Мастер – класс на тему: «Кинезиологические упражнения на «тактильных квадратах» или как научиться «шевелить мозгами».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Маргарита Николаевна Михалёва

Провела мастер-класс на РМО на тему: «Кинезиологические упражнения на «тактильных квадратах» или как научиться «шевелить мозгами». Познакомила коллег с авторской разработкой и эффективнными упражнениями, которые я успешно использую в с воей практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.22 КБ
Файл powerpointbase.com-843_wecompress.com_.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Кинезиологические упражнения на «тактильных квадратах»

или как научиться «шевелить мозгами»

Подготовила Михалева Маргарита Николаевна,

учитель-дефектолог МБДОУ № 17 «Журавушка» г. Тихорецка

         

        (1 слайд - Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения на «тактильных квадратах» или как научиться «шевелить мозгами»)

         Добрый день, уважаемые коллеги!

        (2 слайд - Цель и задачи)

        Цель: познакомить педагогов с использованием в образовательном процессе кинезиологических упражнений и «тактильных квадратов» для умственного и физического развития детей.

        Задачи:

         1. Познакомить педагогов с кинезиологичскими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии;

        2. Показать особенности упражнений их  применения с «тактильными квадратами»;

        Представляю вашему вниманию мастер-класс «Кинезиологические упражнения на «тактильных квадратах» или как научиться «шевелить мозгами».

        Борис Акунин, как-то сказал: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – «шевелить мозгами». (3 слайд - Б. Акунин)

Именно кинезиологические упражнения заставляют наш мозг интенсивно работать. Это самая настоящая гимнастика для мозга. (4 слайд - Гимнастика для мозга)

Именно кинезиологические упражнения приносят пользу всем, кто их регулярно выполняет. Эта простая гимнастика помогает синхронизировать работу правого и левого полушария головного мозга.

Все мы знаем, что наш мозг состоит из двух полушарий: правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, а левое – речевое, логическое. (5 слайд - Полушария)

В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

(6 слайд - Кинезиологические упражнения помогают)

Кинезиологические упражнения помогают заставить работать те зоны головного мозга, которые подверглись неблагоприятному воздействию и привели к различным нарушениям в организме. 

Каждый педагог выбирает для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья свои интересные и работающие технологии, методы, приемы. А я хотела бы поделиться с вами кинезиологическими упражнениями с применением элементов сенсорики, а именно тактильных квадратов.

 (7 слайд - Упражнения для мозга)

Хочу заметить, что введение кинезиологических упражнений в практику происходит по принципу: «Двигаемся от простого к сложному».

Упражнение 1. «Кулачок» (8 слайд - поочередно руками) (сначала выполняем правой рукой, а потом левой) и т.д. (9 слайд - двумя руками вместе).

Упражнение 2. «Кулачок-ладошка» (10 слайд - поочередно руками), (11 слайд - двумя руками вместе).

(12, 13 слайды - Фото)

Конечно, не все дети могут самостоятельно выполнять упражнения в силу своих умственных или/физических способностей. В таком случае я беру их руки в свои руки, и начинаю ими манипулировать.

Упражнение 3. «Ладушки-оладушки» (14 слайд - поочередно руками), (15 слайд - двумя руками вместе).

Упражнение 4. «Лезгинка» (16 слайд - упражнение)

Упражнение 5. «Кулак-ребро-ладонь» (17 слайд - упражнение).

Уважаемые коллеги, чтобы повысить эффективность таких упражнений или дать возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья выполнять их, я стала использовать в своей практике тактильные квадраты.

Мы выполняем те же упражнения, но на квадратах. Ощущения резко меняются от тех, когда мы выполняли упражнения  на столе. Такие упражнения, с использованием тактильных квадратов, позволяют усилить стимуляцию центров  головного мозга и работу мышц рук. То есть мозг начинает «шевелиться».

Упражнение 2. «Кулачок-ладошка» (18 слайд - упражнение);

Упражнение 3. «Ладушки-оладушки» (19 слайд - упражнение);

Упражнение 5. «Кулак-ребро-ладонь» (20 слайд - упражнение).

(21 слайд - упражнение).

Когда все упражнения отработаны, можно приступать ко второму этапу. Дети очень любят сказки. Поэтому в своей практике я использую как известные всем кинезиологические сказки, так и авторские.

(22 слайд - Фото)

Возьмем популярную сказку «Два котенка».

Сказка «Два котенка»  

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).(23 слайд - фото 1)

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).(23 слайд - фото 2)

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться. (Выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами).

