Особенности экспериментальной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Корикова Надежда Николаевна

Данный материал будет полезен для воспитателей, специалистов и родителей, которые работают с детьми среднего возраста с ТНР. Презентация содержит цели и задачи экспериментальной деятельности, содержание центра экспериментирования, категории экспериментов, перечень тем для экспериментирования, игры с песком, водой и крупами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        1 слайд Особенности экспериментальной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

 2 слайды «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук» М.М. Кольцова

3 слайд Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Доказано, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.

 Процесс обучения детей с нарушениями речи совмещает сразу несколько функций: образовательную, развивающую, коррекционную и воспитательную.

Нарушения речи детей  обычно сопровождают и другими особенностями:

- слабая концентрации внимания;

- снижение вербальной памяти;

- уменьшение скорости мыслительных операций;

- отставание в развитии мелкой моторики;

- трудности при выполнении словесных инструкций.

        4 слайд

  • детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка;
  •  стимулирует познавательно - речевую активность;
  • позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

        Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе.

        5 слайд  Таким образом, мы ставим перед собой следующую цель и задачи:

Цель экспериментальной деятельности: расширение познавательной деятельности и разработка навыков удерживания внимания. Познание пространства через все органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые рецепторы.

Задачи экспериментальной деятельности:

- изучение пространства вокруг ребёнка;

- формирование понятий о физических явлениях;

- познание свойств различных веществ;

- расширение навыков использования тех или иных предметов во время постановки опытов;

- помочь ребёнку сформировать выводы, что существенно обогащает словарный запас.

        6 слайд Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.),  активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего занятия. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте. Экспериментирование позволяет ответить на многие детские вопросы, зарождает интерес к познавательной деятельности, пробуждает внутреннего исследователя. Ребёнок не остаётся наедине со своими вопросами, педагог всегда находится рядом и в нужный момент направляет интерес ребёнка при помощи наводящих вопросов: «Что ты сейчас делаешь? Что ты хочешь получить? Что для этого понадобиться?» При эксперименте важен сам процесс, а не результат. Все открытия происходят во время процесса.

        7 слайд  Все эксперименты содержат три блока:

Образовательная часть, где поясняются основные понятия и неизвестные слова.

Совместная деятельность с детьми, где изучается техника выполнения эксперимента.

Самостоятельная работа детей. В этой части дети озвучивают версии происходящего, задают вопросы и делают выводы.        

 8 слайд  В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет  многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

        9 слайд Применяются эксперименты разных категорий:

1. Физические опыты: изучение свойств воды, действия магнита, свет, звук.

2. Изучение растений: строение, условия выживания, размножение, сезонная жизнь растений.

3. Случайные, которые происходили во время прогулки или когда внимание ребёнка останавливалось на новых свойствах предмета. Ребёнку не предлагают ответ на вопрос, он наблюдает и делает выводы.

4. Запланированные. Те, которые содержат все этапы эксперимента: планирование, постановка цели, изучение вопроса, выводы.

5. Однократные, многократные, цикличные:

- эксперименты в саду;

- наблюдения за природными явлениями;

- изучение космических объектов.

10 слайд Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

10 слайд В нашей   группе оборудован  уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

• Природный материал, собранный совместно с детьми и родителями (камешки, глина, земля, торф, песок, ракушки, перья, шишки, каштаны, спилы деревьев и т.д.);

• Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

• Разные виды бумаги, пластилин;

• Красители пищевые и не пищевые;

• Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);

• Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

• Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи).

• Детские фартуки;

• Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

• Карты - схемы проведения опытов

11 слайд  Один раз в неделю (по вторникам во вторую половину дня) с группой детей проводится занятие  «Играем в учёных!» Предварительно составили перечень тем по экспериментированию, которые совпадают с лексическими темами, подобрали игры с песком, водой и сыпучими материалами.

        12 - 13 слайды Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.  Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

        14 слайд  Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Данные игры имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

15 слайд В настоящее время существует много способов развития мелкой моторики, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные. Один из таких способов – игры с крупами. Такие занятия доставляют малышам большое удовольствие. Кроме того, крупы вполне доступный материал для работы.

        16 слайд  Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

        17 слайд Не менее интересны эксперименты с воздухом, который удовлетворяют детское любопытство и объяснят законы природы на доступном для малышей языке.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности экспериментальной деятельности для детей с тяжёлым нарушением речи Подготовила воспитатель Корикова Н.Н .

Слайд 3

Особенности детей с нарушениями речи слабая концентрации внимания; снижение вербальной памяти; уменьшение скорости мыслительных операций; отставание в развитии мелкой моторики; трудности при выполнении словесных инструкций.

Слайд 4

Значение экспериментирования для дошкольников с ТНР детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка; стимулиру­ет познавательно - речевую активность; позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. ,

Слайд 5

Цель экспериментальной деятельности у детей с нарушением речи: расширение познавательной деятельности и разработка навыков удерживания внимания. Познание пространства через все органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые рецепторы . Задачи экспериментальной деятельности: изучение пространства вокруг ребёнка; формирование понятий о физических явлениях; познание свойств различных веществ; расширение навыков использования тех или иных предметов во время постановки опытов; помочь ребёнку сформировать выводы, что существенно обогащает словарный запас.

