Определение леворукости у ребёнка
статья по коррекционной педагогике

Ольга Николаевна Шикина

Преллагаются тестовые задания по определению леворукости у ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_levorukosti_u_rebyonka.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Определение леворукости у ребёнка

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук. Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость.
Предлагаем вашему вниманию несколько тестов на определение “ведущей” руки  ребёнка:

“Переплетение пальцев”.Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый.

“Поза Наполеона”.Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

“Одновременное действие обеих рук”. Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.


Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации: – лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть; – это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1.Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой.
В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.  

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Задание 2.Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками.

Задание 3.Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.

Задание 4. Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в ведёрко.

Задание 5.Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”.

Задание 6.Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.

Задание 7. Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.

Задание 8.Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

Задание 9.Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики.      

Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.


Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах.

  1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
  2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой.                                             Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор - французская исследовательница М. Озьяс.

- Почистить обувь щеткой.

- Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.

- Намотать нитку на катушку.

- Перелить воду из одного сосуда в другой.

- Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).

- Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.

- Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.

- Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.

- Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.

- Продеть нитку в иголку

-Стряхнуть с себя соринки, пыль.

-Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.

-Достать бусинку ложкой из стакана.

- Позвонить в колокольчик.

- Выпить воду из стакана.

- Закрыть/открыть застёжку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Определение леворукости ребенка"

Я предлагаю Вам материал - теоретический и тесты для определения ведущей руки ребенка (если у Вас есть сомнения). Все это не сложно и тесты Вы можете провести сами....

Тесты и методики для определение леворукости

Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ...

Применение метода "Мандала" для определения эмоционального состояния ребёнка-дошкольника.

Мандалотерапия-это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию....

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА

Система выявления одаренных и талант-ливых детей включает в себя:- наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);- анкетирование взрослых (родителей и воспитателей)...

«Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.)

Цель:  Выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...

Памятка для воспитателя по определению психологического неблагополучия ребёнка

Памятка для воспитателя по определению психологического неблагополучия ребёнка...

Результаты анкетирования родителей «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребёнка в ДОУ».

Целью анкетирования: узнать, как по мнению родителей дети готовы к поступлению в детский сад....