игровые упражнения для детей с диагнозом логоневроз
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения для детей с диагнозом логоневроз
Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата. Сопровождается нарушением плавности, ритма и темпа речи и чаще всего встречается у деток в возрасте 2 –3 лет. В этом возрасте оно может пройти самостоятельно, но так бывает не у всех. Поэтому лучше сразу обратиться за помощью к логопеду — своевременная коррекция заикания у детей позволит быстро устранить дефект.
Причины заикания у детей
В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.
Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:
- Особенности внутриутробного развития. Тяжелое протекание беременности, асфиксия плода, травмы во время родов;
- Состояние здоровья младенца. Травмы, обменно-трофические нарушения, инфекционные заболевания у новорожденного;
- Физиологические факторы. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, органические нарушения головного мозга, интоксикация, а также заболевания, которые ослабляют центральные аппараты речи (тиф, корь, коклюш, рахит, гельминты, заболевания горла, носа);
- Психосоциальные факторы. Испуг, ужас, страх у малыша, неблагополучная обстановка в семье (конфликты, стрессы), неправильное воспитание (балование, наказания, неуравновешенное воспитание или воспитание «правильного» ребенка), преобладание негативных эмоций и напряженности, тяжелая психическая травма, аффект;
- Особенности формирования речи. Родители не обращали внимание на то, что малыш говорит быстро или на вдохе, неправильно произносит звуки. Чрезмерные занятия с ребенком по развитию речи тоже могут стать причиной заикания. Например, если родители перегрузили малыша обучением или использовали материалы, предназначенные для детей более старшего возраста;
- Еще один фактор, провоцирующий заикание, — быстрая нервная речь ближайших родственников малыша. Он может подражать им, как и заикающимся родственникам. Если у малыша ведущая левая рука, не стоит переучивать его, поскольку это тоже может спровоцировать нарушение.
Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.
Коррекционная программа при заикании у детей
К лечению заикания подходят комплексно. Оно зависит от типа нарушения — неврозоподобное оно или логоневроз. Поэтому логопед подбирает комплекс индивидуально для каждого маленького пациента. В любом случае в программу включают разносторонние упражнения от заикания — на постановку правильного дыхания, работу с голосом, развитие мелкой моторики, укрепление мышц речевого аппарата.
Комплекс для формирования правильного дыхания
Цель занятий с ребенком при заикании — сформировать диафрагмальный выдох. Каждое упражнение делаем 2 – 3 минуты.
Дышим животиком. Малыш ложится на спину и кладет руку на верхнюю часть живота. Начинает дышать животом. Дышать нужно спокойно. Чтобы было понятнее, можно положить малышу на животик игрушку.
Задуваем свечу. Малыш держит полоску бумаги возле губ (на расстоянии 10 см). Потом тихонько дует на нее, чтобы бумажка немного отклонилась в сторону. Стараться дуть как можно дольше.
Изображаем шину. Ребенок разводит руки перед собой в виде круга. Делает выдох и одновременно медленно говорит «ш-ш-ш и скрещивает руки, обхватывая ими себя за плечи.
Сдуваем воздушный шар. Упражнение аналогично предыдущему, но вместо звука «ш-ш-ш» малыш говорит «ф-ф-ф».
Качаем шину. Маленький пациент сжимает перед собой руки в кулачки и медленно наклоняется вперед, одновременно произнося звук «с-с-с» на выдохе.
Муха жужжит. Ребенок разводит руки в стороны и отводит назад — имитирует крылья мухи. Затем на выдохе говорит «ж-ж-ж» и опускает руки вниз.
Ворона каркает. Малыш поднимает руки вверх через стороны. Затем одновременно медленно опускает их, приседает и говорит «К-а-а-а-а-а-а-р». Чем медленнее он опустился и дольше «каркал», тем лучше.
Гуси-гуси. Малыш ставит руки на пояс, медленно наклоняется вперед, но голову вниз не опускает. Затем говорит «Га-а-а». Чем протяжнее получится, тем лучше.
Вдох на каждом упражнении произвольный при возвращении в исходное положение.
Комплекс упражнений с ребенком для отработки голоса
Малыш принимает исходное положение речевого аппарата — как для произношения звука «а», но при закрытом рте (сомкнутых губах). Зубы разомкнуты, язык распластан и упирается кончиком в нижние резцы.
Важные моменты: гортань опускаем, глотку раскрываем, как при зевке, небную занавеску и маленький язычок поднимаем. Шея, руки, голова и все тело расслаблены.
Упражнение первое — мычание. Малыш вдыхает через нос и на выдохе произносит звук «м» и посылает струю воздуха так, чтобы звучание срезонировало на верхних передних зубах. Важно: звук легкий и непродолжительный, губы и верхняя челюсть вибрируют, если приложить к ним руку. Это значит, что звук попал в кости лица — маску — и отражается в ней.
