Семья и воспиатние детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике
Семья и воспиатние детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время большое количество родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, отстраняются от воспитания детей, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателей, педагогов, психологов образовательного учреждения. В связи с этим происходит постепенное сужение культуры семейного общения, что, в свою очередь, способствует снижению качества родительского отношения и уровня развития детей.
Однако, несмотря на это, роль семьи в воспитании детей не теряет своей актуальности. Как раньше, так и в современной действительности семья для ребенка является источником опыта отношений с окружающим миром. Именно в ней ребенок приобретает навыки общения, формы взаимодействия с людьми, поведения и реагирования, его система представлений и взаимодействий складывается на основании полученного от родителей эмоционального, когнитивного и событийного опыта [2]. Это обусловливает необходимость организации помощи родителям, цель которой состоит в повышении их компетентности в вопросах взаимодействия с детьми.
Сегодня наблюдается тенденция увеличения количества разведенных семей, роста числа детей с задержкой психического развития, увеличения проблем внутрисемейных отношений, и это привлекает внимание к институту семьи со стороны всех социальных институтов, в частности образовательных учреждений, которые посещает ребенок, тем более с задержкой психического развития, который требует создания специальных условий как со стороны педагогов, так и родителей.
Прежде всего, отметим, что понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [1].
Поэтому родителям необходимо понимать, что дети с ЗПР отличаются от других дошкольников с более серьезными нарушениями, например, умственной отсталостью. В этом плане можно выделить следующие факторы:
- парциальность психического недоразвития подразумевает то, что у дошкольников с ЗПР вместе с нарушенными или незрелыми психическими функциями обнаруживаются и сохранные, а у детей с умственной отсталостью наблюдается тотальность психического недоразвития;
- способность к обучению по основной образовательной программе: дошкольникам доступно восприятие материала основной образовательной программы в полном объеме только при правильном распределении нагрузки, организации специального режима занятий, учета индивидуальных особенностей;
- достаточно высокая восприимчивость к помощи: дети с ЗПР могут использовать опосредованную помощь со стороны взрослого в виде наводящих вопросов, уточнения задания и пр.;
- способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР способны к применению усвоенных способов действий в изменившихся условиях, что очень сложно сделать для умственно отсталого ребенка [4].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и воспиатние детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В настоящее время большое количество родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, отстраняются от воспитания детей, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателей, педагогов, психологов образовательного учреждения. В связи с этим происходит постепенное сужение культуры семейного общения, что, в свою очередь, способствует снижению качества родительского отношения и уровня развития детей.
Однако, несмотря на это, роль семьи в воспитании детей не теряет своей актуальности. Как раньше, так и в современной действительности семья для ребенка является источником опыта отношений с окружающим миром. Именно в ней ребенок приобретает навыки общения, формы взаимодействия с людьми, поведения и реагирования, его система представлений и взаимодействий складывается на основании полученного от родителей эмоционального, когнитивного и событийного опыта [2]. Это обусловливает необходимость организации помощи родителям, цель которой состоит в повышении их компетентности в вопросах взаимодействия с детьми.
Сегодня наблюдается тенденция увеличения количества разведенных семей, роста числа детей с задержкой психического развития, увеличения проблем внутрисемейных отношений, и это привлекает внимание к институту семьи со стороны всех социальных институтов, в частности образовательных учреждений, которые посещает ребенок, тем более с задержкой психического развития, который требует создания специальных условий как со стороны педагогов, так и родителей.
Прежде всего, отметим, что понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации [1].
Поэтому родителям необходимо понимать, что дети с ЗПР отличаются от других дошкольников с более серьезными нарушениями, например, умственной отсталостью. В этом плане можно выделить следующие факторы:
- парциальность психического недоразвития подразумевает то, что у дошкольников с ЗПР вместе с нарушенными или незрелыми психическими функциями обнаруживаются и сохранные, а у детей с умственной отсталостью наблюдается тотальность психического недоразвития;
- способность к обучению по основной образовательной программе: дошкольникам доступно восприятие материала основной образовательной программы в полном объеме только при правильном распределении нагрузки, организации специального режима занятий, учета индивидуальных особенностей;
- достаточно высокая восприимчивость к помощи: дети с ЗПР могут использовать опосредованную помощь со стороны взрослого в виде наводящих вопросов, уточнения задания и пр.;
- способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ЗПР способны к применению усвоенных способов действий в изменившихся условиях, что очень сложно сделать для умственно отсталого ребенка [4].
