ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Спицына Людмила Александровна

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Родительный падеж

Единственное число

1. «У кого?»

Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты (полосатая рубашка, красное платье и т. п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Танм» и т. п.

2. «У кого листок?»

На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.

Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)».

3. «Чего нет на столе?»

На столе у логопеда пять-шесть предметов. Например: кубик, пирамидка, лента, мяч, лошадка, банка. Предметы называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, логопед спрашивает: «Чего нет на столе?» Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».

4. Игра «Чей голос?»

Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос?» Если дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка — голос кошкм, это корова — голос коровы и т. п.

5. «Парные картинки»

У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т. п.); у детей карточки с изображением одного предмета, например: лиса, жук, книга и т. п.

Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке?» Дети отвечают: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п.)».

6. «Предметное лото»

Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.)?» Ребенок, поднимая соответствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы», и т. д.

7. Игра «Кого нет в ряду?»

Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два-три ребенка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Танм, Вовы, Катм» и т. п.

8. Игра «Чей хвост, чья голова?»

На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.

Логопед объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра, и т. п.)».

9. Игра «Закрытый стакан»

Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.).

Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т п.)».

10. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.), и спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?»

Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, уткм, мышкгг и т. п.)».

11. «У кого этот детеныш?»

Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».

Ответы детей: «Котенок у кошкм (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)».

12. «Из чего сделаны?»

а) На столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.

Логопед спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан, и т. п.)?»

Ответы детей: «Стол сделан из дерева, и т. п.)».

б) Заменить словосочетания по образцу:

• кирпичный дом — дом из кирпича;

• снежная баба —

• деревянная ложка —

• кожаный ремень —

• шелковая ткань —

• шерстяной шарф —

• яблочный компот —

• гороховый суп — и т. п.

13. «Я начну, а ты продолжи»

Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

14. «Исправь ошибку»

Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д.

15. «1, 2, 5»

Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.

16. Игра «Чудесный мешочек»

Дети называют предметы (катушка, яйцо, сушка и т. п.), которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек». Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки...».

17. Игра «Около кого? Около чего?»

Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.). Ответы детей: «Я стою около Ванм и Танм». И т. п.

То же с предметами.

18. «Скажи наоборот»

Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.

Птица подлетела к гнезду. — Мама подошла к столу. — Поезд подъехал к вокзалу. — И т. п.

19. Игра «Посуда»

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.

Логопед предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п.)?»

Ответы детей: «Суп едят из тарелкм». «Чай пьют из чашкм». И т. д.

20. «Чей клюв?»

На фланелеграфе хаотично размещены изображения различных птиц и клювов разной формы. Детям предлагается найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это клюв дятла». «Это клюв сорош>. И т. п.

Множественное число

21. «Закончи предложение»

Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».

22. «Повара»

На доске картинки с изображениями фруктов и овощей. Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»

Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».

23. «Где мы были, что мы видели?»

На доске сюжетные картины: «Сад». «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город».

Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Где ты был? Что видел?»

Ответы детей:

— «Я был в огороде. Видел много огурцов...».

 «Я был в саду. Видел много яблонь...».

24. «Для кого нужен?»

Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п.)?»

Ответы детей: «Скворечник нужен для скворцов». И т. п.

25. «Закрытый букет»

На наборном полотне нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Помогите Кате.

Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.)».

26. «Дружная семья»

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).

Ответы детей: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.)».

27. Игра-соревнование «Кто больше назовет?»

На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть много в лесу (для 1-й команды) и в зоопарке (для 2-й команды).

При подборе слов логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п.).

28. «Маша и медведь»

Логопед показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает ее содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего  ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.).

29. «Игра с мячом»

Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п.)?»

Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат». И т. п.

Творительный падеж

1. «Друзья»

Логопед предлагает детям рассказать, с кем они дружат в саду и во дворе. Ответы детей: «Я дружу с Олей (Петей, Таней и т. п.)».

2. «Ответь на вопросы»:

• Чем мама режет хлеб?

• Чем папа пилит дрова?

• Чем ты ешь суп? И т. п.

3. «Составь предложение»

На наборном полотне сюжетные картинки. Логопед предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой».

Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом. И т. п. |

4. «Кто чем питается»

На детях маски животных. Логопед предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ежик, белка, волк, корова и т. п.).

Ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями».

5. «Цветочный магазин»

На доске картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин?»

Ответы детей: «Я пришел за розой (розами)». «Я пришел за тюльпаном (тюльпанами)». И т. п.

6. «Чем можно?»

Логопед спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и 'т. п.).

Ответы могут быть однословными и полными предложениями.

7. «Что с чем?»

У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой, и т. п.).

8. «Две картинки»

У детей по две картинки. Логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».

Примерные пары картинок: руки — полотенце; платье — утюг; картина — краски; носки — спицы; ковер — пылесос, и т. п.

