Игротека сюжетно-ролевых игр
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)

Галюк Юлия Викторовна

игротека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx63.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека сюжетно-ролевых игр

месяц

Тема недели

Название игр

октябрь

Осень

«Собираемся на прогулку»…………………..1

Овощи, огород

«Дачники»………………………………………1

Сад, фрукты

«Фруктовое кафе»…………………………….4

Сад, огород

«Осенняя ярмарка»……………………………4

ноябрь

Домашние животные

«Домашние животные»………………………5

Домашние птицы

«На птичьем дворе»…………………………..6

Дикие животные

«Теремок»………………………………………6

Осень (обобщение)

«Осеннее путешествие в лес»…………………6

декабрь

Зима

«Одеваемся на зимнюю прогулку»…………7

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Магазин: Одежда»…………………………...8

Деревья

«Предъявите билет»…………………………...9

Новый год

«Семья: Новогодний праздник дома»……..9

январь

Каникулы

«Путешествие с Доктором Айболитом»…...10

Зимние забавы

«Пойдём кататься с горы»………………….10

Диагностика

«Почта» ………………………………………11

Зимние птицы

«Интервью»…………………………………..11

февраль

Дом. Мебель.

«Строители»………………………………….12

Дом. Посуда. Продукты.

«Магазин»……………………………………12

Защитники отечества

«Сюжетно-ролевые военизированные игры»13

Я и моя семья

«Семья»………………………………………….13

март

Весна. Мамин день

«Семья. Дочки-матери»………………………14

Мой город. Моя страна

«Путешествие по России. История игрушек»14

Виды транспорта. ПДД

«Водители»……………………………………..15

Профессии

«Парикмахерская»……………………………16

Весна. Перелётные птицы

«Интервью»……………………………………...11

апрель

Земля наш дом. Космос

«Полёт в космос»………………………………16

Весна. Цветы

«Поможем Зайчику ухаживать за цветком»17

Насекомые

«Весёлый муравейник»………………………17

Закрепление пройденных тем

«Столовая»……………………………………18

май

День победы

«Сюжетно-ролевые военизированные игры»13

Закрепление пройденных тем

«Поликлиника»………………………………18

Диагностика

«Большая стирка»…………………………….20

Здравствуй лето

«Отдых на природе»…………………………20

 

«Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

 

Сюжетно-ролевая игра «Дачники».

Цель: развивать социальные навыки детей.

Оборудование: муляжи овощей, плоскостные фигуры овощей, предметные картинки по теме овощи, алгоритм описания овощей, коллаж «Осень», атрибуты к игре «Магазин», настольно-печатные игры: «Аскорбинка и её друзья», «Кому что нужно?»

Предварительная работа:

  • Подбор литературы и иллюстративного материала.
  • Рассказывание и драматизация белорусской народной сказки «Пых».
  • Рассматривание картины «Ежи».
  • Беседа об овощах как об огородной культуре, уточнить представление о том, что такое овощи (знать, как растут овощи, где выращивают овощи, кто какие овощи любит, о полезных свойствах, что можно из них приготовить, как заготавливают на зиму).
  • Загадывание и отгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «У Лариски две редиски» и «Капуста».
  • Рисование на тему: «Ёж», «Овощи».
  • Лепка «Во саду ли, во огороде...», «Вот ёжик, ни головы, ни ножек».
  • Аппликация «Заюшкин огород».
  • Конструирование «Наша дача».

Ход игры:

Дети конструируют «Автобус» из стульев, готовятся к поездке.

Воспитатель: Куда вы отправляетесь, дети?

Дети: Мы ещё не решили.

Воспитатель: Давайте поедем на дачу.

В ходе беседы воспитатель выясняет, у кого есть дача, что они делают на даче, у кого есть огород, что растёт на огороде, как выращивают овощи. Помогает распределить роли водителя, кондуктора, пассажиров, вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Под песенку «Весёлые путешественники» дети отправляются в путь.

Они прибывают на дачу из атрибутов, подготовленных воспитателем. Воспитатель предлагает посадить огород (дети выстраивают грядки из дощечек). Воспитатель уточняет у детей, как надо сажать овощи.

Дети: Сначала надо вскопать землю, высадить рассаду, полить её.

Дети выкладывают муляжи овощей на дощечках (грядках) и называют овощи, которые они посадили.

Воспитатель: Что нужно, чтобы овощи хорошо росли?

Дети: Земля, вода, тепло, свет, уход.

Воспитатель: Какой богатый урожай вырос у нас на огороде! Что же мы можем сделать с ним?

Дети: Съесть сырыми, посолить, заквасить, сварить, пожарить.

Воспитатель: А излишки можно продать в магазине. Но как же нам доставить наш урожай в магазин? Кто же нам поможет?

Воспитатель предлагает детям стать шофёрами грузовиков. Дети собирают урожай и грузят в машины. Воспитатель помогает организовать игру «Овощной магазин». Шофёры привозят овощи в магазин. Дети распределяют роли продавца и покупателей. Продавцы раскладывают овощи на прилавках. В ходе игры воспитатель спрашивают у детей-покупателей, какие овощи они покупают, какого качества, по какой цене и спрашивает у продавца, можно ли доставить овощи на дом.

