Проект «Яблочный спас» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yablochnyy_spas.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Ново – Девяткинский детский сад комбинированного вида № 1»

Проект «Яблочный спас»

для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

Подготовили и провели

Учителя – логопеды:

Полозкова Т.И.

2021-2022 учебный год

Актуальность: 

метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Данный проект - это приобщение детей к старинным праздникам, к традициям родной земли, умению наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма.

Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником «Яблочный Спас», забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Цель:

- изучение и возрождение народных традиций, знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми;

- обогащение знаний детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

-  познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа во время проведения праздника «Яблочный Спас»;

- учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа;

- расширять кругозор детей о яблоках, яблочных продуктах и их пользе для здоровья;

- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;

- развивать желание делиться информацией, участвовать в экспериментальной деятельности;

- формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

- воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип проекта:

познавательно-исследовательский, тематический, творческий, практико-ориентированный.

Длительность проекта: краткосрочный.

Сроки проведения проекта: 15 августа 2022 г. – 23 августа 2022 г.

Гипотеза:

данный проект поможет ребенку больше узнать о пользе яблок. Яблоки – ценный продукт для организма.

Обеспечение:

Материально-техническое:

Бумага формата А4, гуашь, кисти, цветная бумага, клей, цветные карандаши, ножницы, русский народный костюм для ведущего, атрибутика для игр и для оформления помещения, яблоки.

Учебно-методическое:

- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

Предполагаемые результаты:

в результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают обряды и обычаи русского народа).

2. Развивается познавательный интерес к исследовательской деятельности,

3. Воспитывается бережное отношение к природе.

Этапы проведения:

I Подготовительный:

обозначение актуальности и темы будущего проекта, постановка цели и задач, работа с методическим материалом по данной теме, подготовка материалов для реализации проекта, оформление помещения группы, холла символикой Яблочного Спаса, организация родительско-детской деятельности – создания экспонатов для выставки.

II Основной:

- беседы с использованием ИКТ на тему «Яблочный Спас»;

- создание коллективной работы, рисунков и аппликаций «Яблочный Спас», оформление выставки «Яблочный Спас»;

- организация выставки детско-родительских работ «Яблочный Спас»;

- проведение досуга «Яблочный Спас».

III Заключительный:

публикация статьи из опыта работы по проведению проекта на сайте ДОУ

Основные формы реализации проекта: 

беседы с использованием наглядно-дидактических пособий и ИКТ, занятия по художественно-эстетическому развитию по теме проекта (рисование, аппликация), оформление выставки детско-родительских работ, проведение праздника.

Деятельность по осуществлению проекта:

1. Информативная деятельность:

- Беседа «Три спаса» (презентация).

- Беседы «Образ яблока в сказках» (презентация).

- Беседа «Наливные яблочки» (презентация).

- Занятие «Секрет яблока».

2. Художественная литература:

произведение Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчёлке»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

Владимир Сутеев – «Мешок яблок»,

стихи, загадки, пословицы.

3. Игры:

 «Карусели», «Передай яблоко по кругу», «Собери урожай яблок (по цвету). «Перенеси яблоко».

Игры –забавы:

- кто больше соберет яблок в корзину,

- пронесли яблоко в ложке к этому лукошку.

4. Творческая деятельность

 «Пчелок дружный хоровод» (поделки из бумаги)

 «Яблоня» (аппликация)

«Что за яблоко чудесное! Оно соку сладкого полно…» (лепка)

Исследовательская работа:

1) рассматривание: яблоко снаружи покрыто кожицей, а основу яблока составляет мякоть белого цвета, бывает зеленоватой, желтоватой. Кожица защищает яблоко от порчи и увядания. По форме сорта яблок различают: округлые, яйцевидные, цилиндрические, плоские, полукруглые.

2) проба на вкус: яблоки делятся на сладкие, кислые и кисло- сладкие.

Дидактическая игра «Различи по вкусу»

Экспериментирование:

как можно использовать в своем питании яблоки (презентация) предложить родителям провести дома (консультация):

А) Запекание

Печеные яблоки - это не только любимое, но и самое полезное блюдо из яблок для детей. Во время запекания в яблоках сохраняются необходимые витамины и элементы, а вкусный и сладкий десерт придется по душе ребенку. Приготовить печеные яблоки в духовке очень просто, а самое главное, что это будет максимально полезно. Вымытые яблоки положили на противень и в духовку минут на 15.

Б) Сушка яблок

Для сушки подходят отсортированные, твердые с плотной белой мякотью кислые, кисло-сладкие, летние и осенние сорта, Яблоки помыли, просушили, затем нарезали дольками, потом опустили в подсоленную воду на несколько минут (во избежании потемнения). Яблочки сушим в духовке, можно и на солнце, в электросушилке. Хранить надо в х/б мешочках, картонной коробке.

В) Приготовления компота.

Помыли яблоки, нарезали дольками и запускаем в кипящую, подслащенную воду. Компот кипит 10 минут, выключаем и настаиваем еще 10 минут. Компот готов.

