Декоративное рисование как средство развития цветовосприятия у старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
«Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом».
И. Иттен
Цвет в окружающей жизни всегда был для человека предметом изучения и важнейшим фактором его состояния. Еще ученые древности пытались выяснить характер природы цвета, его влияние на свое поведение, связь с эмоциями. С тех пор прошло не одно тысячелетие и интерес к проблемам цвета, по-прежнему, является значимым предметом изучения, приобретя черты более глубокого подхода на основе достижений современной науки, в том числе оптики, биофизики, психологии. Исследования, связанные с проблемами цветовосприятия в настоящее время, обычно проводятся комплексно и добавляют новые знания в науку о цвете – цветоведение.
Знакомство детей с цветом начинается с момента рождения: это путь непосредственного восприятия цветовой окраски предметов окружающего мира в единстве с обозначающим их словом. Сначала ребенок пользуется малым спектром красок, но по мере взросления он расширяется. Особенности цветовосприятия у детей изучали многие исследователи, в том числе: Бакушинский А. В., Венгер Д. А, Волков Н. Н. Запорожец, А. В., Мелик - Пашаев А. А., Мухина В. С., Казакова Т. Г., Комарова Т. С. Важнейшую роль изучения цвета в воспитательном процессе отмечал еще Я. А. Коменский, а также М. Монтессори, Ф. Фребель, советские ученые Сакулина Н. П., Флерина Е. А. и др.
Ключевым в исследованиях данного направления является понятие чувство цвета. Оно включает в себя умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Известный швейцарский ученый, художник и педагог, И. Иттен утверждал, что: «Действие цвета проходит через глаза, однако, я твердо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем». Таким образом, по мысли исследователя, понятие чувство цвета включает способность видеть и передавать не только зрительные свойства цвета, но и воспринимать всю гамму чувств, переживаний, ассоциаций и образов,
вызываемых цветом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование как средство развития цветовосприятия у старшего дошкольного возраста
«Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом».
И. Иттен
Цвет в окружающей жизни всегда был для человека предметом изучения и важнейшим фактором его состояния. Еще ученые древности пытались выяснить характер природы цвета, его влияние на свое поведение, связь с эмоциями. С тех пор прошло не одно тысячелетие и интерес к проблемам цвета, по-прежнему, является значимым предметом изучения, приобретя черты более глубокого подхода на основе достижений современной науки, в том числе оптики, биофизики, психологии. Исследования, связанные с проблемами цветовосприятия в настоящее время, обычно проводятся комплексно и добавляют новые знания в науку о цвете – цветоведение.
Знакомство детей с цветом начинается с момента рождения: это путь непосредственного восприятия цветовой окраски предметов окружающего мира в единстве с обозначающим их словом. Сначала ребенок пользуется малым спектром красок, но по мере взросления он расширяется. Особенности цветовосприятия у детей изучали многие исследователи, в том числе: Бакушинский А. В., Венгер Д. А, Волков Н. Н. Запорожец, А. В., Мелик - Пашаев А. А., Мухина В. С., Казакова Т. Г., Комарова Т. С. Важнейшую роль изучения цвета в воспитательном процессе отмечал еще Я. А. Коменский, а также М. Монтессори, Ф. Фребель, советские ученые Сакулина Н. П., Флерина Е. А. и др.
Ключевым в исследованиях данного направления является понятие чувство цвета. Оно включает в себя умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Известный швейцарский ученый, художник и педагог, И. Иттен утверждал, что: «Действие цвета проходит через глаза, однако, я твердо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем». Таким образом, по мысли исследователя, понятие чувство цвета включает способность видеть и передавать не только зрительные свойства цвета, но и воспринимать всю гамму чувств, переживаний, ассоциаций и образов,
вызываемых цветом.
И. В. Гете впервые исследовал влияние цвета на эмоции человека. Красные, красно-желтые цвета он определил как возбуждающие, активизирующие; синие и фиолетовые как вызывающие беспокойство и уныние; зеленые как спокойные и умиротворяющие. Гете считал, что цвет имеет определенную энергию, которую человек в разных обстоятельствах воспринимает по-разному. Один и тот же цвет может быть приятным, нести неприятные, позитивные и отрицательные, темные и светлые эмоции, успокаивающим и возбуждающим, теплым и холодным, гармоничным и негармоничным.
