Страхи. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и коррекции страхов
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галинурова Людмила Анатольевна

Коррекционно-развивающее занятие может быть полезным для педагогов-психологов дошкольных организаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страхи.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и коррекция страхов.

Цель: снятие напряженности, создание условий для коррекции страхов.

Оборудование: аудиозапись с релаксирующей музыкой, карандаши, фломастеры, бумага для рисования.

Используемые методы и приемы: ритуальные действия, групповые беседы, психотерапевтические приемы (рисование, отреагирование), упражнение на выражение чувств и эмоций, сказкотерапия.

Содержание занятия:

Этап 1.

Задачи: установление контакта. Рефлексия переживаний. Снятие напряженности.

Дети приветствуют друг друга, обмениваются переживаниями.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети встают друг за другом «паровозиком», держась за плечи впереди стоящего. Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», который убегает и уворачивается. В заключение проводится рефлексия.

Групповая беседа: педагог-психолог проводит обсуждение на тему страхов: настоящих, прошлых.

Этап 2.

Задачи: освоение коммуникативных умений, освоение вербальных средств для проговаривания переживаний. Отреагирование страхов, незавершенных в детстве,  конфликтов и возможных неприятных ситуаций. Развитие способности эмпатии и умение адекватно выражать свои эмоции.

Психолог предлагает детям вспомнить, как ведут себя люди, когда им страшно. В продолжение разговора дети высказываю, чего боятся они на улице и дома. Затем каждый высказывает, чего он боялся, когда был совсем маленьким, чего боится сейчас. После обсуждения дети рисуют свои страхи, проговаривают что они нарисовали, зачеркивают, рвут изображение своих страхов.

Беседа-театрализация

Задачи: освоение детьми приемов саморегуляции в кризисной ситуации. Создание условий переживания своей компетентности в этой ситуации.

Психолог предлагает детям представить, что утенок убежал с птичьего двора, и ночь застала его в лесу. Далее психолог описывает подробно ситуацию, в которой оказался утенок: долго он метался по лесу, пока не нашел себе местечко, где можно спрятаться. В это время в комнате уменьшается освещение. Далее психолог согласовывает с детьми распределение ролей. Все дети, кроме «ребенка – утёнка», изображают деревья, коряги, пеньки, принимают угрожающие позы, издают громкие пугающие звуки. «Утенок» прячется в маленькой пещере (под столом). Если никто не хочет быть «утенком», им становится педагог. Он собирается в комок и дрожит. Через некоторое время все дети подходят к «утенку», и по очереди слушают как сильно бьется его сердце. Психолог на основе предыдущего упражнения обсуждают с детьми причины детских страхов. В итоге психолог подводит участников к выводу о том, что чаще возникают страхи неизвестного, и обсуждают способы преодоления этих страхов.

Этап 3.

Рефлексия группового опыта

Психолог организует в группе апробирование приемов саморегуляции. Каждый ребенок спокойно и уверенно повторяет аффермации: «Я сильней, чем мой страх», «Спасибо, я готов постоять за себя». И затем все дети хором должны повторить «мы сильней, чем наши страхи».

Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии. Ритуал прощания.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. – М: 1992 – С.6,7
  2. Чистякова, М.И. – М: 1990. – С.95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.

В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе...

Занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений дошкольников

Занятия, досуги и проекты для развития коммуникативных навыков дошкольников...

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения

снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...

Комплексное занятие по формированию предпосылок социально-коммуникативных навыков "Однажды в Африке"

Комплексное занятие по формированию предпосылок социально-коммуникативных навыков...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...