Конспект занятия "Волшебные руки. Мандала".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект занятия педагога - психолога с элементами арт - терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_mandala_mo_2022.docx | 900.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Конспект
занятия педагога – психолога
для детей старшего дошкольного возраста с элементами арт - терапии
Тема: «Волшебные руки. Мандала».
Подготовил
педагог – психолог
Дребизова Любовь Николаевна
г. Оренбург, 2022 год
Тема: «Волшебные руки. Мандала».
Целевая группа: дети старшей группы (5-6 лет)
Цель: повышение творческого потенциала детей старшей группы, развитие навыков и умений выражать свое настроение и свои эмоции, используя пластилин в работе над мандалой.
Задачи:
- Обучение детей мыслить образно и создавать волшебную мандалу на бумаге, используя пластилин;
- Развитие спонтанного самовыражения, воображения и мелкой моторики;
- Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения;
- Обучение детей видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Материально – технический инструментарий:
- готовые карточки с изображением мандалы(шаблон),
- пластилин,
- дополнительные заготовки из пластилина разных цветов,
- проектор, музыка для работы над мандалой,
видеоролик про мандалы.
Методы работы:
- демонстрация видеоматериала;
- элементы арт-терапии и мандала – терапии;
- анализ;
- обсуждение.
План занятия:
- Приветствие. Объявление темы занятия.
- Демонстрация видеоролика «Волшебная мандала».
- Разминка. Пальчиковая гимнастика «Ладошка».
- Творческая работа «Моя волшебная мандала из пластилина».
- Рефлексия.
Ход занятия:
Приветствие (1-2 мин).
Психолог:
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.
Знакомство. Представление себя. Карточки подписать с именем ребенка и положить на его место рабочее, чтобы знать, как обращаться к ребенку во время занятия.
Психолог: Ребята вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие в мир мандалы - «магического круга»! Путешествие будет не простое, а волшебное.
Демонстрация видеоролика «Волшебная мандала» (2 мин).
Ребята смотрят ролик про разновидности мандалы, и где они встречаются (в природе, в жизни человека).
Разминка. Пальчиковая гимнастика «Ладошка» (2 мин).
Включается видеоролик для разминки. Ребята вместе с педагогом делают разминку.
Творческая работа «Моя волшебная мандала из пластилина» (12 мин).
На столе уже подготовлены карточки с мандалами, а также пластилиновые нити разных цветов. После просмотра ролика подготовить материал для работы.
Психолог: Сегодня мы с вами будем создавать мандалу, используя пластилин.
Предлагаю попробовать вам самостоятельно подготовить пластилин для работы (ребенок самостоятельно разминает и согревает пластилин в руках).
Педагог предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем "оживить" их с помощью цвета (Разглаживая пластилин разных цветов, либо изобразить им лица (глазки, ротик, носик и т.д.))
Психолог: Предлагаю отправиться в путь! Вы готовы?
Звучит музыка. Дошкольники начинают работать, психолог помогает, подсказывает, наблюдает за тем, как работают дети.
5. Рефлексия (2 мин).
После окончания рисования педагог-психолог предлагает посмотреть на свою работу, при желании показать «волшебную мандалу» остальным.
Вопросы для обсуждения (отвечают по желанию):
1. Вы довольны результатом?
2. Что вам было сложно делать, а что легко?
3. Что вы сейчас чувствуете?
4. Что вы хотите сделать со своим рисунком?
Выключается музыка, психолог благодарит за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Комментарии. Рекомендации в работе с детьми.
1. Работа над мандалой должна приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. Ребенок должен самостоятельно выбирать цвета, без давления взрослого.
2. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.
3. В процессе работы однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. В день желательно работать только с одной̆ мандалой.
4. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:
создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
достаточное время для работы (от 15 минут до 30);
соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
разнообразие изобразительных материалов;
использование релаксационной и медитативной музыки;
хорошее освещение;
необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой̆ концентрации внимания и усидчивости.
Рисование и разукрашивание мандалы полезно всем без исключения, но особенно:
✽ гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной̆ личности и видеть, где начинаются границы других людей̆;
✽ нервным, тревожным, агрессивным детям, так как активизирует внутренний̆ ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и снимает напряжение.
Используемая литература.
1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
3. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-методическое пособие. – Луганск: Элтон-2. 2013. – 160 с.
4.Кутбитдинова Р. А. Использование пластилина в решении психологических проблем. Журнал «Национальная ассоциация ученых. Психологические науки.» №4, 2016 год,. – с. 31 – 33
5. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.
6. Бабаева А.С, Основы лепки. / А.С. Бабаева. - М.: «Академия», 2011.- 87 с.
7. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.- 111 с.
8. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. СПб.: Речь - 2001. – 78 с.
10. https://www.art-talant.org/publikacii/22323-plastilinografiya-kak-odin-iz-metodov-art-terapii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной группы с использованием метода «Мандала»
Занятие с использование метода "Мандала". Для игр используется большая мандала - парашют, который содержит 8 секций....
Конспект группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе «Мандала на кинетическом песке».
С кинетическим песком я познакомилась больше года назад, и с тех пор он прочно поселился в нашем психологическом пространстве. Детям очень полюбился этот материал, и игры с живым песком, или волшебным...
Конспект аутотренинга для педагогов «Мандала-терапия, как метод обретения душевной гармонии».
Данный тренинг направлен на профилактику и сохранение психологического здоровья педогагов....
Конспект заняитя по эмоциональной разгрузке для молодых мам с помощью рисования мандал
Нами разработано и опробировано занятие по эмоциональной разгрузке молодых мам, которые впервые привели своего ребенка в детский сад и испытывают психологическое напряжение и тревогу в связи с адаптац...
Конспект НОД "Рука развивает мозг"
Конспект для беседы с детьми о здоровье. На НОД "Физическое развитие"....
Мастер класс "Мандала своими руками"
https://docs.google.com/presentation/d/1ZyeRfh9WPG034qe203bUfh8s8ouFSvD-W2HMVl8YrYk/edit?folder=0AOKg5WwKV8K5Uk9PVA#slide=id.g6c1dd57730_0_490...
Конспект занятия «Волшебная мандала из пластилина»
quot;Мандала - это внутренняя цельность, которая стремитсяк гармонии и не терпит самообмана".К.Г. Юнг....