Ян Амос Коменский писал, что знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и передача своих впечатлений в изобразительной деятельности способствуют развитию у детей чувства цвета
и эстетического восприятия. Он отмечал, что знакомство с цветом помогает ребенку полнее и тщательнее воспринимать предметы и явления окружающие его, развивает мышление, наблюдательность, обогащает речь, улучшает внимание. Педагог рассматривал искусство и природу источником и основой решения задачи развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста. В настоящее время доказано, что в процессе знакомства с цветом происходит обострение внимания ребенка к окружающей действительности, открывается источник ярких образов, устанавливаются причинно- следственные связи между предметами и явлениями, расширяется активный словарь. Таким образом, развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста
– наиболее сенситивного во всех отношениях, должно быть одной из самых значимых и важных задач.
Каковы же наиболее эффективные пути осуществления задачи развития у дошкольников чувства цвета? Все современные исследователи сходятся на признании искусства важнейшим средством и источником развития цветоразличения и цветовосприятия у ребенка. В дошкольном возрасте необходимо использовать при этом игру, поскольку это – любимый вид деятельности дошкольника. Известно, что изобразительная деятельность, в которой могут использоваться разнообразные материалы, не только краски и бумага, но и вата, поролон, краски, шишки, ветки и многое другое также является для детей своеобразной игрой. Всякий предмет, который попадает в руки ребенка, может стать для него игрушкой, обрести новый смысл, новую жизнь. Задача педагога предложить детям такую тему для рисунка, лепки, аппликации, которая вызывала бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы она была интересна для ребенка, волновала его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает интерес детей к предложенному заданию и их эстетическое впечатление.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительной деятельности, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Наиболее эффективным способом ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством является изобразительная деятельность, а именно декоративное рисование.
Под декоративным рисованием обычно понимается изображение не только на бумаге, но на объемных изделиях из глины, папье-маше, узоров, орнаментов с помощью различных изобразительных материалов.
Развитие чувства цвета – основная задача, которая стоит перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию. Цвет в росписи тесно связан с композицией, в орнаменте они неотделимы друг от друга.
Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ритм и симметрия, главные компоненты без которых декоративное искусство не может существовать. Дети, знакомясь с ним, должны представлять себе что это такое. Работа с дошкольниками по развитию цветовосприятия на занятиях декоративного рисования обогащает эмоционально-творческое развитие ребёнка. Изучение цветовых сочетаний в произведениях декоративно-прикладного искусства, а затем в собственных работах по мотивам традиционных узоров, гармонизирует и внутренние процессы, связанные с восприятием цвета и цветосенсорикой.
Нами были выделены следующие положения, обеспечивающие эффективность развития цветовосприятия ребенка с помощью декоративного рисования. В ознакомлении детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, создавать ситуации для проявления эмоций детей: удивления, восхищения и т.п. Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации должно проходить на основе подлинных предметов народного искусства. Эффективны для развития цветовосприятия детей такие народные промыслы как Полхов – Майданская, хохломская и другие росписи по дереву, несущие яркость, выразительность, контрастность цветовых сочетаний.
1. Для развития изобразительного творчества детей в старшей группе необходимо учить использованию различных цветов спектра в сочетании с цветным фоном. При этом кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Однако нужно обращать внимание детей и на красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В старшей группе детей можно учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для их украшения, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по мотивам филимоновских или дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами [5]. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что мир цвета важен и сложен. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. Сформированное цветовосприятие у детей, умение работать с цветом в декоративном рисовании влияет на улучшение эмоционального состояния дошкольников, проявление
своего отношения к изображаемому. Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста может осуществляться эффективно при условии введения в образовательный процесс детского сада ООД по ознакомлению с народными декоративно-прикладными промыслам (в частности, росписи по дереву), включающих на доступном уровне практическое освоение элементов росписи.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве.
- М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.
2. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 95 с.
3. Иоганн Гете: как цвет влияет на наши эмоции, [Электронный ресурс]. URL http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/chto-dlya-nas-znachit- tsvet/
4. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой А.В. Размысловой. - М.: Просвещение, 2002. - 148с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...
«Дидактические игры из нетрадиционного ма-териала как средство развития цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста»
Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. По словам Я.А.Каменского «Интерес к цвету формируется у детей ...
«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для воспитателей...
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....
Развитие цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста посредством предметов народного промысла
Актуальность развития восприятия цвета детей дошкольного возраста...
Мастер класс для воспитателей. «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Мастер класс для воспитателей.«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Обзор различных методов использования нетрадиционных техник рисования в детском саду....