Работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных, функций зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 19.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Музыкальное воспитание, является основной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных, функций зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это определённая группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
-дети с нарушением речи
-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР)
Цель: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.
-
Задачи:
- развивать предпосылки ценно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру,
- формировать основы музыкальной культуры,
- знакомить с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,
- развивать музыкальные, творческие способности дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти,
- воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в виде деятельности,
- развивать детское музыкально-художественное творчество, реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей, удовлетворять потребности в самовыражении,
- развивать свободное общение о музыке со взрослыми и детьми.
Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию.
Улучшение общего эмоционального состояние детей, оздоровление психики.
Развитие и коррекция познавательной сферы.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.
Формирование качества движений.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.
Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Разработка и реализация ИОМ, плана музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ музыкального образования.
Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с особыми образовательными потребностями, определение степени ООП, дополнительных программ музыкального образования.
Оценка результатов помощи детям с особыми потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительной программы музыкального образования
Интерактивные музыкально-дидактические игры и пособия ориентированы самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.
С помощью таких игр как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т.д. дети демонстрируют полученные знания.
Почувствовать ритм речи, мелодию слов помогает мнемотехника.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
К формам организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ относятся:
- Занятия (разного вида-традиционные, комплексные, интегрированные, фронтальные, подгрупповые, индивидуальные и пр.);
-музыкальные игры и пр.;
Музыка в повседневной жизни:
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения,
игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном;
-музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, хороводы, театральные постановки и пр.);
-праздничные утренники.
Музыкальное воспитание в семье:
-слушание радио и телепередач;
-слушание аудиозаписей;
-музицирование;
-музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.
Виды музыкальной деятельности.
Слушание музыки:
При восприятии музыки с детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные способности детей.
Медлительным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Комаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» Чайковского и др.
Расторможенным детям (гиперактивным) музыка умеренного темпа: «Жаворонок» Глинки, «Лебедь» Сен-санса, «Серенада» Шуберта и др.
Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами повторяющаяся через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания: «Утро» Грига, «Времена года», «Подснежник» Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.
Пение.
Пение –вид деятельности доступный для детского исполнительства. Пение особенно полезно депрессивным детям, детям неуверенными в себе, подвижным детям. Очень полезны песни с игровым содержанием, фольклор (потешки, народные прибаутки и т.д.). Детям с отставанием в эмоциональном развитии рекомендуется пение в сопровождении с игрой, игрушками, импровизации. Детям с нарушением речевого развития пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», распевки. Особенно эффективно хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса-ответа, игра в имена, пение с аккомпанементом и без него.
Игра на музыкальных инструментах.
Детям с нарушением развития координации движений-игра на таких инструментах, как бубенчики, колокольчики, бубны, ложки и т.д.
Детям с нарушением мелкой моторике пальцев рук-игра на дудочках, колокольчиках, триоле и пр.
Детям с нарушением развития дыхания игра на духовых инструментах: дудочки, триолы и т.п.
Музыкально-ритмические движения.
Разным категориям детей с ОВЗ-музыкально-подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку; сюжетные и бессюжетные).
В ритмике – координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фониматические упражнения, упражнения с предметами, элементарное музицирование.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, праздникам, подбор нотного материала.
- Подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, наработками других педагогов.
- Создание презентаций для повышения образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов и родителей.
- Ведение сайта.
Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ:
Наглядно-зрительные:
Использование разнообразных приёмов по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).
Показ приёма детьми, которые его хорошо освоили.
Использование приёма «сравнительного показа». В этом случае педагог даёт правильный и неправильный показ выполняемых движений. Правильное исполнение дети отмечают хлопками.
Практические методы и приёмы:
Упражнения для развития основных движений;
-мелких мышц руки,
-активности внимания,
-воспитание музыкального ритма,
-ориентировке в пространстве.
Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением.
Двигательные повторения какого-либо движения.
Упражнение без музыки под счёт.
Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ.
Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребёнка.
Психогимнастика – тренировочные активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, , обьеденённых общим сюжетом и игровой формой.
Логаритмические занятия-система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игр, обьеденённый одним сюжетом и игровой формой.
Музыкально-дидактические игры.
Полученные результаты.
Воспитание у детей интереса и любовь к миру музыки.
Улучшение результативности в музыкальном развитии детей с ОВЗ, освоение ООП, дополнительных образовательных программ.
Коррекция развития воспитанников с ОВЗ в ДОУ, адаптация и социализация и в обществе.
Консультации музыкального руководителя по работе с детьми с ОВЗ для родителей и педагогов.
«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи»
«Музыкальная деятельность как средство развития детей с ОВЗ».
«Что нужно знать родителем детей с особыми возможностями здоровья»
«Особенности занятия музыкой с детьми с ОВЗ»
«Дети с ОВЗ и музыка»
«Музыкальное воспитание-как составная часть системы обучения и воспитание детей с ОВЗ»
«Роль музыкального воспитания в развитии детей с ОВЗ».
«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду»
«Организация обучения детей с ОВЗ в ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями
В статье предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...
Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ
Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...
ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»
ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...
Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"
Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...
Методические рекомендации для педагогов. Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ в ДОУ.
Благодатным материалом для коррекционной работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для р...