В конце игры воспитатель отмечает доброжелательное отношение детей к друг другу, подводит итоги.

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Цели: развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность.

Материалы: коробки из-под соков, муляжи тортов, муссов, желе, картинки с изображением банок с вареньем, джемом, повидлом или пластмассовые баночки с наклейками, папки с меню, игровое панно — караоке и др.

 

«Осенняя ярмарка»

Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Материалы, атрибуты, оборудование:

Прилавки, муляжи фруктов и овощей, корзина для покупок, кошелёк

Ход игры:

Воспитатель спрашивает, почему осень называют «щедрой». Ответы детей.

Проводится игра малой подвижности «Овощи-фрукты» (если называют овощ дети приседают, если фрукт — встают).

Воспитатель:

Нарядились все деревья

В красно-золотой наряд.

Ярмарка пришла к нам в группу,

Ей, конечно, каждый рад.

Дети берут муляжи овощей и фруктов и выставляют свой товар на прилавках. Ребенок должен так расписать свой товар, чтобы его захотелось купить. Ребенок-покупатель ведет диалог с продавцами, спрашивает цену, торгуется, отдает деньги, кладет покупку в корзину.

Воспитатель:

По рядам торговым ходим,

Да руками лишь разводим:

Красота! Что говорить!

Так и хочется купить!

А на ярмарке народ

И танцует, и поет.

Праздник, шум по всей станице!

Всюду радостные лица!

(проводится хороводная игра по выбору детей)

Сюжетно – ролевая игра «Домашние животные».

Цель: обогащать знания детей о домашних животных.

-развивать логическое мышления детей, т. е. учить обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.

-развивать память, речь детей.

Материал: картинки с домашними животными и их детенышей: кролик, лошадь, индюк, коза, свинья, овца, курица, кошка, корова, собака, утка.

Ход игры.

1. «Угадай, кто это? или Чья это мама?»

Детям раздаются картинки с изображением детенышей. Воспитатель читает загадку. Дети определяют, о каком животном идет речь. Тот, у кого детеныш данного животного, называет его, объясняя свой ответы.

2. «Запомни и назови»

Детям предлагается рассмотреть и запомнить несколько картинок. Затем картинки закрываются, а детям предлагается перечислить ранее увиденных животных.

3. «Найди общее».

Выбираются 2-3 картинки. Детям предлагается рассмотреть данных животныхи найти у них общие признаки (во внешнем виде, особенность поведения и т. д.)

4. «кто больше подберет признаков».

Выбирается любое животное. Играющие по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос «Какое это животное?» выигрывает тот, кто последний придумает признак.

5. «Кто спрятался».

Выставляются картинки, ребенок их запоминает. Затем детям предлагается закрыт глаза, а воспитатель одну картинку переворачивает. Открыв глаза, дети должны назвать «исчезнувшее животное».

«На птичьем дворе»

Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.

Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц).

«Теремок»

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают объигрывать сказку.

 

«Осеннее путешествие в лес»

Цель: учить детей познавать окружающий мир через игру. Брать на себя определённую роль и выполнять до логического конца.

Оборудование: игровой материал для с/р игры «Семья»: камин с дровами, телефон, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского; игровой материал для с/р игры: «Автобус»: шапка водителя, карточки-билеты, сумка кондуктора, аудиозапись «Сидим в автобусе» Железновых; игровой материал для с/р игры «Лес»: макеты деревьев, зверушки-игрушки, корзинки с угощениями для зверей, макет озера, удочки, рыбки на магнитах; игровой материал для с/р игры «Кафе»: скатерти, чайная посуда, сладости из флиса, фартуки, пальчиковый театр «Репка».

Ход игры.

1. Дети сидят на ковре у камина. Звучит музыка «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Идёт беседа об осени, её приметах, труде людей осенью, как укрепить здоровье в осенний период. Воспитатель с детьми проводит точечный массаж для укрепления здоровья. Воспитатель подводить детей к тому, что лучший отдых-это отдых на свежем воздухе.

2. Путешествие на автобусе. Путешествию предшествует беседа о видах транспорта. В игре выбирается водитель, кондуктор, контролёр. Дети приобретают билеты, проходят в автобус, мальчики пропускают вперёд девочек. Контролёр-воспитатель проверяет билеты (картинка на билете должна совпадать с картинкой на стуле.) Звучит музыка Железновых» Вот мы в автобусе сидим».

3. Прогулка в лесу. Дети рассматривают деревья, листики разбросанные на ковре.

« Ветер по небу гулял, ветер листики считал, Вот дубовый, вот кленовый, вот осиновый резной, Вот с берёзки золотой, вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку»

Д\игра» С какого дерева листочек?» П\игра» Салют из листиков.»

