«Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
консультация по коррекционной педагогике
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка, мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:
- чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
floortime.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Метод Floortime — развитие ребенка с РАС посредством игры»
Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.
Если же мы говорим о детях с РАС и наблюдаем за игрой аутичного ребенка, мы замечаем некоторые характерные особенности в игре:
- чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений.
Попробуйте для начала сами понять его правила игры. Это надо делать очень осторожно и терпеливо т. е. мы наблюдаем. Если ребёнок пускает вас в свой мир и ему приятно с вами взаимодействовать, то попытайтесь повторить, то, что он делает. Это поможет вам наладить визуальный и эмоциональный контакт. Он сделает вывод, что вы хотите понять его мир, его правила. Потом попытайтесь внести в его игру что-то новое, но не нарушая его пространство. Например, он выстраивает игрушки в линию, вы на первом этапе копируете его действия. Вы не забираете его игрушки, а берёте такие же и строите всё как у него. Подчеркните этот момент эмоционально (ура, здорово, ты молодец, и я молодец, у нас так всё красиво).
Понятно, что включаясь в игру аутичного ребенка, преобразуя ее, мы работаем на развитие ребенка, содействуем его эмоциональному росту.
Один из методов игровой терапии с детьми с РАС, где на первом месте стоит конечно же развитие личности ребенка через игру.
Целью методики «Floortime» является объединение терапевтической и коррекционной среды с игровой, это делает её естественной, теплой и безопасной для ребенка.
Метод «Floortime» – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.
Все совместные игры с детьми проводятся на полу. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Суть метода -это подход, который во главу угла ставит самого ребенка, его особенности, его интересы. «Floortime» делает упор на игры, которые интересуют прежде всего самого ребенка. Педагоги, родители подключаются к этим играм, присоединяясь к ребенку, чтобы расширить игровые рамки и привить новые навыки. Тем самым, подталкивая ребенка к сложным сюжетам игры.
Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.
Основные правила и рекомендации при игре по принципам «Floortime»
Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это его самостимуляции (карточки, шнурочки, кубики).
Будьте артистичными в подстройке к ребенку : меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Детям должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!
Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.
Обратите внимание: что ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения. Все мы уже знаем, что дети с РАС из длинной фразы выберут главные слова в предложении, касаемых действий.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Метод «Floortime» использует следующие виды игр:
1. Спонтанная игра
2. Частично структурированная игра
3. Занятия по развитию сенсорной сферы
4. Занятия по развитию моторики.
Вот некоторые конкретные примеры игр по программе «Floortime»:
ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провезти машинку по этой трассе. Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая ребенка в догонялки;
СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков. Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет ребенку усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Стройте дома, дорожки из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят сказки «Теремок» и «Три поросенка» «Заюшкина избушка».
Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре. Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга (высокий, низкий).
Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».
ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных (лиса, медведь, заяц).
ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.
СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши, прищепки.
РАЗНОЦВЕТНАЯ ДОРОЖКА: На белом ватмане с помощью пальчиковых красок сделайте следы ножек с разным направлением и прыжками наступайте на следы, как нарисовано на дорожке (тот же самый –вариант для ручек).
Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание.
Два основных фактора эффективности методики :
1. Исходные возможности ребенка
2. Степень вовлеченности взрослого.
Чего вы можете добиться, применив эту методику?
- эмоциональный контакт с ребенком
- взаимодействия в диалоге
- удовольствие от общения
- улучшение саморегуляции
- гармонизация сенсорной сферы
- развитие коммуникации (речевой и альтернативной)
- понимание и управление личными эмоциями
- развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)
- формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей
Преимущества подхода «Floortime»:
- -возможность раннего начала коррекционных занятий с помощью игры.
- -возможность обучения родителей основным идеям и ключевым моментам игровых занятий для осуществления их дома.
- -объединение коррекционной среды с естественной и безопасной, где ребенок почувствует себя свободно и непринужденно.
Метод Floortime – это процесс, а любой процесс длится во времени. Именно в процессе игры есть возможность получить положительный результат в общем развитии ребенка.
Дети с особенностями развития -это прежде всего дети! А игра -неотъемлемая часть жизни детей. И именно игры для таких детей прокладывают для ребенка дорогу к внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий.
Подводя итог отмечу, что коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игры.
А в игре легче научиться понимать, принимать и признавать детей с особенностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством ознакомления с цветом
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредством ознакомления с цветом.Курдюмова Наталья Александровна работает с детьми раннего возраста.В этот период у детей происходит активное познани...
«Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра-как средство познания происходящего вокруг нас....
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Личностно-развивающие технологии и методы сопровождения развития ребенка в образовательном процессе
Краткий обзор технологий и методов работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...
Круглый стол на тему: «Обучение родителей способам и методам взаимодействия с ребенком в сюжетно-ролевой игре в условиях семьи».
Круглый стол как форма обмена опытом между родителями....