Г) Яблочное пюре

Берем наливное яблочко, моем, разрезаем попалам и чайной ложечкой скаблим по мякоти и в рот –вкусняшка.

Досуг «Яблочный спас»:

Ведущая: Здравствуйте, детки!

Будьте здоровы и счастливы. А наша встреча пусть будет веселой и радостной, потому что она посвящена русскому народному празднику с красивым названием «Яблочный спас». Близится время урожайных сборов. Первым поводом к радости о щедрости земли стал сегодняшний день. Пришел Спас – яблочко припас.

В это яблочное лето

Закрома полным — полны,

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки, крупны.

На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит.

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

Все хрустят сегодня сладко,

Унеслась далеко грусть.

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущая:  19 августа, праздник Яблочного Спаса. В день Преображения Господня, называемый вторым Спасом, освящали в церкви яблоки. Яблочный Спас считали на Руси главным праздником лета. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали с горки яблоки: чье дальше. Вечером выходили на полянки, пели и водили хороводы.

Ведущая: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.

Звучит музыка

1.Игра: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды. Переносят в ложке муляжи яблок

2. Игра «Похвали яблоню!» Участвуют 2 человека: кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке (для детей подготовительной к школе группы)

3. Игра «Чье яблоко дальше укатится!». Использовать 2 накладные доски.

4. Игра «Передай яблоко по кругу»: 2 команды, Дети под музыку передают яблоко друг другу без помощи рук – зажав подбородком у груди/руками, у кого по окончании музыки яблоко остаётся в руках тот исполняет танец/кланяется.

Ведущая: У дороги яблонька стоит

На яблоньке яблочко висит

Вот я яблоньку потряс

Раз и яблочко у нас.

5. Игра «Откуси, яблоко не трогая руками». Яблоки привешены на нитке (по 1 яблоку на ребенка), дети кусают, яблоко не трогая руками.

Ведущая: ребята думаю, мы славно повеселились, а теперь хочу загадать вам загадки

1. Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

Откусишь - сладко.

2. Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж... ( яблоко ).

3. Душистые, румяные,

Есть сладкие, есть пряные,

Есть кислые, есть терпкие,

Есть мягкие, есть крепкие.

Есть свежие, сушеные...(яблоки).

4. Белым цветёт,

Зелёным висит,

Красным падает.

5. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

6. По синей Тарелке

Золотое Яблоко катится.

(Солнце и Небо.)

7. Что из яблок можно сделать?

- варенье;

- пироги;

- компот;

- засушить;

- печеные яблоки;

- повидло;

- шалотка (кекс);

- салат из яблок с морковкой ( и в другие салаты)

8. Начинается на «Я», и кончается на «Я»,

И на каждой ветке детки, детки тоже с буквы «Я». (для старшего звена)

Дети отвечают.

Ведущая: Правильно! Это яблоня, а детки — яблоки.

Ведущая: Ребята, давайте угадаем, что у меня в корзине — круглое да гладкое. Да тут, не одно яблоко, а целая корзина — на всех хватит.

Ведущая: Угощайтесь,  ребята!

Ведущая угощает ребят яблоками

Ведущая: Раньше, проглатывая на Яблочный Спас первый кусочек яблока, загадывали «спасовое» желание. Оно обязательно должно было исполниться. Давайте и мы попробуем яблочки и загадаем желание.

Дети откусывают яблоки и загадывают желание.

Ведущая: Много хороших слов было сказано о яблоке, оно и понятно, так как его любят все и взрослые, и дети, а почему, да потому, что оно не только вкусное, но и очень полезное. Яблоки считаются лучшим естественным лекарством — богато витаминами. А теперь наш праздник подошел к концу, благодарим всех за веселье и хорошее

настроение, которым мы поделились друг с другом!

Мероприятия, проводимые с родителями:

Консультация для родителей «Народная мудрость в фольклорных праздниках. Три Спаса».

Консультация «Готовим блюда из яблок».

Создание тематической выставки детско-родительский работ.

Заключение

Воздействие народных праздников на детей является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о старинных праздниках, познакомились с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.

Расширились знания детей и о яблоках: яблоки не просто вкусный и сладко-кислый продукт, но и ценный для детского питания. В ходе исследовательской деятельности дети собирали и использовали художественную литературу, наблюдали, экспериментировали, задавали вопросы, делали умозаключения и выводы.

Исследовательский метод, который использовался в проекте, развивал у детей творческие способности, мышление и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие для детей старшей группы с задержкой психического развития " За героями времен"

Физкультурное занятие посвященное 23 февраля. Направленное на воспитание патриотических чувств к Родине, с злементами самомассажа и пальчиковой гимнастики....

Конспект развлечения "Яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с народным христианским праздником "Яблочный спас"....

сценарий праздника "Яблочный спас " для детей старшего дошкольного возраста

сценария праздника"яблочный спас" для детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

СЦЕНАРИЙ Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста

СЦЕНАРИЙ  Праздника «Яблочный Спас» для детей старшего дошкольного возраста                  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»

Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...