Консультация для родителей "Если в семье ребёнок с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?» О том, как действовать родителям в сложившейся ситуации, рсскажет наша статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_v_seme_rebyonok_s_zpr.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?»
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребёнка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии.
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе:
- Родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
- С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога.
- Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком на экскурсии, в магазин, в зоопарк, на детские праздники.
- Больше разговаривать с ним о его проблемах, даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
- Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
- Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой учителя-логопеда, учителя-дефектолога и психолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи. Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики: конструкторы, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок.
Рекомендуется использовать подвижные игры, методику логоритмики, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Коррекция ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психолгического благополучия ребёнка"
О роли семьи в сохранении психологического здоровья ребёнка, формировании адекватной самооценки и низкого уровня тревожности....
Консультация для родителей «Роль семьи в развитие правильной речи у ребёнка»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важнейших задач в системе образования....
Консультация для родителей"Роль семьи в физическом воспитании ребёнка"
Обеспечение эффективности физического воспитания. Эффективная форма организации участия родителей в физическом воспитании ребёнка....
Консультация для родителей "Природа-семья, ребёнок"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. А настоящая забота о ней возникает лишь...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Консультация педагога-психолога : "Мир семьи ребёнка с ограниченными возможностями"
Когда рождается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям....
Консультация на тему "Роль семьи в физическом воспитании ребёнка консультация для родителей"
Что же такое физическое воспитание ребенка? Физическое воспитание детей — очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля,...