Встреча с зайцем. «Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы Уши выше головы» Дети угощают зайца морковкой, капустой.

П\игра «Зайка серенький сидит»

Встреча с волком. « Серый, зубастый по лесу рыщет, Телят, ягнят ищет» Дети угощают волка тушкой курицы-игрушки.

Игра-иммитация « Кто как кричит»

Встреча с мишкой.

« Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает» Медведь угощает детей калиной. П\игра «Вот мы к мишке подойдём»

Встреча с лисой. « Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый-краса, А зовут её … лиса» Д\игра «Налови рыбку для лисички» Используется макет озера, удочки, рыбки с магнитами.

Встреча с белкой. « Я весёлый зверёк-цок, цок, цок. Я пушистый зверёк- цок, цок, цок. Я красивый зверёк-цок, цок, цок. Очень ловкий зверёк-цок,цок, цок.» На слово «цок» дети стучат орешком об орешек.

Прощание с лесом. До свиданья, старый лес, Полон сказок и чудес! По тропинке мы гуляли, На полянке поскакали. Подружились мы с тобой, Нам пора уже домой.

4. Чаепитие в кафе.

Дети приезжают на автобусе в кафе «Придорожное». Выбирается повар, официанты. Накрываются столы скатертями, расставляется чайная посуда, официанты приносят сладости, фрукты из флиса, салфетки. Дети моют руки, вспоминают правила поведения за столом, рассаживаются за столы.

В конце чаепития дети показывают сказку «Репка.» используется пальчиковый театр.

 

 «Одеваемся на зимнюю прогулку»

Цель: Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), развитие воображения, развитие речи, развитие творческого мышления

Ход игры: 

Воспитатель: Посмотрите в окно на падающий снег, на людей. На улице стало холодно и все надели шапки, валенки, шубы. Дети некоторое время наблюдают за происходящим на улице.

Воспитатель: Ой, ребята, к нам кто-то стучится, пойду я посмотрю.

(Воспитатель вносит куклу.) Это кукла Таня, что-то она грустная. Давайте спросим почему.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Таня, почему ты такая грустная? Ребята, Таня не умеет одеваться, и поэтому она не может выйти на прогулку. Давайте мы её научим.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Он где-то спрятан, давайте его найдем.

(Дети с воспитателем ищут сундучок, находят и ставят на стол.)

Воспитатель открывает сундучок, внутри одежда.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Одежда.

Воспитатель выкладывает одежду и показывает её детям. Дети называют, что это за вещь. (Колготки, штаны, кофта, шапка, шарф, варежки, шуба.)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем кукле Тане, как мы одеваемся.

Дети: Давайте. Воспитатель: А теперь давайте поможем кукле Тане одеться на прогулку.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Соня, что мы оденем кукле первым? (Колготки.) Правильно,

молодец!

– Арина, что наденем потом? (Штаны.)

– Артем, а что мы надеваем после штанов? (Кофту.) Молодец, Артем.

– Настенька, а после кофты наденем шапку? (Да.)

– Даниил, после шапки наденем варежки? (Нет, надо надеть шубу.) Молодец,

Даниил.

– Костя, что ты оденешь кукле после шубы? (Валенки.) Правильно, Костя!

– Илья, а что мы наденем после валенок? (Шарф и варежки.) Молодец.

(Дети вместе с воспитателем одевают куклу по названной

последовательности.)

Воспитатель: Вот мы и одели куклу Таню на прогулку. Молодцы, ребята! А

теперь проводим куклу. До свидания, Таня!

«Магазин: Одежда».

Цель. Учить детей оформлять магазин «Одежда» – раскладывать знакомые предметы одежды на прилавке, развешивать на вешалки для белья, оформлять витрину.

Ход игры: Витрина, выполненная из пластика в уменьшенных размерах, предметы одежды для кукол, знакомые детям; касса – окошечко с надписью «касса», чеки – изображения предметов одежды на картоне, обтянутом плёнкой, вешалки для белья, небольшие куклы в нарядной праздничной одежде для витрины магазина.

– Костя, что ты оденешь кукле после шубы? (Валенки.) Правильно, Костя!

– Илья, а что мы наденем после валенок? (Шарф и варежки.) Молодец.

(Дети вместе с воспитателем одевают куклу по названной

последовательности.)

Воспитатель: Вот мы и одели куклу Таню на прогулку. Молодцы, ребята! А

теперь проводим куклу. До свидания, Таня!

«Предъявите билет»

Эта игра помогает закрепить знания о листьях. Для ее проведения приготовьте наборы разных листьев из плотной бумаги, например, липы, клена, дуба. Прежде всего нужно изготовить листья растений, которые растут на вашей территории, в вашем населенном пункте.

