Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного развития воспитанников 2019-2020 учебного года
материал по коррекционной педагогике

Воробьева Наталья Леонидовна

Мониторинг по результатам эмоционально- личностного и познавательного  развития воспитанников   2019-2020 учебного года 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monit_i_p-g_2019-20.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»

МОНИТОРИНГ

по результатам эмоционально- личностного и познавательного

развития воспитанников

 за первое полугодие 2019-2020 учебного года

педагога - психолога

Воробьевой Натальи Леонидовны

МОНИТОРИНГ

по результатам эмоционально- личностного и познавательного

развития воспитанников

 за первое полугодие 2019-2020 учебного года

Сроки проведения: октябрь, январь 2019-2020  год

Диагност: педагог-психолог Воробьева Н.Л.

Психолого-педагогический инструментарий:

Направление

Критерии

Диагностический инструментарий

Сроки

Ответственный

Оценка эмоционально-личностного развития

  1. Оценка эмоционального состояния

2.Изучению эмоционального благополучия

3. Изучение уровня тревожности детей

4. Изучение самооценки ребенка

«Паровозик» С.В.Велиева

«Раскрась фигуры»

Дремина И.Е.

«Тест тревожности» Р.Тэммпл и М.Дорки

 «Лесенка»

В.Г.Щур, С.Г. Якобсон

Октябрь-январь

Педагог-психолог

Оценка общего уровня умственного развития детей

1.Уровень НПР

2. Уровень развития психолого-педагогических познавательных процессов

«Диагностика нервно-психического развития детей»  

Н.М. Аксарина,

Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора

«Диагностика умственного развития» Венгер Л.А.

«Диагностика познавательного развития детей»

Е.А. Стребелева

Октябрь-январь

Октябрь- январь

Педагог-психолог

Результаты нервно-психического развития детей

группы общеразвивающей направленности в возрасте  с 1,5-3 лет

группа 1 младшая

Воспитатели:

Количество детей: 21

Год

Группа НПР

I группа

II группа

III группа

IV группа

2019год

Начало года

4чел. – 19%

 6 чел.-29%

8 чел -38%

3 чел – 14%

2020 год

промежуточный

3чел. – 14%

4 чел. – 19%

9 чел. – 43%

5 чел. – 24%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы общеразвивающей направленности в возрасте с  3-4  лет

2 младшая группа А

Воспитатели:

      Количество детей: 23

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

3 чел – 13%

4чел – 17%

3 чел -13%

4 чел – 17%

Средний

14 чел – 61%

15 чел – 66%

13чел– 57%

15 чел – 66%

Низкий

6 чел  - 26%

4чел. – 17%

7 чел -30%

4 чел – 17%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей  направленности в возрасте с 3-4 лет

2 младшая группа Б

Воспитатели:

Количество детей: 23

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

4 чел-17%

4 чел – 17%

4 чел-17%

4 чел – 17%

Средний

15 чел-66%

16 чел – 70%

13 чел-57%

15 чел – 66%

Низкий

4 чел-17%

 3чел – 13%

6 чел-26%

4чел – 17%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с  4-5  лет

средняя группа  А

Воспитатели:

Количество детей: 23

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

3 чел – 13%

4чел – 17%

3 чел -13%

4 чел – 17%

Средний

14 чел – 61%

15 чел – 66%

13чел– 57%

15 чел – 66%

Низкий

6 чел  - 26%

4чел. – 17%

7 чел -30%

4 чел – 17%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с 4-5 лет

средняя «Б»  группа

Воспитатели:

Количество детей: 22

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

5 чел-22,5%

5 чел-22,5%

5 чел-22,5%

6 чел – 27%

Средний

12 чел-55%

14 чел – 64%

12 чел-55%

12 чел – 55%

Низкий

5 чел-22,5%

3чел – 13,5%

5 чел-22,5%

4 чел – 18%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы общеразвивающей направленности в возрасте с 5-6  лет

старшая группа А

Воспитатели:

Количество детей: 22

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

4 чел-18%

5 чел – 22,5%

 3чел- 13,5%

5 чел – 22,5%

Средний

13 чел-58,5%

14чел – 64%

11 чел-49,5%

11 чел – 49,5%

Низкий

5 чел-22,5%

3 чел – 13,5%

8 чел-36%

6 чел – 27%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с 5-6 лет

с использованием технологии М. Монтессори (старшая)

Воспитатели:

Количество детей: 22

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

 3чел- 13,5%

5 чел – 22,5%

4 чел-18%

5 чел – 22,5%

Средний

13 чел-58,5%

12 чел – 55%

13 чел-58,5%

14чел – 64%

Низкий

6 чел-27%

5 чел – 22,5%

5 чел-22,5%

3 чел – 13,5%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с 6-7 лет

подготовительная группа А

Воспитатели:

Количество детей: 21

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

4 чел-19%

6 чел – 28%

4 чел-19%

6 чел -28%

Средний

13чел-62%

12 чел -58%

12 чел-58%

11 чел - 53%

Низкий

4чел -19%

3чел – 14%

5 чел-24%

4 чел -19%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с 5-6, 6-7лет

старшая -подготовительная группа Б

Воспитатели:

