Работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сухомлина Наталья Леонидовна

Коррекция нарушенных функций через музыку  помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных, функций зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx19.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                  Работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Музыкальное воспитание, является основной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Коррекция нарушенных функций через музыку  помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных, функций зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это определённая группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

-дети с нарушением речи

-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР)

Цель: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

-

Задачи:

- развивать предпосылки ценно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру,

- формировать основы музыкальной культуры,

- знакомить с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,

- развивать музыкальные, творческие способности дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти,

- воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в виде деятельности,

- развивать детское музыкально-художественное творчество, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей, удовлетворять потребности в  самовыражении,

- развивать свободное общение о музыке со взрослыми и детьми.

                          Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию.

Улучшение общего эмоционального состояние детей, оздоровление психики.

Развитие и коррекция познавательной сферы.

Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.

Формирование качества движений.

Развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

                    Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.

Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Разработка и реализация ИОМ, плана музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.

Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.

Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ музыкального образования.

Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями, определение степени ООП, дополнительных программ музыкального образования.

Оценка результатов помощи детям с особыми потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительной программы музыкального образования

Интерактивные музыкально-дидактические игры и пособия ориентированы самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.

С помощью таких игр как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. дети демонстрируют полученные знания.

Почувствовать ритм речи, мелодию слов помогает мнемотехника.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.

                                    Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ

К формам организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ относятся:

- Занятия (разного вида-традиционные, комплексные, интегрированные, фронтальные, подгрупповые, индивидуальные и пр.);

-музыкальные игры и пр.;

Музыка в повседневной жизни:

-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения,

игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном;

-музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, хороводы, театральные постановки и пр.);

-праздничные утренники.

Музыкальное воспитание в семье:

-слушание радио и телепередач;

-слушание аудиозаписей;

-музицирование;

-музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.

Виды музыкальной деятельности.

Слушание музыки:

При восприятии музыки с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные способности детей.

Медлительным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Комаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» Чайковского и др.

Расторможенным детям (гиперактивным) музыка умеренного темпа: «Жаворонок» Глинки, «Лебедь» Сен-санса, «Серенада» Шуберта и др.

Дистоническим  детям  - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами повторяющаяся через равные интервалы, и с одинаковым   уровнем громкости звучания: «Утро» Грига, «Времена года», «Подснежник» Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.

Пение.

Пение –вид деятельности доступный для детского исполнительства. Пение особенно полезно депрессивным детям, детям неуверенными в себе, подвижным детям. Очень полезны песни с игровым содержанием, фольклор (потешки, народные прибаутки и т.д.). Детям с отставанием в эмоциональном развитии рекомендуется пение в сопровождении с игрой, игрушками, импровизации. Детям с нарушением речевого развития пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», распевки. Особенно эффективно хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая  деятельность  вопроса-ответа, игра в имена, пение с аккомпанементом и без него.

Игра на музыкальных инструментах.

Детям с нарушением развития координации движений-игра на таких инструментах, как бубенчики, колокольчики, бубны, ложки и т.д.

Детям с нарушением мелкой моторике пальцев рук-игра на дудочках, колокольчиках, триоле и пр.

Детям с нарушением развития дыхания игра на духовых инструментах: дудочки, триолы и т.п.

Музыкально-ритмические движения.

Разным категориям детей с ОВЗ-музыкально-подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку; сюжетные и бессюжетные).

В ритмике – координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фониматические упражнения, упражнения с предметами, элементарное музицирование.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, праздникам, подбор нотного материала.
  2. Подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, наработками других педагогов.
  4. Создание презентаций для повышения образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов и родителей.
  5. Ведение сайта.

Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ:

Наглядно-зрительные:

Использование разнообразных приёмов по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).

Показ приёма детьми, которые его хорошо освоили.

Использование приёма «сравнительного показа». В этом случае педагог даёт правильный и неправильный показ выполняемых движений. Правильное исполнение дети отмечают хлопками.

Практические методы и приёмы:

Упражнения для развития основных движений;

-мелких мышц руки,

-активности внимания,

-воспитание музыкального ритма,

-ориентировке в пространстве.

Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением.

Двигательные повторения какого-либо движения.

Упражнение без музыки под счёт.

Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ.

Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребёнка.

Психогимнастика – тренировочные активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, , обьеденённых общим сюжетом и игровой формой.

Логаритмические занятия-система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игр, обьеденённый одним сюжетом и игровой формой.

Музыкально-дидактические игры.

Полученные результаты.

Воспитание у детей интереса и любовь к миру музыки.

Улучшение результативности в музыкальном развитии детей с ОВЗ, освоение ООП, дополнительных образовательных программ.

Коррекция развития воспитанников   с ОВЗ в ДОУ, адаптация и социализация и в обществе.        

Консультации музыкального руководителя по работе с детьми с ОВЗ для родителей и педагогов.

«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи»

«Музыкальная деятельность как средство развития детей с ОВЗ».

«Что нужно знать родителем детей с особыми возможностями здоровья»

«Особенности занятия музыкой с детьми с ОВЗ»

«Дети с ОВЗ  и музыка»

«Музыкальное воспитание-как составная часть системы обучения и воспитание детей с ОВЗ»

«Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ».

«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду»

«Организация обучения детей с ОВЗ в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...

Методические рекомендации для педагогов. Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ в ДОУ.

Благодатным материалом для коррекционной  работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для р...