Предложите детям построить поезд из стульев, крупных кубов или модулей (один вагон — это ряд стульев или кубов, к спинкам или граням которых прикреплены разные листья). Каждый ребенок получает один листок. Все участники ждут поезд, который по пути следования проезжает станции, названные «в честь» разных деревьев: «Дубки», «Липовая аллея», «Кленовая аллея», «Ельник» и т.п. Поезд отправляется по команде ребенка-машиниста. По пути ребенок-проводник объявляет остановки и проверяет билеты (листья) у входящих. Когда состав прибывает на станцию «Липовая аллея», пассажирами становятся только дети с листьями липы. На станции «Ясенево» входят ребята с листьями ясеня и т.п. Кондуктор проверяет правильность определения растений. Затем ребенок-пассажир ищет стулья (кубы), на которых прикреплены такие же листочки, и занимает свое место.

Чтобы усложнить задание, можно сделать листья одного и того же дерева разными по величине, окраске и т.п. В этом случае участник игры будет выбирать стул с закрепленным листом, точно соответствующим его билету.

Еще вариант: наибольший лист прикрепляется к самому большому кубу, наименьший — к самому маленькому.

На прогулке, на экскурсии можно играть в более простой вариант: дети берут по одному листу и становятся друг за другом. Проводник, как и в предыдущем варианте, объявляет остановки, на которых выходят пассажиры с определённым типом листьев.

 

«Семья: Новогодний праздник дома».

Цель. Продолжать учить детей играть вместе со взрослыми и детьми в конструктивные игры со знакомой сюжетной линией, изготавливать для этих игр (с помощью взрослого) простые игрушки, машинки, украшения. Продолжать учить детей располагать атрибуты игры в игровом уголке; адекватно, в соответствии с функциональным назначением использовать простые игрушки и предметы-заместители. Продолжать формировать у детей представления об отражаемой области действительности, пригодные для игры. Продолжать учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней: мама, папа, дочь (сын). Продолжать учить детей воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий: папа и мама украшают елку, готовят подарки, мама и дочь (сын) накрывают праздничный стол. Создать детям радостное, праздничное настроение. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Материал. Игрушечная елка, елочные украшения, елочные игрушки, сделанные руками детей. Костюм Деда Мороза для взрослого, мешок с «подарками». Набор детской чайной посуды, угощения: «конфеты», «печенье», муляжи фруктов.

 «Путешествие с Доктором Айболитом»

Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определённой последовательности: осмотр , послушать  трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками; развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия.

Ход игры:

В-ль: Дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да).

В-ль: Ой, а это кто к нам пришёл? (Ответы детей). Правильно, это же добрый

доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнёмся. (Обращается к Айболиту). Доктор Айболит, а что случилось?

Д.А.: Кукла Маша заболела,

 Кашу манную не ела,

 Надо Машу полечить,

 Спать в кроватку уложить.

В-ль.: Ой, жалко Машу, она заболела.

Д.А.: А чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где - то оставил.

В-ль: Надо помочь Д.А. вылечить Машу, давайте пойдём в детский сад и там его поищем. (Преодолеваем препятствия ручеёк, камушки и т.д.) А вот и твой волшебный чемоданчик.

В-ль: Доктор Айболит ты устал, посиди, отдохни. Теперь я буду врачом, а ты посиди вместе с детьми, посмотри, как я буду лечить Машу. (Одевает шапочку и халат).

В-ль: Здравствуй, кукла Маша. (побуждаю детей здороваться). Нам сообщили, что ты заболела. Маша мы тебя вылечим. А что же у нас лежит в волшебном чемоданчике? Давайте посмотрим.

В-ль: Сейчас я измерю температуру градусником. Чем я измеряю температуру? (Градусником). Посмотрю горлышко шпателем. Полина, чем я посмотрю горлышко? (Шпателем). Послушаю трубочкой, как бьётся сердечко. Илья, чем я слушаю Машу? (Трубочкой). Маша, надо громко дышать (дышите, не дышите), а дети тебе помогают.

В-ль: Надо кукле Маше дать таблетку и водичку, чтобы запить таблетку. Альбина, что я дала Маше? (Таблетку и водичку). Положим ее в кроватку, пусть спит.

В-ль: Дети, а вы хотите стать докторами и лечить кукол? (Ответы детей).

В-ль: Раз, два покрутись, в докторов превратись.

«Пойдем кататься с горы»

Цель: Развивать игру, в которой прослеживается несложный сюжет. Учить

распределять роли, согласовывать действия друг с другом, Закреплять

умение называть и одевать зимнюю одежду. Воспитывать эмоциональную

отзывчивость, добрые чувства друг к другу.

Ход игры: 1. Сюрпризно – игровой момент: пришла в гости кукла Катя, которая приглашает всех кататься с горы.

2. Сюжет № 1 «Собираемся на гору».

Воспитатель: «Ребята, а что же мы оденем?»

Игровое задание детям:

Собираем куклу Катю на прогулку (что мы оденем сначала, а что потом…)

Воспитатель: «Что мы возьмем с собой на горку, чтобы кататься?..

Правильно, санки!»

3. Сюжет № 2 «Все поехали на гору».

Воспитатель: «Ребята, а на гору мы поедем на машине».

Имитация «Едем на машине».