9. «Исправь ошибку»

• Зубы чистят полотенцем.

• Платье гладят пылесосом.

• Картину рисуют щеткой.

• Ткань режут спицами.

• Яму копают пилой. И т. п.

10. «Что (кто) где?»

а) Логопед предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван, и т. п.) и ответить: «Что над чем? Кто над чем?»

Ответы детей: «Мост над рекой», «Пчела над цветком», и т. п.

б) Логопед предлагает послушать два слова и ответить на вопросы: «Что под чем? Кто под чем?»

Приблизительные пары слов: куст — заяц, мышь — пол, стол — ноги, зеркало — полочка, тапки — стул, голова — шляпа, гриб — дерево, батарея —окно и т. п.

Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом».

11. Загадка (выучить)

Мы весной его не встретим, Он и летом не придет, А зимою к нашим детям Он приходит каждый год.

(Дед Мороз]

12. Чем защищаются?

• Еж — иголками;

• Олень —

• Кошка —

• Собака —

• Петух —

• Конь — И т. п.

13. «Разведчики»

В группе спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.). Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку, рапортует: «Танк мы нашли под стулом». И т. д.

14. Любимая профессия

Логопед уточняет какие бывают профессии, затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать?»

Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.)».

15. «Зачем нужны?»

Логопед просит детей ответить: «Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, • удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т. п.)?» •

Ответы детей: «Мы слушаем ушами • (топаем ногами и т. п.)».

16. «Под чем растут грибы?»

На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Логопед спрашивает: «Под чем растут грибы?»

Ответы детей: «Грибы растут под елками (под березами, под дубами, под ландышами и т. п.)».

17. «В зоопарке»

На доске картинка с изображением зоопарка и портрет старичка. Логопед рассказывает о дедушке Егоре, который много лет ухаживал за слонами (медведями, жирафами, змеями и т. п.).

18. «Игра с мячом»

Перед тем как бросить мяч кому-либо из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: «Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с рюкзаками, с продуктами, с билетами, с документами и т. п.).

19. «Бабушкина корзинка»

У детей картинки, на каждой из которых разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди...). Логопед показывает красивую корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Корзинка эта не простая, и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».

Логопед просит посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка.

Ответы детей: «Корзинка была с желудями (с сыроежками, с орехами, с листьями и т. п.)».

20. Составить предложение из данных слов

Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом). Дети, украшать, елка, игрушки. Мама, чистить, ковер, пылесос и т. п.

Несклоняемые существительные

1. На доске две картинки. На одной изображена шуба, на другой — пальто. Причем вторая картинка обведена красной рамкой.

Задание: заканчивать предложения, добавляя слово в соответствии с показанной картинкой.

• Красивый воротник у шубы... (пальто). Катя вышла на прогулку в... Катя надела кофту под...

• В коридоре Катя сняла...

Таким же образом сравнить слова сок — какао', телевизор — радио', автобус — метро', рояль — пианино.

2. Динамическая пауза

Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие движения:

Буратино потянулся, руки в стороны развел, Низко над землей нагнулся — видно, ключик не нашел. Чтобы ключ ему достать, надо на носочки встать. Крепче, Буратино, стой. Вот он, ключик золотой!

После двукратного выполнения упражнения логопед задает детям вопросы, показывая картинку, изображающую Буратино.

— К кому подошел Буратино?

— С кем занималась Мальвина?

— О ком тосковал папа Карло?

— Кому помогал Пьеро? И т. п. Логопед уточняет, что Буратино,

Карло, Пьеро — это тоже неизменяемые слова.

3. «Письмо от Буратино»

Логопед показывает детям испачканный конверт. Обнаруживается,

что это письмо от Буратино. Логопед предупреждает, что письмо странное (из-за клякс видны только кусочки слов) и без помощи детей его не прочитать. Логопед читает письмо, не произнося окончания несклоняемых существительных.

«Дорогие ребята! Я живу у папы Кар... Мальвина пригласила меня в гости, я поехал к ней на мет.. Мальвина угощала меня вкусным кака... с тортом Еще Мальвина играла на пиани..., а Артемом танцевал с Пье... А вы ходите друг к другу в гости? Напишите мне, Бурати..., а мы с папой Кар... прочитаем».

4. На доске схемы предлоговВ, НА, ОКОЛО, К, ПОД

Детям раздаются картинки: метро, пальто, кенгуру, шоссе, кофе, какао, пианино, Буратино.

Задание: используя схемы предлогов, ребенок должен составить два разных предложения. (Предлоги провоцируют на употребление косвенных падежей существительных. Например: Я иду к метро. Я еду на метро.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Овощи"

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. С...

Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Фрукты"

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...

Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Деревья"

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...

Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Хлеб. Злаки"

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлог...