Картотека развивающих игр и упражнений
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)

Картотека развивающих игр и упражнений по сенсорному воспитанию для детей3-4 лет с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

 развивающих игр и упражнений

по сенсорному воспитанию

для детей 3-4 лет

с нарушением интеллекта

                                                                    подготовила:  учитель-дефектолог    

                                                                                             Утралинова Р.М.

   Развитие тактильно- двигательного восприятия

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, температура, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование: Игрушки различной формы, величины, фактуры; «чудесный мешочек» - мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, в который складываются игрушки.

Ход игры: Ребенок сидит за столом, на столе разные игрушки. Взрослый предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает ребенку положить игрушки в мешочек (не более трех). Взрослый затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти игрушку (например, зайчика), не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам, вытаскивает из мешочка и проверяет тем самым правильность ответа. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый вместе с ребенком рассматривает и ощупывает ее, показывая, как передвигаются пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.

Игра «Маленькая няня»

Цель: Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы.

Оборудование: Три одинаковые маленькие бутылочки с подкрашенной водой разной температуры (холодная, теплая, горячая, но не обжигающая), три куклы в колясках.

Ход игры: Взрослый ставит на стол три бутылочки, Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Взрослый говорит, что кукла хочет есть, ей нужна няня, и просит ребенка помочь. Просит дать кукле теплого молока из бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой и дает кукле. Та успокаивается и засыпает. Если бутылочка выбрана неверно, кукла плачет сильнее, отказывается от молока. Это побуждает ребенка выбрать нужную бутылочку. Аналогично игра проводится и с другими бутылочками.

Восприятие формы

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Лишь на основе длительного использования способ проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разнообразных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленить ее из предмета и соотносить с формой других предметов.

Игра «Почтовый ящик»

Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и фигуры, подбирая с помощью проб и примеривания.

Оборудование: Почтовый ящик – пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы; десять объемных геометрических форм, соответствующих прорезям коробки.

Ход игры: Взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные формы так, чтобы основания каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Оборудование: игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, пирамидка, дом из двух кирпичиков, часы, телевизор, кубики и др.), карточки с изображением плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими фигурами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу купить мяч. Мне нужны такие деньги (показывает карточку с изображением круга)». Далее ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей фигуры. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.

                          Восприятие величины

Величину, также ак и форму, ребенок учится различать практически. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Игра «Матрешки»

Цель: Познакомить ребенка с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

Оборудование: Матрешки 3-6-местные.

Ход игры: Взрослый дает ребенку трехместную матрешку (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну большую. Если у ребенка осталась лишняя половинка, взрослый предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить ее, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.Когда ребенок научится складывать трехместную матрешку, ему дают 4-6-местную. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы, по возможности, ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.

Игра «Лото»

Цель: Учить определять зрительно предметы различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование: Большие карточки с изображением четырех предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); четыре карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры: Взрослый дает ребенку большую карту, карточки-образцы оставляет у себя. Спрашивает: «У кого такой мяч?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображение предметов по величине, т.е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «У меня большой мяч».

Восприятие цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Этапы обучения восприятия цвета:

1 этап: различение цветов

Игра «Цветные кубики»

Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой»-«не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование: Крупные пластмассовые кубики по три каждого цвета (красные, синие, желтые, зеленые).

Ход игры: Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3-4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «У меня такой и у тебя такой кубик». Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берет сначала красный кубик, затем ставит желтый и тут же выражает недовольство – «не такой», меняет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность: «Все такие, одинаковые». Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает.

2 этап: выбор по образцу

Игра «Куклы идут в гости»

Цель: Учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

Оборудование: Четыре картонных куклы с набором одежды и обуви основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – по 4 кофточки, 4 юбочки, 4 пары туфель, 4 банта.

Ход игры: Взрослый раскладывает перед ребенком на столе четырех кукол, рассказывает, что куклы собираются в гости и хотят красиво одеться, так, чтобы у них все было одного цвета – кофточка, юбочка, туфли и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят тебя помочь. Взрослый достает одежду, обувь и ленты, раскладывает их на столе вперемешку перед ребенком. Ребенок по очереди одевает кукол. В конце игры взрослый подводит итог: «Куклы одеты красиво. У одной все: и кофта, и юбка, и туфли, и бант красные; у другой – синие…».

