"Нетрадиционные игровые приёмы автоматизации звуков"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Использование нетрадиционных игровых приёмов автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_priyomy_avtomatizatsii_zvukov.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Нетрадиционные игровые приёмы
автоматизации звуков»
Учитель – логопед
Троицкая Л.В.
Когда звук поставлен, на очереди – этап автоматизации этих звуков сначала в слогах, затем в словах и речи. Успех этой работы зависит от активной позиции родителей, от правильно организованной совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей.
Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребёнка? Как увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать речевой материал.
В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребёнка – игра. Именно с её помощью и строится коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д.
Использование нетрадиционных технологий приобретает особую актуальность и значимость на сегодняшний день. Они вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность. Помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции в работе с детьми с ОВЗ.
Примеры игр и игровых упражнений с бросовым и природным материалом для автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах.
Игры с водой.
Называние звука, слога или слова с заданным звуком, при бросании предметов (пробок, шишек, камней) в ёмкость с водой или при доставании предметов из воды.
Называние дифференцируемых звуков, слогов или слов с заданными звуками, при бросании разных по тяжести предметов (пробок и камней) в ёмкость с водой. Например, при бросании легких предметов проговариваем звук Ш, тяжелых – звук Ж.
Игры на автоматизацию звуков с использованием камушков МАРЛБС.
«Четвёртый лишний». Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий.
«Бродилки и лабиринты». Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.
«Дорожки». Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки), к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно.
«Заполняй-ка». Для данного варианта игры нужно использовать объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.). Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно — можешь положить камушек, ошибся — камушек остаётся в контейнере.
Игры с сыпучими материалами.
Спрятать предмет (игрушку, пуговицу, желудь) в сыпучий материал (горох, фасоль, макароны, бобы) и произнести звук, слог или слово с заданным звуком.
Найти спрятанный предмет в сыпучем материале и произнести звук, слог или слово с заданным звуком.
Набирать сыпучий материал в ёмкость (ладонями, пальцами, ложками) и называть звук, слог или слово с заданным звуком.
Спрятать две отличающиеся группы предметов в сыпучий материал и произносить дифференцируемые звуки, слоги или слова с заданными звуками. Например, пряча колючие предметы (шишки) произносить звук Щ, а гладкие (желудь) – звук Ч.
Использовать можно разные материалы по весу, цвету, форме, величине, фактуре.
Песочная терапия.
Приемы и методы, которые особенно часто и плодотворно используется в практике.
Артикуляционные упражнения. Выполняя артикуляционные упражнения, одновременно выполнять движения пальчиками в песке.
Автоматизация звуков. Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно совершать соответствующие движения пальчиками в песке. ([Р] - спиральки на песке, [С] - насыпать горочку из песка, [Ш] - дорожка для змейки и др.).
Игра «Звуки на песке». Эту игру можно использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв. Логопед рисует на песке любой предмет на заданный звук, например, рыба – на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.
«Картинки под песком». В короб нужно положить цветные картинки с автоматизируемым звуком, сверху засыпать их песком. Ребенок должен сдуть песок с изображений с помощью трубочки и назвать картинки.
«Найди игрушку». Ребёнку предлагается с закрытыми глазами найти закопанные в песке игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук и назвать их.
В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования звукопроизношения и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы по формированию мелкой моторики. (Нетрадиционные игровые приёмы)
Презентация адресована учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям....
Семинар-практикум для педагогов: "Как сделать скучное интересным? Игровые приёмы автоматизации звуков"
К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук....
Игровые приёмы постановки звуков
При реализации логопедических задач специалисты опираются на ведущую деятельность, характерную в том или ином возрасте. На дошкольном этапе ведущей является - игровая деятельность. Поэтому игровые мод...
Игровые приёмы автоматизации звуков в словах, слогах, предложениях.
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество нагляд...
Консультация для воспитателей и родителей. Игры для развития речи Игровые приёмы автоматизации звуков.
Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими д...
Презентация "Нетрадиционные средства и приёмы автоматизации звуков"
Значение игровых приёмов в автоматизации звуков. Приёмы автоматизации изолированного звука, поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....
«Нетрадиционные средства и приёмы автоматизации звуков в работе с детьми»
Благодаря предлагаемым заданиям, процесс автоматизации звуков происходит более эффективно и интересно. Ниже перечисленные приемы способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям, но и разв...