Игровое задание детям:

1 ребенок выполняет роль водителя, остальные – пассажиры.

3. Сюжет № 3 «Катаемся с горы».

Игровое задание детям:

Каждый ребенок катает куклу Катю с горки.

4. Сюжет № 4 «Возвращение в детский сад. Чаепитие».

«Почта»

 Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.

• Ознакомить с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.

• Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

Создание проблемной ситуации

 • Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Сюжетно-ролевая игра «Интервью»

Тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: Закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: “Мир животных и растений”, “Книга знаний”.

Правила поведения: Задавать свой вопрос можно только после того, как ведущий предложит задать вопрос (представиться, задать вопрос из интересующей вас области, поблагодарить за ответ).

Игровые действия: В аудитории (групповой комнате) группа журналистов, за столом орнитологи – учёные, которые изучают жизнь птиц. Участники игры представляются и задают свои вопросы. “Учёный”, которому задан вопрос, отвечает на него. В случае затруднения он может заглянуть в свой компьютер или энциклопедическую литературу. Если ответ не удовлетворит “журналиста”, он может задать уточняющие вопросы.

Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.

Ход игры: Ведущий сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т.е. теми, кто будет задавать вопросы. Ведущий знакомит детей с правилами игры. Итак, начинаем игру.

– «Здравствуйте уважаемые ребята, сегодня мы с Вами находимся в студии программы «Хочу всё знать!». Сегодня мы поговорим о птицах. У нас в гостях учёные - орнитологи, это учёные, которые многое знают о жизни птиц и хотят своими знаниями поделиться с Вами.

Представляю вам первого гостя нашей программы - Екатерина Владимировна. Второй участник нашей программы – Матвей Дмитриевич. Уважаемые журналисты и гости студии, чтобы получить подробный ответ на интересующий вас вопрос, Вы должны представиться и задать вопрос правильно. Итак, начинаем!

Орнитологи представляются и просят журналистов задавать свои вопросы.

1.     «Здравствуйте, корреспондент журнала «Радуга» И.Ф. ребёнка». «Скажите, пожалуйста, чем питается дятел?» «Спасибо».

Уважаемые гости студии, Вы тоже можете задать свой вопрос нашим сегодняшним экспертам по птицам.

Зрители задают вопросы, а орнитологи отвечают на вопросы.

В заключение игры ведущий, учёные и журналисты благодарят друг друга.

Рефлексия: Ребята вам понравилось быть в роли журналистов? А в роли учёных? Хотели бы вы стать журналистами, операторами, известными людьми?

«Строители»

 Цель: Закрепить представления о содержании труда рабочих строительных специальностей; развивать конструкторские навыки, умение договариваться при сооружении совместной постройки

Материалы и оборудвание: Строительный материал, схемы построек, машины-грузовики, экскаваторы и т.д. ; предметы-заместители, бросовый материал

Ход игры: Строят дом, заборчик, дорожку из кубиков, кирпичиков. Строят гараж для машины.Строят дом для кукол, украшают его. Строят детский сад, башню, мост по которому потом поедут машины. Делают перекрытия. Строят пароход.

Строят дорогу, мост через реку. Строители работают дружно, не ссорятся, строят красиво.

Строительство города: дома, магазины, больница, театр. Рабочие строят  дома из блоков, кирпичей, панелей, досок. Проводят отопление, электричество. Возле домов сажают деревья, делают тротуары, дороги.

Строительство улицы: с двух сторон дороги стоят дома, по дороге едут машины.

Строим гараж: в нем поместятся много  разных машин.

Строим космическую ракету, военный катер, туристический пароход, рыболовецкое судно и т.д.

«Магазин»

Цель: Закрепить и уточнить представления о содержании труда работников торговли, активизировать словарь по темам, закреплять формы вежливого обращения, развивать диалогическую речь, навыки счета

Материалы и оборудование: весы, прилавок, униформа продавца, товар, деньги, корзины и сумки, предметы-заместители 

Ход игры: В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.

Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.

Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец  показывает,  как с ней играть.

Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает  покупку, принимает деньги от покупателей.

Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.

«Семья»

Цель: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Ход игры:

Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

- Какие обязанности у папы?

- Какие обязанности у мамы?

- Что делает их ребенок?

- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать?

(Обобщаю ответы детей) .

А ещё наша семья и другие посетители будут ходить в магазин и парикмахерскую. Для чего люди ходят в магазин (обобщаю ответы детей), а в парикмахерскую (обобщаю ответы детей)

- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

- Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом, ведь кукла больна., Кто будет помогать врачу, будет медсестрой? Аптекарем?

Кто будет работать парикмахером? Продавцами? Кассирами? Директором магазина?

(распределение ролей по желанию детей)

- А что еще нужно для игры?

- Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

– Дети, вам понравилась игра? Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

«Семья. Дочки-матери»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о семье, обязанностях каждого из членов семьи, учить разыгрывать типичные бытовые ситуации; развивать творчество, воображение, наблюдательность.

Материалы и оборудование: предметы быта (посуда, бытовая техника, кухонная утварь),  бросовый материал, предметы-заместители

Ход игры:

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.