(23 слайд - фото 3)

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции). (23 слайд - фото 4)

Котята побежали по тропинке, и она привела их к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

(24 слайд - фото 1)

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру. (Упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).(24 слайд - фото 2)

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать. (Упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).(24 слайд - фото 3)

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд. (Упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)(24 слайд - фото 4)

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»).(25 слайд - фото 1)

Вот они и дошли до дома, уставшие, они легли на коврике и уснули (вытянуть пальцы из кулачка).(25 слайд - фото 2, 3, 4)

Сейчас Вашему вниманию, хочу представить адаптированное стихотворение «Синицы». (26 слайд видео)

Я работаю с детьми, у которых различные диагнозы: расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, задержка психического развития, синдром Дауна, амблиопия, косоглазие, сложная структурой дефекта. Практика показала, что выполнение кинезиологических упражнений в сочетании с тактильными квадратами очень эффективно и нравится детям.

Когда я решила совместить кинезиологию с сенсорикой, я опиралась еще на очень важный момент. Все дети с ограниченными возможностями разные, у кого-то гипертонус мышц рук,

(27 слайд - фото)

тогда я под руки кладу квадраты с мягким материалом, чтобы добиться нужного расслабления и приступить к упражнениям, если у ребенка гипотонус,

(28 слайд - фото)

то, наоборот, под руки кладу квадраты с материалом – раздражителем (колючий, шершавый), чтобы стонизировать мышцы рук и приступить к упражнениям. Когда у ребенка одна рука находится в гипотонусе, а другая гипертонусе,

(29 слайд - фото)

я беру два квадрата с разной поверхностью и подкладываю под руки. У нас в детском саду два таких ребенка. Таким образом, я стараюсь создать равные условия для работы обеих рук, и потом мы приступаем к выполнению упражнений.

(30 слайд - фото)

Ведь согласитесь, что когда все работает синхронно, то и  общее состояние человека совсем другое, и уже настроено только на положительные результаты.

В заключение хочу добавить, что упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный. Во всем важна последовательность, терпение, регулярность и положительный эмоциональный настрой.

Спасибо вам за внимание.

(31 слайд - Спасибо за внимание!)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс на тему: Кинезиологические упражнения н а «тактильных квадратах» или к ак научиться «шевелить мозгами»

Слайд 2

Цель: познакомить педагогов с использованием в образовательном процессе кинезиологических упражнений и «тактильных квадратов» для умственного и физического развития детей. Познакомить педагогов с кинезиологичскими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии; 1 Разучить с участниками кинезиологические упражнения и показать особенности их применения с «тактильными квадратами»; 2 Задачи:

Слайд 3

«Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – «шевелить мозгами». Борис Акунин

Слайд 4

Кинезиологические упражнения гимнастика для мозга

Слайд 6

Кинезиологические упражнения помогают : синхронизировать работу полушарий; улучшить работу головного мозга; развивать мелкую и крупную моторику; развивать память, внимание, мышление и речь; развивать пространственные представления; улучшить зрительно-моторную координацию; снизить утомляемость.

Слайд 7

Упражнения для мозга

Слайд 8

« Кулачок » Последовательно менять положение кулачков: ( сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 1 2 3 4

Слайд 9

5 6

Слайд 10

«Кулачок-ладошка» Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 4 3 2 1

Слайд 11

5 6

Слайд 14

«Ладушки-оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонь вверх; одновременная смена позиции со словами: « Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем». 4 1 3 2

Слайд 15

6 5

Слайд 16

« Лезгинка» Л евую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. После одновременно сменить положение правой и левой рук. 1 2

Слайд 17

«Кулак-ребро-ладонь» Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребро на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 1 2 3

Слайд 18

«Кулачок-ладошка» на «тактильных квадратах» 2 1

Слайд 19

«Ладушки-оладушки» на «тактильных квадратах» 2 1

Слайд 20

«Кулак-ребро-ладонь» на «тактильных квадратах» 3 2 1

Слайд 22

Сказка «Два котенка»

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Данный мастер-класс разработан  с целью ознакомления педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного п...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО», 2016 г.

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.Задачи:1. Познакомить участников масте...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Мастер - класс«Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

Мастер - класс для педагогов "Кинезиологические упражнения - эффективная здоровьесберегающая технология"

Мастер -класс знакомит  педагогов ДОУ с кинезиологическими упражнениями, которые используются для сохранения здоровья детей, развития их умственных способностей, развития речи....

Мастер класс на тему: «Кинезиологические упражнения для активного развития дошкольников»

Мастер - класс дя педагогов, где представлены кинезиологические упражнения для детей....

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...