Упражнение второе — добавляем гласные. Исходное положение то же, но теперь ребенок говорит звук «ма». То есть сначала произносит «м», а затем добавляет «а» — губы размыкаются, нижняя челюсть опускается. Но нужно следить, чтобы голос не стал гнусавым. Произнести звук «ма» в разной тональности.
Упражнение третье —- тренируем речевую интонацию. Исходное положение то же. Теперь нужно добавить к звуку «м» гласные — «а», «о», «у». Должно получиться «м-а-о-у». Потом то же самое повторить со звуками «и», «э», «ы» — «м-и-э-ы». Избегайте напряжения, четко артикулируйте все звуки. Гласные не должны быть протяженными и максимально похожи на разговорную мелодию.
Упражнение четвертое — выполняем речевую и распевную интонацию. Малыш вдыхает носом, произносит звук «м» и сочетает его с тремя любыми гласными (например, «ма» — «мо» — «му»). Затем снова вдыхает. Далее на одном выдохе говорит, например, «ми» — «мэ» — «мы».
Важно: не ускоряться, посылать звук в маску, сначала произнести все звуки на одной высоте, затем повторить на разных.
Упражнение пятое — произносим согласные «ж», «з» и «нь». По тембру «ж» тяготеет к грудному звучанию, «з» — смешанному, «нь» — лицевому, или верхнему. В процессе произношения звуки должны вибрировать в соответствующих резонаторных зонах.
Упражнение шестое — гудим, как теплоход. Малыш говорит звук «у» в разных вариациях, имитируя маленький, средний и большой теплоход. То есть должен задействовать три высоты своего голоса. Последовательность не важна.
Упражнение седьмое — играем в мяч. Ребенок представляет себе мяч любого размера, «берет» его в руки и ударяет об пол. При этом считает каждый удар до 10-ти. Потом опять считает, но на этот раз подбрасывает мячик вверх. Счет ведется на выдохе. Когда «мяч» ударяется о пол, голос малыша будет ниже, когда взлетает вверх — выше. Важно: не нужно тянуть вверх шею, напрягаться во время счета.
Упражнение восьмое — зовем собачку. Малыш представляет, что у него есть собака, и она убежала. Ее нужно позвать с разного расстояния — издалека, ближе и совсем рядом. Пусть малыш придумает кличку собачке и начинает звать. Сначала он 10 раз зовет ее по кличке «издалека», затем делает паузу и повторяет, но уже «ближе», затем снова делает паузу и опять зовет собаку 10 раз, когда она уже «рядом». Чем «ближе» собака подходит, тем медленнее нужно говорить ее кличку.
Упражнение девятое — зовем собаку на одном дыхании. Упражнение аналогично предыдущему, но собаку нужно звать по кличке без остановки, на одном дыхании. Начинаем с высокого голоса, переходя на более низкий.
Упражнение десятое — считаем до десяти. На одном дыхании малыш считает до 10-ти в трех диапазонах своего голоса. После каждой десятки делаем паузу и продолжаем счет в другой тональности.
Комплекс для тренировки мышц при заикании
Предлагаем занятия с ребенком для тренировки артикуляционных и мимических мышц. Они заключаются в напряжении и расслаблении разных групп мышц. Сначала малыш напрягает их и удерживает положение в течение 5-ти — 10-ти секунд, после чего расслабляет. Итак, ребенок:
- Откидывает назад голову, напрягает шею, затем расслабляет шею и голову и опускает ее вниз;
- Морщит лоб, поднимает брови;
- Сильно хмурится, напрягая мышцы между глазами;
- Сильно зажмуривается;
- Сжимает с силой зубы;
- Широко улыбается, обнажив зубы и напрягая щечки;
- Вытягивает трубочкой губы;
- Прижимает язычок к передним зубам;
- Оттягивает назад язык так, чтобы в нем, дне ротовой полости и шее появилось напряжение;
- Трижды зевает — слегка, глубоко и очень глубоко. На последнем зевке закрывает глаза и растягивает мышцы глотки и рта.
В этом комплексе важно сосредотачивать внимание на ощущениях в напряженных мышцах, выполнять все упражнения от заикания в строгой последовательности и хорошо расслаблять мышцы в конце каждого упражнения. Выполнять задания спокойно, не торопясь, но вместе с тем ритмично, в процессе не забывать дышать.
Как помочь малышу: рекомендации родителям
Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.
Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.
Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.
Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.
Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.
Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.
И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...
"Музыкально-игровые упражнения для детей ДОУ"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Подвижные игры и игровые упражнения для детей второго-третьего года жизни по программе «Кроха»
игры с детьми 1-й младшей группы...
Игровые упражнения для детей 3 года жизни
Картотека игровых упражнений...
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...
Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения
Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...