«Путешествие по России. История игрушек»

Цель: учить различать и называть народные игрушки, воспитывать любовь и интерес к народно-прикладному искусству.

Материалы, атрибуты, оборудование:

карта России с флажками, образцы каргапольских и дымковских игрушек, иллюстрации по теме

Ход игры:

Воспитатель предлагает совершить путешествие по России. Вид транспорта дети выбирают самостоятельно, маршрут прокладывают по карте России.

Первая остановка в Архангельской области, в селе Печниково. Воспитатель рассказывает историю возникновения Каргапольской игрушки, особенностях изготовления (лепили из глины, обжигали в печи, потом расписывали), рассматривает их вместе с детьми.

Вторая остановка — село Дымково. Воспитатель рассматривает совместно с детьми дымковские игрушки, рассказывает о технологии изготовления игрушек (крсную глину смешивали с речным песком, обжигали, отбеливали и расписывали), обращает внимание на особенности тематики и узора.

Воспитатель предлагает каждому выбрать игрушку, которая наиболее понравилась, и рассказать о ней

Третья остановка в Москве.

Воспитатель показывает детям загорскую матрешку, дети рассматривают ее наряд, считают количество матрешек.

Воспитатель: вот и окончилось наше необычное путешествие. В группе проводится игра «Как называется игрушка».

«Водители»

Цель: Уточнить и закрепить представления о работе водителей; активизировать словарь по теме; закрепить правила дорожного движения; учить развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли

Материалы и оборудование: игрушечные машины, строительный материал, макет светофора, фуражка и жезл работника ГИБДД, отличительные знаки «Такси», «Скорая помощь», «Пожарная машина»; предметы-заместители

Ход игры:

На машинах возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.

Водитель такси -  возит людей на работу, в театр, в кино.

Водитель грузовой машины -  наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.

Водитель автобуса -  ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.

На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.

Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.

Для пешеходов специальный переход – «зебра». Соблюдаем правила дорожного движения.

Водитель пожарной машины -  привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.

Водитель  «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.

«Парикмахерская»

 Цель

• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных (мытье, стрижка шерсти).

 • Обратить внимание детей на проблему мусора (в парикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.).

• Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

• В парикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятного вида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее и постричь.)

• Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения, выбор журналов, фотографий).

• В парикмахерскую приходит экологическая милиция и говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решения этой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные — в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.)

«Полет в космос»

Цель: расширить представления детей о работе космонавтов, о назначении космического корабля, особенностях нахождения в открытом космосе

Материалы, атрибуты, оборудование:

Приборная доска космического корабля и центра управления полетом, шлемы космонавтов, иллюминатор со сменяемыми  иллюстрациями космических видов

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям совершить полет в космос, участвует в обсуждении проекта постройки  космического корабля, помогает распределить роли, уточняет содержание роли (специалисты управления полетами следят за работой космонавтов с Земли, дают указания, справляются о самочувствии; космонавты наблюдают за космическими явлениями, рассказывают о них, фотографируют, делают записи в бортовом журнале )

Специалист управления полетами: Космонавты, доложить о готовности к полету!

Космонавты: К полету готовы!

Специалист управления полетами:  Космический корабль «Полет 1» к запуску готов! Начинаем обратный отсчет: 3,2,1, пуск!

Космонавты: К полету готовы! Мы вышли из зоны притяжения Земли и находимся в открытом космосе! Курс на обратную сторону Луны!

(Во время полета происходит диалог центра управления полётом и космонавтов, космонавты описывают космические виды, докладывают о самочувствии)

Варианты развития сюжета: поломка корабля, пробоина в корпусе космического корабля, выход в открытый космос, аварийная посадка на неизвестную планету, встреча с инопланетянами

«Поможем Зайчику ухаживать за цветком»

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

 Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.

«Весёлый муравейник»

Игровые цели:

Создание условий и поощрение социального творчества; формирование умения детей делиться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончанию заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, выбора роли и действий в соответствии с ней, формирование навыков сотрудничества; отображение в игре знаний об окружающей жизни; создание необходимого игрового пространства, пользование предметами-заместителями, понимание воображаемой ситуации и действия в соответствии с ней.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Различные строительные материалы, инструменты, каски, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», куклы, набор «Кухонная и столовая посуда», муляжи насекомых: жуки, божьи коровки, предметы-заменители оружия муравьёв-солдат, яиц, насекомых, хвойных иголок, веточек.

Ход игры:

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: - Ребята, представьте себе, что вы оказались в волшебном лесу и говорите на разных языках. Но вам нужно как-то общаться между собой. Как же это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос «Как дела?», хлопаем своей ладонью по ладони товарища. Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь-ласково погладим его по голове. Готовы? Тогда начали.