Количество детей: 24

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

4 чел-16%

5 чел – 20%

4 чел-16%

6 чел 24%

Средний

16 чел- 68%

15 чел – 64%

15 чел-64%

14 чел – 60%

Низкий

4 чел- 16%

4 чел - 16

5 чел-20%

4 чел – 16%

Сравнительные результаты формирования эмоционально-личностной и познавательной сферы

группы компенсирующей направленности в возрасте с 5-6, 6-7 лет

старшая – подготовительная группаА

Воспитатели:

Количество детей: 25

Уровни

Познавательное развитие

Эмоционально-

личностное развитие

Начало года

Промежуточн.

Начало года

Промежуточн.

Высокий

4 чел-16%

5 чел -20%

5 чел-20%

7 чел – 28%

Средний

14чел-56%

14 чел -56%

15 чел-60%

14 чел – 56%

Низкий

7 чел-28%

6 чел -24%

5 чел-20%

4 чел – 16%

Анализ

Цели и задачи реализации основной образовательной  Программы:

– развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;

 – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

В соответствии с программой развития ДОУ, образовательной программой, на основе результатов комплексного изучения развития детей, их психофизиологического состояния определена цель деятельности педагога-психолога:

 

  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, И СОДЕЙСТВИЕ ИХ ПОЛНОЦЕННОМУ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ  РАЗВИТИЮ.

 

Задачи педагога-психолога:

- Способствовать полноценному познавательному и личностному развитию воспитанников, сохранению их психологического здоровья посредством скоординированного комплексного воздействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

- содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

-         Создание условий, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

- Способствовать внедрению нетрадиционных форм работы с родителями в рамках программы социального партнерства ДОУ и семьи.

Работа педагога психолога строилась по следующим направлениям: 

психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, организационно - методическое направление.

Результаты мониторинга за первое полугодие 2019-2020 года свидетельствуют:

Адаптация воспитанников, поступивших в ДОУ в 2019-2020 учебном году, соответствует средней степени тяжести, что соответствует особенностям адаптационного периода детей.

Анализ нервно-психического развития детей раннего возраста:

Первая группа –дети действуют хаотично, вторая группа -  дети, которые не все задания выполняют самостоятельно, с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов, не понимают инструкцию, действуют хаотично.

Третья группа -  дети заинтересовано сотрудничали со взрослым, принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся их выполнить, проявляют заинтересованность к деятельности, охотно взаимодействуют с педагогом.  

Четвертая группа  - дети с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что особое внимание следует уделить развитию познавательных процессов (отставание в один эпикризный срок) и речевому развитию (отставание в два эпикризных срока). Бытовые навыки и физическое развитие соответствуют норме. Социально-эмоциональное развитие отстает в один эпикризный срок.

Мониторинг эмоционально-личностного и познавательного развития детей дошкольного возраста показывает положительную динамику в развитии познавательных психических процессов и   формировании эмоционально-личностной сферы.

Результаты анализа мониторинга свидетельствуют, что средний уровень познавательного развития воспитанников детского сада соответствует уровню выше среднего и составляет 68,2 %. У детей отмечается достаточная познавательная активность, они имеют богатый кругозор. Имеют соответствующие возрасту пространственно-временные представления: знают времена года и их признаки, ориентируются в последовательности времен и  частей суток. Внимание детей достаточно устойчивое, что позволяет им усваивать программный материал в полном объеме. Формирование процесса памяти  у  детей  свидетельствует  о  своеобразии  развития,  как  образной, так  и  словесной  памяти. Анализ результатов показывает высокий уровень развития зрительной памяти – 41% детей. Это дети, которые запоминают весь или почти весь объем запоминаемого материала, сохраняют последовательность запоминаемого материала, запоминают быстро и надолго.  В формировании мыслительной деятельности дети успешно владеют мыслительными операциями: знают обобщающие слова,  сравнивают предметов и выполняют исключения, устанавливают причинно-следственные связи самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. У части детей мелкая моторика развита  не достаточно: движения не скоординированы, резкие, угловатые. Незначительные нарушения в развитии мелкой моторики свидетельствуют о необходимости внедрения более эффективных современных технологий и комплексной системы работы педагогов в данном направлении. Работоспособность детей в пределах возрастной нормы: быстро и легко усваиваю инструкции. Способны самостоятельно избрать правильный способ работы. Быстро переключаются на новый вид работы в новых условиях. Общий темп работы достаточно высок. Сформированность эмоционально-волевой и мотивационной сферы позволяют детям сделать правильный выбор решения из нескольких возможных вариантов.