Я.В. Крючева исследовала особенности отношения родителей к детям с задержкой психического развития. Как отмечает автор, у родителей детей с ЗПР наблюдается беспокойство о будущем ребенка, формой основных эмоций выступают возмущения, обиды, разочарование, приводя к меньшей интенсивности проводимой воспитательной работы, недооценке способностей ребенка, раздражительности, проявляющейся во взаимодействии с ребенком [3].
Следует отметить, что дети, растущие в атмосфере любви, понимания, поддержки, более развиты психически и физически, лучше обучаются и общаются со сверстниками и взрослыми. В семье с гармоничными взаимоотношениями, которая уделяет ребенку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью или в значительной мере компенсирована.
При негативном и неблагополучном взаимодействии внутри семьи у ребенка происходит формирование и закрепление неуспешных моделей социально-психологических отношений в обществе. Поэтому работа с родителями детей с ЗПР способствует улучшению функционирования семьи в целом.
Учитывая, что значительная часть детей с ЗПР, посещают дошкольные образовательные учреждения, возникает необходимость разработки методического обеспечения работы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР, что вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс. Данная работа диктуется двумя обстоятельствами.
Первое обстоятельство заключается в том, что важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка с ЗПР, определяющим зону его ближайшего развития, является система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности. Как показывает практика, достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в дошкольном учреждении само по себе не дает гарантию переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Для того чтобы закрепить достигнутое, необходимо воздействовать на близких для ребенка взрослых для изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации.
Второе обстоятельство состоит в том, что широкое привлечение родителей к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в частности, организованных форм психолого-педагогической коррекции ребенка с ЗПР.
Одним из эффективных направлений индивидуальной работы с семьей является системное семейное психологическое консультирование, которое представляет собой совокупность психологических методов и приемов, которые направлены на то, чтобы изменить членов семьи и при помощи семьи, а также оптимизировать семейные взаимоотношения. Такое консультирование направлено на создание психологических условий для адекватного восприятия родителями своих детей с учетом «кризиса развития» семьи, который обусловлен наличием ребенка с ЗПР; преодоление стресса и чувства вины в соответствии с запросами и особенности структуры семьи, которые воспитывают ребенка с ЗПР; поддержание на начальном этапе процессов, обеспечивающих сохранение привычного функционирования семейных подсистем; создание развивающих ситуаций фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более эффективный уровень функционирования.
Групповая форма работы с родителями предполагает снятие ощущений единственности и уникальности собственных трудностей, получение обратной связи, видение своей семьи с другой точки зрения, усвоение эффективных моделей взаимодействия, обучение новым формам поведения и отношений в семье. Групповая форма работы направлена на то, чтобы выявить причины неблагополучия в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах внутрисемейных отношений, взаимодействия с детьми, обучить родителей приемам решения сложных семейных ситуаций, обучить приемам саморегуляции, активизировать способность самостоятельно анализировать ситуацию в семье, придумывать и реализовывать новые способы отношений и др.
Таким образом, семья имеет огромное значение в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В результате негативного и неблагополучного взаимодействия внутри семьи происходит формирование и закрепление неуспешных моделей социально-психологических отношений в обществе, а в семье с гармоничными взаимоотношениями задержка психического развития может быть полностью или в значительной мере компенсирована.
Список литературы:
1. Аксенова Л.А., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
2. Крушная Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография. – Челябинск, 2017. – 212 с.
3. Крючева Я.В. О готовности родителей к взаимодействию с ребенком с задержкой психического развития // Российский психиатрический журнал. – 2004. – № 6. – С. 24−26.
4. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой
психического развития. – М.: АРКТИ, 2005. – 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.
Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....