Нам всем известно, что в волшебном лесу происходят чудеса. Сейчас я произнесу волшебное заклинание: «Вокруг себя повернитесь, в муравьишек превратитесь!». Свершилось чудо, вы стали муравьями. Сейчас зима и все муравьи спят в муравейнике тесно прижавшись друг к другу. Вы спите так крепко, что вам не страшны ни снег, ни метели, ни суровые морозы. Но вот наступает весна и первые солнечные лучи пробиваются сквозь толстый слой иголок, согревают муравейник и муравьи просыпаются. Муравьишки приветствуют друг друга, рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Но, прежде, чем начать трудиться, муравьи закатывают огромный пир. Они водят хороводы, танцуют, поют песни. А потом принимаются за работу.

(Дети выбирают себе роли. Муравьи-труженики носят иголки, веточки, землю и укрепляют муравейник, муравьи-солдаты зорко несут охрану, муравьи-фуражиры приносят еду, муравьи-повара готовят обед, муравьи-няньки заботятся о потомстве, муравьи-хирурги лечат больных муравьёв-тружеников. Воспитатель наблюдает за игрой детей, их поведением, помогает советами.)

Воспитатель: Всю весну, лето и до середины осени трудятся наши муравьи, но вот наступает поздняя осень, становится очень холодно и муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике и просыпаются с наступлением весны.

Воспитатель произносит волшебное заклинание: «Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь!»

Итог игры.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы побывали в роли муравьёв. Расскажите, пожалуйста о том, кто какую роль играл и что делал. Вам понравилась игра? 

Воспитатель: Муравьи-санитары леса, они приносят пользу лесу и человеку и живут дружной интересной семьей, которую мы с вами, ребята, будем оберегать. Давайте будем оберегать и всю природу, весь окружающий нас мир, наш общий дом!

«Столовая»

Цель игры: Закрепить представления о содержании труда работников питания;

Материалы и оборудование: Посуда, салфетки, кухонная утварь, полотенце, фартук, меню, предметы-заместители

Ход игры:

В столовой  стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов,  рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.

На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду  посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя.

 Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек.

В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.

 Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке.  Официанты  вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют.

Посетители, уходя, благодарят  за доставленное удовольствие.

«Поликлиника»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, на приеме в поликлинике; дать представление о функционировании человеческого организма

Материалы, атрибуты, оборудование:

Белые халаты и шапочки для врачей, номерки для гардеробщицы, таблицы и указка для окулиста, «рентгеновский снимок» с изображением внутренних органов человека, фонендоскоп, градусник и аппарат для измерения давления для терапевта, шприц

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня в нашем детском саду начинает работать поликлиника. Прежде всего, войдя в поликлинику, нужно раздеться.

(Дети имитируют раздевание, здороваются с гардеробщиком, получают номерок, благодарят)

Воспитатель: Теперь давайте пройдем в регистратуру за картами. Чтобы ее получить, необходимо назвать фамилию, имя и адрес.

(Дети берут карточки и идут к врачу. Воспитатель напоминает, что в поликлинике нельзя бегать, кричать, потому, что туда приходят люди, которые не очень хорошо себя чувствуют, и не стоит доставлять им лишние неприятности)

Воспитатель: Мы пришли сегодня в поликлинику, чтобы пройти медосмотр, то есть проверить, здоров ли наш организм. Сначала мы пойдем в кабинет глазного врача.

«Окулист»

(Дети заходят в кабинет. Врач по очереди проверяет зрение у детей с помощью таблицы. Зрение у все хорошее. Проводит беседу о профилактике глазных заболеваний — нельзя тереть глаза грязными руками, если в глаз попала соринка, необходимо аккуратно поглаживать глаз по направлению к носу; рассказывает, для чего необходимы очки: лечебные очки улучшают зрение, солнечные очки защищают глаза от яркого солнца, очки для подводного плавания позволяют нырять и рассматривать подводный мир)

«Рентгеновский кабинет»

Врач просит пациента раздеться до пояса и стать позади экрана. Берет снимок, показывает и рассказывает, что на нем изображено:

Эта трубка — пищевод, по ней пища попадает в желудок

Это желудок, в нем пища переваривается — полезные и нужные вещества усваиваются организмом, а ненужные идут дальше и из организма удаляются.

Это легкие — в них поступает воздух, котрым мы дышим.

Это — сердце, оно постоянно в движении — как маленький насос, качает кровь по всему телу.

Врач рассказывает, что для того, чтобы все органы были здоровы, важно есть полезную пищу: овощи и фрукты, дышать чистым воздухом и заниматься физкультурой.

«Врач-отоларинголог»

Врач осматривает уши, горло и нос пациентов, рассказывает о профилактике лор-заболеваний: для того, чтобы горло было здоровым, нельзя есть мороженное большими кусками, вредно дышать ртом — для этого предназначен нос. Нельзя засовывать мелкие предметы в уши и нос — они могут там застрять, и вынут их только в больнице. Нельзя слушать громкую музыку и громко кричать , нужно правильно пользоваться носовым платком.

«Врач-дерматолог»

Врач проводит осмотр пациентов: просит их показать руки, живот, осматривает волосистую часть головы.