З этап: усвоений названий цветов

Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: Соединить представление о цвете с представлением о реальных предметах.

Оборудование: Наборы картинок с изображением предметов разного цвета.

Ход игры: Ребенок называет предметы определенного цвета, а взрослый дает ребенку картинку с изображением правильно названного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не дается.

Восприятие целостного образа предмета

Игра «Поставь правильно»

Цель: Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди и сзади; продолжать развивать внимание; уточнять представление о предмете.

Оборудование: Объемные предметы, имеющие резко различный вид спереди и сзади (например, дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая стена).

Ход игры: Взрослый берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в разных положениях – сначала спереди, потом сзади. Например, рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; потом рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно, на голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза и подкладывает карточку с изображением матрешки спереди и сзади. Ребенок должен сидеть рядом с взрослым, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После этого ребенок берет матрешку, а взрослый предлагает ему поставить ее так, как она нарисована.

Игра «Лото-вкладки»

Цель: Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными или сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы.Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы или ситуацию. Затем взрослый вынимает вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» на свои места.

        

             

                                  Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие неречевых (шумовых) звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Веселый Петрушка»

Цель: Учить детей различать близкие по звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми глазами; воспитывать слуховое внимание.

Оборудование: Музыкальные инструменты (барабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон, колокольчик).

Ход игры: На столе перед ребенком сидит Веселый Петрушка. Перед Петрушкой разложены разные музыкальные инструменты. Взрослый объясняет, что Петрушка будет играть на музыкальных инструментах, а ты будешь угадывать, на чем играл Веселый Петрушка. Перед игрой взрослый дает ребенку послушать, как звучат музыкальные инструменты. А затем просит ребенка закрыть глаза и внимательно послушать. Взрослый спрашивает: «На чем играл Петрушка?» - ребенок отвечает. Каждый раз независимо от того, правильно ответил ребенок или нет, взрослый дает возможность ребенку послушать, на чем действительно играл Петрушка.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Кто как кричит?»

Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.

Оборудование: Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушка).

Ход игры: Взрослый ставит на стол ширму и говорит, что за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка, собака, птичка, лягушка и петух. Взрослый произносит звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «чик-чирик», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку» - и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу и уводит в дом. После этого предлагает ребенку внимательно послушать, кто его зовет из домика.

Вначале взрослый говорит за животных, сидя так, чтобы ребенок хорошо видел его лицо. Он произносит, например «мяу» и снова спрашивает, кто его позвал. Ребенок отвечает. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с ребенком. Игра повторяется, ребенка зовут другие персонажи.

В дальнейшем взрослый может произносить звуки за ширмой, чтобы ребенок его не видел, а только слышал.

Список использованной литературы

1.Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М., «Просвещение» 1988

2.А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» М., «Бук-мастер», 1993

3.Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М., «Мозаика-Синтез», 2014

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №64»

структурное подразделение №2

дошкольное отделение

  

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №64»

структурное подразделение №2

дошкольное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развивающие игры и упражнения  

по сенсорному воспитанию 

для детей дошкольного возраста 

с нарушением интелл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лазукина А.А. 

учитель-дефектолог 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Развивающие игры и упражнения  

по сенсорному воспитанию 

для детей дошкольного возраста 

с нарушением интеллекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лазукина А.А. 

учитель-дефектолог 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей 3 лет

Картотека включает игры, развивающие математическое мышление, логику, речь, память, внимание. Предложенные упражнения  помогут детям  запомнить ряд принятых понятий, получить практические зн...

Картотека развивающих игр и упражнений по теме "Лук - наш зеленый друг"

создание условий для формирования элементарных навыков познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста....

Картотека развивающих игр и упражнений для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), внимания, мнестической деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышле...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Картотека развивающих игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23311100","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

эти игры и упражнения  помогут воспитателям  развивать у детей  сенсорные способности...