        У детей с низким уровнем развития 7% отмечено  низкое развитие внимания. Наблюдается  маленький  объем  памяти, отмечаются  трудности  запоминания  и  удержания  информации. Продуктивность  запоминания  наглядного  материала  несколько  выше, чем  словесного. На  продуктивность  запоминания  значительное  влияние  оказывает  быстро  наступающая  утомляемость. При  воспроизведении  информации  отмечаются  упрощения  ее, фрагментарность. Затруднения отмечены в развитии такого мыслительного процесса как сравнение понятий, а так же ознакомление детей с противоположными понятиями  (утро-вечер; сухой-мокрый; узкий-широкий), установление причинно-следственных связей, также наблюдается  склонность  к  привычным, стереотипным  способам  решения задач  без  учета  условий, отмечается  низкий кругозор и осведомленность в окружающем.

У детей с низким уровнем развития наблюдается низкая умственная работоспособность и высокая утомляемость. Для этих детей необходимо четкое соблюдение режима дня и контроль за чередованием видов деятельности требующих умственной нагрузки.

Изучение развития восприятия (сформированности  цвета, формы, величины, пространства, восприятие целостного образа предмета) свидетельствует о достаточно высоком уровне развития восприятия, то есть дети, которые успешно выделяют наиболее характерные  для данного предмета качества, составляют на их основе устойчивые образы и соотносят эти образы с эталонами окружающего мира. Также  у этих детей сформированы представления «сейчас» «вчера» «завтра», знают «названия» времен года, дней недели, их последовательность. Ориентируются в право-левой сторонах, т. е. ориентировка во времени и пространстве достаточно дифференцирована.

Особенностью  детей, которые  показали  низкий  уровень  развития  восприятия выступает  замедленность  процесса  восприятия  предметов, их  признаков  и  событий  окружающего  мира. Отмечается  фрагментарность  и  неустойчивость  воспринятого  образа. У них замечена  несформированность  словесного  обозначения  сенсорных  эталонов – необходима коррекционная работа.

Стоит отметить, что подготовка детей подготовительных групп к обучению в общеобразовательной школе составляет 98% детей готовых к обучению. 1 ребенок условно готов – относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети имеют правильное представление о школе, умеют делать правильные выводы и обобщения. Понимают учебное задание, но выполняют не всегда точно. При этом понимают свои ошибки и стремятся их исправить. Дети охотно общаются и признаны в коллективе сверстников. Однако, у части детей выявлено недостаточное развитие связной речи, при составлении рассказов по картинкам требуется небольшая помощь взрослого, словарный запас снижен.

На основе полученных результатов познавательного, эмоционально-личностного развития и формирования социализации  в начале учебного года была определена коррекционно-развивающая работа с детьми в соответствии с рабочей учебной программой.

Занятия адаптивно-психологической направленности проходили на протяжении двухнедель . Основная цель этих занятий помочь детям адаптироваться к условиям детского сада после проведенного летнего отдыха и при переходе из одной возрастной группы в другую. Этот блок состоит из четырех занятий и проводился в период диагностических мероприятий с детьми. Они являются адаптационными для всех детей ДОУ.  

Тематическое планирование коррекционно-развивающего блока направлено на эмоциональное и познавательное  развитие детей испытывающих трудности в эмоционально-личностной сфере, и является логическим продолжением первой. Большое внимание в этом блоке уделено релаксации, которая стабилизирует эмоциональное состояние детей, уравновешивает процессы возбуждения и торможения.

Коррекционно-развивающая работа начинается с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению и завершения первого этапа диагностики и представляет собой целостную систему с четко выделенными целями и структурой построения занятий. Примерный календарно-тематический план их проведения составлен с учетом различных времен года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.

Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а так же определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).

В каждое занятие включены упражнения на дыхание, основанные на здоровьесберегающей технологии БОС -  «Воздушный шарик», Мыльные пузыри»и т. д.

В рамках осуществления психологического просвещения и консультативной работы были определены часы проведения индивидуального консультирования для родителей и педагогов. За период с сентября2019 года по январь 2020 года было проведено 25 консультаций с родителями, организованы выступления на групповых родительских собраниях, подготовлены памятки и буклеты по организации взаимодействия родителей с детьми, представлены практические приемы организации игровой и развивающей деятельности родителей с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты мониторинга освоения ООП обучающимися МБДОУ «Детский сад №21» 2017-2018 учебного года

Результаты освоения ООП обучающихся разных возрастных групп детского сада  2017-2018 учебного года....

Результаты мониторинга освоения ООП обучающимися МБДОУ «Детский сад №21» 2018-2019 учебного года

В материалах приводится вариант офомления результатов мониторинга осовения ООП в ДОУ по образователным областям...

Мониторинг во второй младшей группе № 6 «Белочки» на 2019-2020 учебный год

Мониторинг во второй младшей группе № 6 «Белочки» на 2019-2020 учебный год...

Мониторинг педагогического процесса по образовательным областям развития на 2019-2020 учебный год

Диагностика педагогического процесса в средней группе  на 2019 – 2020 учебный год...

Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного развития воспитанников за 2020-2021 учебный год

Мониторинг по результатам эмоционально-личностного и познавательного  развития воспитанников  за 2020-2021 учебный год...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми средней группы планируемых результатов освоения основной образовательной программы за 2019-2020 учебный год.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 4-5 лет планируемых итоговых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у...