Значение коррекционно-развивающей работы
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Соловьева Анастасия Владиславовна

Значение коррекционно-развивающей работы

Значение коррекционно-развивающей работы в специализированном детском саду для дошкольников с нарушением зрения. Учитель-дефектолог Линке Лариса Альбертовна Учитель-дефектолог Родина Ирина Борисовна Если в дошкольном возрасте у ребенка выявлено снижение зрения, то это чаще всего врожденная патология (косоглазие, астигматизм). Гораздо реже бывает рано приобретенное, так называемая «дошкольная близорукость», связанная со зрительной нагрузкой. Проблемы врожденной патологии можно и нужно устранять в раннем возрасте – об этом родителям должен сообщить окулист на первом же осмотре, который проводится в возрасте до года или при последующих плановых проверках зрения дошкольников. Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушением зрения в виде организации коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности и особенности психофизического развития, а так же этап лечения ребенка. Необходимость оказания дошкольникам коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к созданию сети коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Основной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушениями зрения к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий. Такие мероприятия очень важны для детей имеющих сложную структуру дефекта и детей-инвалидов. У некоторых детей наряду со зрительными нарушениями могут наблюдаться нарушения интеллектуального характера, речевые отклонения, психические и неврологические нарушения, особенности в опорно-двигательной системе – это приводит к необходимости создания для таких детей индивидуального образовательного маршрута, позволяющего адаптировать коррекционную программу с учетом особенностей каждого ребенка и подготовить детей для дальнейшего этапа обучения. Для детей посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения IV вида, разработана программа, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку ребенка к обучению в школе. Одновременно с общеобразовательным процессом тифлопедагогами осуществляется специальная коррекционно-развивающая работа по следующим разделам программы: · «Развитие зрительного восприятия» У детей расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают скорость и полноту зрительного обследования, формируют зрительно-двигательные умения, обследовать планомерно и целенаправленно предметы, формирование системы сенсорных эталонов с помощью которых осуществляется точность, дифференцированность, осмысленность восприятия окружающего. Осуществляется работа по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы. · «Ориентировка в пространстве» Решаются следующие задачи развития: умение ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»; развитие полисенсорного восприятия пространства и расположенных в нем предметов; ориентировка в микро –макропространстве; «чтение» схем и планов; обучение обозначать в речи пространственные отношения и направления пространства. Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве. · «Социально- бытовая ориентировка» В задачи этого раздела программы входит: знакомство детей с предметными представлениями, с использованием всех сенсорных функций ребенка (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знакомство и обогащение знаний о труде взрослых; развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения; формирование знаний о явлениях общественной жизни, о стране, в которой они живут, о культурном наследии, о природе и др.; формирование у детей представлений о самом ребенке и окружающих людях. · «Развитие осязания и мелкой моторики» Задачи этого раздела: 1. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук; обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами; обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений; ориентирование на микроплоскости с помощью осязания; приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком. 2. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности. Для этого используются разные виды деятельности: конструирование из различных конструкторов, лепка, игры с мозаикой, работа с бумагой, палочками, обучение элементам рисования. Вся коррекционно-развивающая работа в специализированном детском саду направлена на обучение детей правильно использовать неполноценное зрение там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korrektsionnaya_rabota.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Значение коррекционно-развивающей работы

Значение коррекционно-развивающей работы в специализированном детском саду для дошкольников с нарушением зрения. Учитель-дефектолог Линке Лариса Альбертовна Учитель-дефектолог Родина Ирина Борисовна Если в дошкольном возрасте у ребенка выявлено снижение зрения, то это чаще всего врожденная патология (косоглазие, астигматизм). Гораздо реже бывает рано приобретенное, так называемая «дошкольная близорукость», связанная со зрительной нагрузкой. Проблемы врожденной патологии можно и нужно устранять в раннем возрасте – об этом родителям должен сообщить окулист на первом же осмотре, который проводится в возрасте до года или при последующих плановых проверках зрения дошкольников. Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушением зрения в виде организации коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности и особенности психофизического развития, а так же этап лечения ребенка. Необходимость оказания дошкольникам коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к созданию сети коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Основной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушениями зрения к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий. Такие мероприятия очень важны для детей имеющих сложную структуру дефекта и детей-инвалидов. У некоторых детей наряду со зрительными нарушениями могут наблюдаться нарушения интеллектуального характера, речевые отклонения, психические и неврологические нарушения, особенности в опорно-двигательной системе – это приводит к необходимости создания для таких детей индивидуального образовательного маршрута, позволяющего адаптировать коррекционную программу с учетом особенностей каждого ребенка и подготовить детей для дальнейшего этапа обучения. Для детей посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения IV вида, разработана программа, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку ребенка к обучению в школе. Одновременно с общеобразовательным процессом тифлопедагогами осуществляется специальная коррекционно-развивающая работа по следующим разделам программы: · «Развитие зрительного восприятия» У детей расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности, развивают скорость и полноту зрительного обследования, формируют зрительно-двигательные умения, обследовать планомерно и целенаправленно предметы, формирование системы сенсорных эталонов с помощью которых осуществляется точность, дифференцированность, осмысленность восприятия окружающего. Осуществляется работа по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы. · «Ориентировка в пространстве» Решаются следующие задачи развития: умение ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»; развитие полисенсорного восприятия пространства и расположенных в нем предметов; ориентировка в микро –макропространстве; «чтение» схем и планов; обучение обозначать в речи пространственные отношения и направления пространства. Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве. · «Социально- бытовая ориентировка» В задачи этого раздела программы входит: знакомство детей с предметными представлениями, с использованием всех сенсорных функций ребенка (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знакомство и обогащение знаний о труде взрослых; развитие ориентировки на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения; формирование знаний о явлениях общественной жизни, о стране, в которой они живут, о культурном наследии, о природе и др.; формирование у детей представлений о самом ребенке и окружающих людях. · «Развитие осязания и мелкой моторики» Задачи этого раздела: 1. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук; обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами; обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений; ориентирование на микроплоскости с помощью осязания; приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком. 2. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности. Для этого используются разные виды деятельности: конструирование из различных конструкторов, лепка, игры с мозаикой, работа с бумагой, палочками, обучение элементам рисования. Вся коррекционно-развивающая работа в специализированном детском саду направлена на обучение детей правильно использовать неполноценное зрение там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

« ЗНАЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...