Врач рассказывает, как нужно ухаживать за кожей: не реже одного раза в день мыться горячей водой с мылом и мочалкой, руки мыть перед едой и после посещения туалета. Нельзя трогать бродячих животных — можно заразиться очень неприятным заболеванием. Расчесывать волосы  можно только своей расческой, нельзя примерять чужие головные уборы — это нужно, чтобы не заразиться насекомыми - вшами, которые живут на голове человека.

«Терапевт»

Сегодня мы пришли к терапевту, чтобы он осмотрел нас и сказал, все ли у нас в порядке.

(Врач измеряет температуру, прослушивает грудную клетку фонендоскопом, измеряет давление).

Врач: Температура, давление в норме. Сердце бьется ровно, легкие дышат хорошо, хрипов в них нет. Вы здоровы. Но вам нужно сделать прививку, чтобы не заболеть. Пойдите к медицинской сестре.

(Медицинская сестра протирает руку ваткой, делает укол)

Воспитатель: Наши визиты к врачам закончились. Мы здоровы и знаем, как вести себя, чтобы здоровье сохранить.

«Большая стирка»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Игровые роли. Мама, папа, дочка, сын, тетя.

Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель про сит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь сп во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынес I и на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Естественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, подсинивает, крахмалит), подчеркивает общественную значимость ее труда (она стирает постельное белье, полотенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается — белоснежное белье всем приятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.

Детей привлекает роль «прачки», потому что им «интересно стирать», особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог предлагает им работать в первую и вторую смены, как в прачечной.

«Отдых на природе»

Цель: познакомить детей с понятием «отдых», и показать его необходимость. Раскрыть возможное содержание отдыха; учить интересно проводить свободное время; дать понятие, что во время отдыха человек восстанавливает силы.

Ход игры:

Воспитатель. Вот ребята вы видели, как дядя Фёдор проводит все свое свободное время, как он отдыхает. Дети давайте вспомним, как вы отдыхаете, чем занимаетесь в свободное время?

Дети. Гуляем, смотрим телевизор, играем, читаем, летом ездим отдохнуть на море и т. д.

Воспитатель. Молодцы ребята. Все эти мероприятия можно назвать отдыхом. Так давайте все же дадим точное определение отдыху. Отдых - это проведение времени без занятий для восстановления сил. Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и приведём примеры. От чего люди могут устать?

Дети. От физического и умственного труда.

Воспитатель. А теперь давайте немножко поиграем.

Воспитатель. А от чего вы сами устаёте?

Дети. от занятий, от шума.

Воспитатель. А как вы отдыхаете в детском саду, а дома на выходных? А какой отдых бывает?

Дети. Отдых бывает активный и пассивный.

Воспитатель. А что значит отдыхать активно?

Дети. К активному отдыху относиться прогулка на свежем воздухе, разные игры и т.д.

Воспитатель. А к пассивному отдыху, что можно отнести?

Дети. Сон, просмотр телевизора или посидеть тихо на диване и т. д.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю нарисовать рисунки дяде Фёдору о том, как мы умеем отдыхать. Ч то вы изобразите на своих картинках?

Дети рассказывают, что они изобразят.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

«Игрушки у врача»

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«День рождения Степашки».

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

«Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Мы идём гулять»

Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.

Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.

Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом

«Кукла заболела»

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить

 

«Скорая помощь»

Цель: Расширить представления детей о работе врача и медсестры «Скорой помощи», уточнить, какую помощь оказывает больному врач «Скорой помощи», что входит в круг его обязанностей. Воспитывать у детей желание благодарить врача за внимание и заботу.

Материалы, атрибуты, оборудование:

чемоданчик врача, белые халаты, шапочки для врача и медсестры, руль и мигалка для водителя, носилки.

Ход игры:

Распределяются роли врача «Скорой помощи», сопровождающей его медсестры, водителя, нескольких семей.

Мама: Звонит по телефону: Алло! «Скорая»? Мой сын, Вася Иванов, упал с дерева и сломал руку. Приезжайте по адресу: улица Красная, 6.

Врач: Мы выезжаем!

(команда «Скорой помощи» едет по улицам с включенной сигнализацией)

Где больной?

Сейчас мы осмотрим вашего сына. Это не перелом, это сильный ушиб. Медсестра сделает укол, чтобы не было заражения крови, и перебинтует ногу. Завтра приходите к нам на перевязку.

Бабушка: Алло? «Скорая»? У меня болит сердце. Пожалуйста, приезжайте.

Врач приезжает, осматривает, измеряет давление, выписывает направление к врачу. Медсестра делает укол. Врач повторно измеряет давление.

Папа: Алло, у моей дочери высокая температура и сильный кашель.

Врач: (Осматривает пациента, измеряет температуру, выслушивает) Это воспаление легких Вашей дочке нужны уколы антибиотика. Я отвезу ее в больницу. Мы отнесем ее в машину на носилках.

(Аналогично возникают диалоги с другими пациентами по вызову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...