблемы психического здоровья

Расстройства аутистического спектра (РАС) часто связаны с различными сопутствующими заболеваниями, особенно проблемами психического здоровья. Многие расстройства психического здоровья могут быть приводить к руминации, но и сама руминация может усиливать симптомы различных расстройств. Вот несколько примеров того, как склонность к руминации связана с психическими расстройствами:

Депрессия: Во время депрессии люди часто начинают застревать на негативным мыслях и самообвинениях. Например, они могут зацикливаться на идее о том, что они недостойны ничего хорошего или обречены на неудачу.

Тревожные расстройства: Люди с тревожными расстройствами могут застревать на мыслях, связанных с конкретными страхами, например, о том, что с их семьей случится что-то плохое. Или же их руминация может носить более общий характер, когда они постоянно мысленно перебирают все, что может пойти не так.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): Люди с ОКР могут страдать от навязчивых мыслей о плохих событиях, которые потенциально могут произойти. Чтобы облегчить эти мысли, они практикуют различные ритуалы, например, проверяют дверные замки, убираются или пересчитывают предметы.

Специфические фобии: Люди со специфическими фобиями могут застревать на своем страхе, особенно при контакте с источником фобии. Например, человек с фобией пауков может быть неспособен думать ни о чем, кроме своего страха, если он находится в помещении, где он видел паука.

Шизофрения: У людей с шизофренией может быть руминация на необычных и странных мыслях или страхах, или им сложно сосредоточиться на чем-то помимо «голосов» и других галлюцинаций. Исследование 2014 года показало, что депрессия чаще всего встречается у тех людей с шизофренией, у которых есть руминация на тему социальных предрассудков в отношении их заболевания.

Руминация, нарушения эмоциональной регуляции и симптомы аутизма

В одном недавнем исследовании ученые изучали связь между руминацией и таким симптомом аутизма как повторяющееся и ограниченное поведение, а также ее связь с общими нарушениями эмоциональной регуляции при аутизме. Они обнаружили, что и повторяющееся поведение при аутизме, и руминация связаны с одними и теми же дефицитами в нейронных сетях, отвечающими за когнитивный контроль.

С этой точки зрения возможно, что руминация — это один из ключевых симптомов аутизма, разновидность повторяющегося и ограниченного поведения (ригидного мышления, стремления к однообразию и повторяющихся действий). Склонность к повторяющимся мыслям может означать, что дети с РАС предрасположены к руминации.

Сложности с эмоциональными реакциями и когнитивным контролем в сочетании с повторяющимся и ограниченным поведением мешают ребенку развить адаптивные стратегии эмоциональной саморегуляции, например, решение проблем. Такие нарушения, в свою очередь, могут повысить для него риск развития сопутствующих психиатрических расстройств.

Это превращается в замкнутый круг, потому что дефициты в когнитивном контроле и такая дезадаптивная стратегия как руминация мешают человеку разрешить проблемную ситуацию и справиться с эмоциями. А сильные негативные эмоции подпитывают руминацию. В свою очередь, руминация значительно повышает риск «взрывного» проблемного поведения.

Как можно преодолеть руминацию?

Уменьшение тревожности. Существует множество стратегий для уменьшения тревожности, и обязательно нужно сформировать собственный набор «инструментов» для борьбы с тревожностью. Например, это могут быть различные техники из когнитивно-поведенческой терапии.

Физические упражнения. Физическая активность — это эффективная стратегия для снижения стресса и поддержания позитивного эмоционального фона.

Длительные прогулки и контакт с природой. Многие исследования указывают на благотворность контакта с природой. Долгие прогулки в парке или лесу способны уменьшить руминацию. Когда мой сын начал отправляться на длительную прогулку в лес раз в неделю, это очень улучшило его настроение в целом.

Переключение внимания на что-то другое. Это может сработать не всегда, но часто можно переключить мысли ребенка с того, что его беспокоит, на что-то другое. Например, в случае моей дочери Джулии — это пара видео с кошками, которые тут же меняют ей настроение. Для многих людей с аутизмом — это разговор о своем специальном интересе или в принципе что-то, что связано с их специальными интересами — это позволяет им быстро «выключить» руминацию.

Медитация или медитативные техники. С возрастом у нашего сына развилась любовь к классической музыке. Каждый понедельник он проводит утром час, медитируя под музыку. Он закрывает глаза и делает глубокие вдохи. Сейчас есть много книг и статей о так называемой осознанной медитации, но учтите, что не все люди с аутизмом могут освоить такие техники. Во многих случаях лучше подойдут техники на основе осознанности, которые адаптированы для людей с аутизмом. Работа над чувством интероцепции. Интероцепция («восьмое чувство») сообщает нам о внутренних ощущениях — голоде, усталости, жажде, жаре, холоде или боли. Она также тесно связана с нашими эмоциями и саморегуляцией. Для того, чтобы справиться с эмоциями, важно понимать, как они ощущаются в нашем теле, и такие навыки потенциально могут уменьшить руминацию.

Будущие исследования руминации

Многие эксперты считают, что необходимы дальнейшие исследования темы руминации при аутизме, чтобы лучше понять, как эта тенденция связана с тревожностью, проблемным поведением и симптомами депрессии. Можно ли направить склонность к застреванию на определенных мыслях в позитивное русло? Например, обучать человека вспоминать радостные события, а не негативные? Мы не можем сбрасывать со счетов и то, что многие события становятся травматичными для детей с аутизмом, и руминация может усиливать связь между психологической травмой и основными симптомами аутизма. Возможно, существуют половые различия в отношении руминации при аутизме. Тут о многом нужно подумать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избавиться от негативных мыслей

Вы должны уметь контролировать свое сознание и избавляться от негативных мыслей. Техники представленные в этом материале помогут вам в этом....

Аутизм и высокофункциональный аутизм.

Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»

В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."

           Аутизм - что это за болезнь?            Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...

Как помочь ребенку перебороть негативные мысли

Советы родителям, которые помогут избавить детей от тревожных, пессимистичных размышлений...