Слайд 6

Связь с другими видами деятельности Изобразительная деятельность; Формирование элементарных математических представлений; Поисковая деятельность; Труд; Музыкальное и физическое воспитание Положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка Развитие творческих способностей; Укрепление здоровья

Слайд 7

Эксперимент Образовательная часть, где поясняются основные понятия и неизвестные слова. Совместная деятельность с детьми, где изучается техника выполнения эксперимента. Самостоятельная работа детей. В этой части дети озвучивают версии происходящего, задают вопросы и делают выводы.

Слайд 8

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет многоуровневый эксперимент : физический : учится управлять своим телом и отдельными органами; природоведческий : знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире; социальный : запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции; лингвистический : занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами; личностный : узнает свои личные возможности; волевой : запоминает, как он сам может влиять на других людей; поведенческий : моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Слайд 9

Категории экспериментов Физические опыты : изучение свойств воды, песка, воздуха, бумаги, ткани, металла, камней, действия магнита, свет, звук; Изучение растений : строение, условия выживания, размножение, сезонная жизнь растений; Случайные, которые происходили во время прогулки или когда внимание ребёнка останавливалось на новых свойствах предмета. Ребёнку не предлагают ответ на вопрос, он наблюдает и делает выводы; Запланированные . Те, которые содержат все этапы эксперимента: планирование, постановка цели, изучение вопроса, выводы; Однократные, многократные, цикличные: - эксперименты в саду; - наблюдения за природными явлениями; - изучение космических объектов.

Слайд 10

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы; Природный материал, собранный совместно с детьми и родителями (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, скорлупки от грецких орехов, мох); Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.); Разные виды бумаги, пластилин; Красители пищевые и не пищевые; Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.); Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.); Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито, свечи). Детские фартуки; Полотенца , тряпочки, щетка и совок; Схемы проведения опытов; Календари наблюдений за погодой, ростом растений (старший возраст)

Слайд 11

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Сентябрь *Песок бывает разный. Песочные часы ! «Свет вокруг нас» ! «Путешествие с капелькой» ! «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели» ! «У воды нет запаха» Октябрь ! «Пейте куклы вкусный сок» ! «Как вода смешивается с разными веществами» ! « Какого цвета вода?» ! «Воздух легче воды» Ноябрь ! «Бумага, ее качества и свойства» ! «Ткань, ее качества и свойства» ! «Древесина, ее качества и свойства» *«Вода изменяет форму» Декабрь ! «Делаем льдинки» ! «Кто улетит, а кто останется» «Почему птицы могут летать?» (Н/И. Кто как устроен» ! «Воздух в человеке» ! «Пенный замок» Январь Новогодние каникулы ! «Теневой театр» + «Как звери меняют шубку?» Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить» Февраль ! «Почему кораблики плывут» ! Действие магнита на металл: игра с магнитом» * «Как работает воздух» (оригами самолетики) ! «Как двигать скрепку без помощи рук» Март ! «Движение воздуха» * «Тает льдинка» + «Мех. Зачем зайчику другая шубка» ! «Где быстрее наступит весна» *«Нужна ли растению вода» Апрель *«Корни или листья» (посадка лука) ! «Из чего птицы строят гнезда?» ! «Сказка о камешке» Обследование камней: размер, вес, цвет !«Солнечные зайчики» Май ! «Почему все звучит?» ! «Рисование сухим песком» ! «Воздух в почве»

Слайд 12

ИГРЫ И ОПЫТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ «ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ», «ПЕННЫЙ ЗАМОК»

Слайд 13

« Почему кораблики плывут

Слайд 14

Игры с водой «Поймай рыбку» Переливание воды из кружки в кружку или через воронку «Самодельный водопад» «Уточки плавают» «Чистюли» и др.

Слайд 15

Опыты с водой Вода принимает форму сосуда Свойства ткани и бумаги

Слайд 16

Игры с крупами в сухом бассейне Пересыпание крупы в емкости с широким и узким горлышком «Пальчики купаются» «Сортировка круп» «Разложи по видам» «Аппликация из круп» «Найди предмет, какой назову» «Пальчики рисуют» «Рисование на крупе» и др.

Слайд 17

Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку» «Что я закапала в песок?» «Волшебные отпечатки на песке» «Во саду ли, в огороде» «Цветные заборчики» «Постройка домика для куклы» «Общим словом назови и запомни» и др.

Слайд 18

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ «Воздух не имеет веса» « Поймай воздух»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимуществ...

«Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Логопедагогику ориентирована на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные несформированностью,  недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, псих...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...

Методическая разработка по проекту экспериментальной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Тайны вулкана»

Актуальность:Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающ...