Конспект занятия "Волшебные руки. Мандала".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дребизова Любовь Николаевна

Конспект занятия педагога - психолога с элементами арт - терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mandala_mo_2022.docx900.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Конспект

занятия педагога – психолога

 для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт - терапии

Тема: «Волшебные руки. Мандала».

Подготовил

педагог – психолог

Дребизова Любовь Николаевна

г. Оренбург, 2022 год

Тема: «Волшебные руки. Мандала».

Целевая группа: дети старшей группы (5-6 лет)

Цель: повышение творческого потенциала детей старшей группы, развитие навыков и умений выражать свое настроение и свои эмоции, используя пластилин в работе над мандалой.

Задачи:

- Обучение детей мыслить образно и создавать волшебную мандалу на бумаге, используя пластилин;

- Развитие спонтанного самовыражения, воображения и мелкой моторики;

- Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения;

- Обучение детей видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Материально – технический инструментарий:

- готовые карточки с изображением мандалы(шаблон),

- пластилин,

- дополнительные заготовки из пластилина разных цветов,

- проектор, музыка для работы над мандалой,

видеоролик про мандалы.

Методы работы:

- демонстрация видеоматериала;

- элементы арт-терапии и мандала – терапии;

- анализ;

- обсуждение.

План занятия:

  1. Приветствие. Объявление темы занятия.
  2. Демонстрация видеоролика «Волшебная мандала».
  3. Разминка. Пальчиковая гимнастика «Ладошка».
  4. Творческая работа «Моя волшебная мандала из пластилина».
  5. Рефлексия.

Ход занятия:

Приветствие (1-2 мин).

Психолог:

Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!

Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.

Знакомство. Представление себя. Карточки подписать с именем ребенка и положить на его место рабочее, чтобы знать, как обращаться к ребенку во время занятия.

Психолог: Ребята вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие в мир мандалы - «магического круга»! Путешествие будет не простое, а волшебное.

Демонстрация видеоролика «Волшебная мандала» (2 мин).

Ребята смотрят ролик про разновидности мандалы, и где они встречаются (в природе, в жизни человека).

Разминка. Пальчиковая гимнастика «Ладошка» (2 мин).

Включается видеоролик для разминки. Ребята вместе с педагогом делают разминку.

Творческая работа «Моя волшебная мандала из пластилина» (12 мин).

На столе уже подготовлены карточки с мандалами, а также пластилиновые нити разных цветов. После просмотра ролика подготовить материал для работы.

Психолог: Сегодня мы с вами будем создавать мандалу, используя пластилин.

Предлагаю попробовать вам самостоятельно подготовить пластилин для работы (ребенок самостоятельно разминает и согревает пластилин в руках).

Педагог предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их с помощью цвета (Разглаживая пластилин разных цветов, либо изобразить им лица (глазки, ротик, носик и т.д.))

Психолог: Предлагаю отправиться в путь! Вы готовы?

Звучит музыка. Дошкольники начинают работать, психолог помогает, подсказывает, наблюдает за тем, как работают дети.

5. Рефлексия (2 мин).

После окончания рисования педагог-психолог предлагает посмотреть на свою работу, при желании показать «волшебную мандалу» остальным.

Вопросы для обсуждения (отвечают по желанию):

1. Вы довольны результатом?

2. Что вам было сложно делать, а что легко?

3. Что вы сейчас чувствуете?

4. Что вы хотите сделать со своим рисунком?

Выключается музыка, психолог благодарит за работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Комментарии. Рекомендации в работе с детьми.

1. Работа над мандалой должна приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. Ребенок должен самостоятельно выбирать цвета, без давления взрослого.

2. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

3. В процессе работы однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В день желательно работать только с одной̆ мандалой.

4. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

достаточное время для работы (от 15 минут до 30);

соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

разнообразие изобразительных материалов;

использование релаксационной и медитативной музыки;

хорошее освещение;

необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой̆ концентрации внимания и усидчивости.

Рисование и разукрашивание мандалы полезно всем без исключения, но особенно:

 гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной̆ личности и видеть, где начинаются границы других людей̆;

 нервным, тревожным, агрессивным детям, так как активизирует внутренний̆ ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и снимает напряжение.

Используемая литература.

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.

 2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

3. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Элтон-2. 2013. – 160 с.

4.Кутбитдинова Р. А. Использование пластилина в решении психологических проблем. Журнал «Национальная ассоциация ученых. Психологические науки.» №4, 2016 год,. – с. 31 – 33

5. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.

6. Бабаева А.С, Основы лепки. / А.С. Бабаева. - М.: «Академия», 2011.- 87 с.

7. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.- 111 с.

8. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь - 2001. – 78 с.

9. https://infourok.ru/zanyatie-pedagoga-psihologa-dou-po-plastilinografike-nashi-ruki-ne-dlya-skuki-5149245.html

10. https://www.art-talant.org/publikacii/22323-plastilinografiya-kak-odin-iz-metodov-art-terapii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной группы с использованием метода «Мандала»

Занятие с использование метода "Мандала". Для игр используется большая мандала - парашют, который содержит 8 секций....

Конспект группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Мандала на кинетическом песке».

С кинетическим песком я познакомилась больше года назад, и с тех пор он прочно поселился в нашем психологическом пространстве. Детям очень полюбился этот материал, и игры с живым песком, или волшебным...

Конспект аутотренинга для педагогов «Мандала-терапия, как метод обретения душевной гармонии».

Данный тренинг направлен на профилактику и сохранение психологического здоровья педогагов....

Конспект заняитя по эмоциональной разгрузке для молодых мам с помощью рисования мандал

Нами разработано и опробировано занятие по эмоциональной разгрузке молодых мам, которые впервые привели своего ребенка в детский сад и испытывают психологическое напряжение и тревогу в связи с адаптац...

Конспект НОД "Рука развивает мозг"

Конспект для беседы с детьми о здоровье. На НОД "Физическое развитие"....

Мастер класс "Мандала своими руками"

https://docs.google.com/presentation/d/1ZyeRfh9WPG034qe203bUfh8s8ouFSvD-W2HMVl8YrYk/edit?folder=0AOKg5WwKV8K5Uk9PVA#slide=id.g6c1dd57730_0_490...

Конспект занятия «Волшебная мандала из пластилина»

quot;Мандала - это внутренняя цельность, которая стремитсяк гармонии и не терпит самообмана".К.Г. Юнг....