Картотека
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лаврентьева Наталья Андреевна

ТРИЗ-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_triz.pptx158 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы) Правила игры: Объект отгадать с помощью « Да-нетки » или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры: Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает «Мои друзья» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.). «Чем был – чем стал» (проводится с начала средней группы) Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? Дети: Домиком для медведя, домик для бобра. «Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы) Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Слайд 2

«Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы) Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. Ход игры: Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему? Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. «Один – много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: - коробка стол -книга дерево -ковер дом -клубок цветок -морковь дом «Назови часть предмета» (со 2 младшей группы) Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части . Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) «Кто (что) это такое может быть?» Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно) утюг, чайник, плита, человек, самовар… - и легким и тяжелым; - и длинным и коротким; - и гибким и твердым; - и гладким и шероховатым; - и мягким и твердым; - и острым и тупым.

Слайд 3

«Гирлянда» (со 2 младшей группы) Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. Ход: Ведущий предлагает стартовое слово. Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета. - Лягушка какая? Ребенок отвечает: - Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: - Зеленая кто (что)? Ребенок отвечает: - Трава. - Трава что делает? (растет) - Растет что (кто)? (ребенок) - Ребенок какой? (веселый) - Веселый кто бывает? (клоун) - Клоун что делает? (смеется) И т.д. «Кто кем будет?» (со средней группы) Цель: учить называть прошлое и будущее предмета. Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.» При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов. «Кем был раньше?» (со средней группы) Цель: учить называть прошлое предмета. Ход : Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым). «Перевирание сказки» Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают». Например: Сказка «Царевна-лягушка». -Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20) -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.) -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать) -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку) -У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке) и т.д. Примечание: Всю сказку рассказывать не надо. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

Слайд 4

« Что в чем?» (со 2 младшей группы) Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем. «Чем мы похожи» Цель: обучать сравнениям разнообразных систем. Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства. Например:1.пчелка 2.бутылка с молоком 3. Ножницы 4.собачка Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц. Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко … Дети находят сходства: по запаху; цвету; вкусу; ощущению на ощупь; по сходным частям; размеру; функции; среде обитания (месту применения); по наличию прошлого и будущего; природное или рукотворное. «Теремок» ( Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Ход игры: Похожести у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет? Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе! Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим… Различия у объектов живого мира Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле. «Найди друзей» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». Ход игры: Ведущий: Лошадь пер евозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...