Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?
консультация по коррекционной педагогике
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_mozhet_pomoch_defektolog_rebenku.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.
Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?
Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.
Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.
Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.
Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
- ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
- развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).
Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- подготовки к школьному обучению.
На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
- развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
- совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графо-моторные навыки;
- производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.
Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как музыка может помочь вашему ребенку в будущей учебе
Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти, хорошо развивает ассоциативное мышление. Игра на музыкальном инструменте развивает способность делить музыкальное произв...
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. - Учите ребенка обращать внимание на то обсто...
Чем вы можете помочь своему ребенку?
Если ваш малыш не говорит или отстает в речевом развитии, не следует ждать - попробуйте помочь ему самостоятельно. Не бойтесь начать занятия слишком рано - бойтесь опоздать! Занятия надо проводить еже...
Чем может помочь дефектолог ребенку с ЗПР
Консультация для родителей: кто же такой деффектолог и чем он сможет помочь вашему ребенку!...
Чек - лист «Как взрослый может помочь ребенку с нарушением речи»
Если ваш ребенок только начинает говорить или у него есть проблемы с речевым развитием: все понимает, но может сказать, тогда информация этого чек - листа будет вам полезна. Применяя эти п...
РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?
РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ, НОРМА ИЛИ ОТКЛОНЕНИЕ? ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ В СЛУЧАЕ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА? ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СПЕЦИАЛИСТ?...