Консультация для родителей: "Работает ли наказание в воспитании ребёнка?"
консультация по коррекционной педагогике
Система «Кнут и пряник» является самой распространенной в воспитании детей. И это очень простой подход: за хорошее поведение-поощряем, за плохое наказываем. И тогда хорошее поведение будет закрепляться, а плохого наоборот будет меньше, так как ребёнок будет избегать наказания. Звучит очень убедительно.
Но как происходит на самом деле? Помогает ли этот подход родителям? Давайте разбираться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_knut_i_pryanik.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод «Кнута и пряника» или работает ли наказание в воспитании ребёнка?
Система «Кнут и пряник» является самой распространенной в воспитании детей. И это очень простой подход: за хорошее поведение-поощряем, за плохое наказываем. И тогда хорошее поведение будет закрепляться, а плохого наоборот будет меньше, так как ребёнок будет избегать наказания. Звучит очень убедительно.
Но как происходит на самом деле? Помогает ли этот подход родителям? Давайте разбираться.
Начну сразу с истории, чтобы вы вместе со мной начали искать ответы на эти вопросы.
Маленькому Вове 5 лет. В порыве сильных эмоций он толкнул своего сверстника прямо в лужу.
Мама Вовы, чтобы не «упасть лицом в грязь» перед другой родительницей схватила своё чадо за локоть, подвела к пострадавшему и грозным голосом сказала:
-Быстро извинись!
Вове с первой ноты стало ясно, что будет, если он этого не сделает. Намерение мамы наказать его он чувствовал всем телом. Из страха быть лишенным мультиков и конфет на 2 недели, он робко, смотря себе под ноги, сказал:
-Извини меня…
-Вот и хорошо,-сказала мама, гордая своим успехом.
И вот вроде бы наказание сработало…Но давайте подумаем, есть ли у мамы повод для гордости? Что усвоил Вова?
На самом деле, он понял только одно: «Если я не скажу слово «Извини» -мама меня накажет».
Вова действительно испугался того самого «кнута», но ничего полезного он из этой ситуации не вынес.
- Он не задумался о том, что почувствовал другой ребёнок.
- Он не учится справляться со своими сильными эмоциями, и в следующий раз он снова не справится с собой.
- Он не учится предвидеть последствия своих действий.
Получается, что всё что важно для настоящего ВОСПИТАНИЯ ребёнка тут отсутствует.
Если вы используете «Кнут» в воспитании ребёнка-вы обращаетесь только к рефлексам ребёнка, а не к его разуму, нравственности или ценностям.
Конечно, наказание работает. Но только на уровне страха перед ним. Ничего хорошего вы им не воспитаете.
Кроме этого, исследования психологов подтверждают такие «несовершенства» этого метода:
- При использовании «кнута» дети учатся находить способ перехитрить родителя, чтобы избежать наказания.
- Родителям приходится всё время повышать ставки наказания, потому что чувствительность ребёнка к наказанию уменьшается.
- У ребёнка не формируется система ценностей.
- Сложное поведение становится только сложнее, потому что ребёнок ничему не учится.
- Отношения между детьми и родителями портятся.
Стоит ли оно этого?
Если в вашем воспитании есть «кнут» -то скорее всего вы просто не знаете, как можно по-другому.
Когда родители говорят: «Мы его воспитываем… Воспитываем…А толку нет!»
Это как раз пример того, что процесс ненастоящий.
Приведу пример НЕ воспитания, чтобы вам было более понятно.
Девочка лет двух неистово пересыпает песок в песочнице из одного ведёрка в другое. Мама зовёт её домой, но ребёнок слишком занят. Проходит несколько десятков минут с периодическими попыткам мамы увести ребёнка из песочницы, но ребёнок туда «врос».
И вот мама не выдерживает… и говорит: «Я пошла домой, а ты раз не хочешь, оставайся здесь одна! Пусть тебя другая тётя к себе домой возьмёт!»
Ребёнок в рёв и бегом за мамой…
Но воспитание ли это?
Скорее всего способ добиться своего, напугав ребёнка одиночеством и потерей семьи!
Или другой пример.
Ребёнок не хочет заниматься, долго и нудно, стонет, просит пить, есть пускает слезу. Ему реально трудно даётся это занятие …
Родители решили воспитать в нём что-то вроде усердия, и говорят: «Пока не сделаешь, никуда не пойдешь! А не сделаешь, никакого телефона, мультиков, конфет… не увидишь неделю! Хватит тут нас доводить своими стонами! А то ремень достанем!»
Воспитание ли это?
Опять же скорее это запугивание, шантаж, угроза. Но никак не стремление воспитать в ребёнке усидчивость, внимательность и развить у него понимание предмета.
Какую ошибку часто делают родители? Они не думают, к чему приведут эти способы добиться своего.
Ребёнок, которого заставляют делать задание, угрожая наказанием, начинает еще больше ненавидеть всю систему обучения… А ведь ему ещё учиться и учиться.
А как тогда?
- Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением.
Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным, и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днём-наберёшься сил, и сможешь долго гулять в зоопарке».
- Совершая ошибки, ребёнок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем ему помочь фразами: «Попробуй ещё раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».
- Постарайтесь хвалить не самого малыша- «Ты у нас самый расчудесный», а его действия- «Ты отлично нарисовал»; «Ты хорошо все сделал», «Ты поступил правильно».
- Лучший способ справиться с разбушевавшимся ребёнком-переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями-подойдите и шепните что-нибудь а ушко. Ребёнок заинтересуется и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».
- Если приучать к режиму получается только через ультиматум, призовите на помощь игру. Например, суп-это море, в котором плавают кораблики-овощи. Ваш «китёнок» охотно их «проглотит».
- Самое важное для мам «грамматическое» правило: по отношению к малышу слово «люблю» с частицей «не» не употребляется. Исключений из правил нет.
Настоящее воспитание возможно только там, где НЕТ ЗЛОСТИ У родителя и НЕТ СТАХА У ребёнка. Во всех остальных случаях-это простые дрессировки, манипуляции и запугивания. Фейк!
Давайте следить за качеством воспитания, а не только за качеством выбираемой обуви или смартфона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Работа для рук и головы.
Консультация в родительский уголок....
Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...
Консультация для родителей "Работа с бумагой"
Работа с бумагой как эффективный метод развития мелкой моторики и коррекции речи детей с ОНР....
Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как наприм...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как наприм...
Консультация для родителей "Работа с солёным тестом. Творчество на кухонном столе".
Часто родители жалуются на нехватку времени для занятий с детьми в домашних условиях. А что, если совместить приготовление ужина с желанием ребёнка находиться рядом с родителями и заниматься с н...
Консультация для родителей "Работа в семье по формированию слоговой структуры слов"
Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот...