Развитие навыков самообслуживания у детей со спастической формой ДЦП
консультация по коррекционной педагогике
Детский церебральный паралич - это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.
В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_samoobsluzhivaniya_u_detey_so_spasticheskoy_formoy_dtsp.docx | 106.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
Детский церебральный паралич - это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им.
ДЦП - это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
Вильям Литтль представил данные о том, что 75 % таких поражений являются следствием кровоизлияния в головной мозг во время родовых травм.
В связи с этим долгое время считалось, что основной причиной ДЦП являются родовые травмы. Однако уже Литтль отмечал, что такие дети часто рождаются недоношенными, в асфиксии и с неблагоприятным протеканием внутриутробного периода развития. В дальнейшем было установлено, что преобладающими факторами в этиологии ДЦП являются разнообразные отклонения внутриутробного развития плода, вследствие которых плод не имеет достаточной зрелости к моменту рождения. Именно это обстоятельство нередко приводит к родовой травме, а родовая травма, в свою очередь, усугубляет состояние ребенка.
Но бывают и случаи, что и после благополучного внутриутробного развития уже во время родов и в раннем постнатальном периоде плод может быть подвержен травме, асфиксии и другим неблагоприятным факторам, приводящим к поражению головного мозга.
У большинства детей, страдающих этим заболеванием, наблюдаются специфические изменения в психике и речи. Также надо отметить, что и такие показатели как, социальные навыки, умения и знания детей с ДЦП обладают определенными особенностями и характеристиками.
В специальной литературе проблема формирования социально- бытовых навыков у детей с нарушениями психофизического развития и научные исследования в этом плане более или менее полно представлены в олигофренопедагогике (Г. Г. Зак, В. Ю. Коркунов, В. Ф. Мачихина, В. А. Панков, Т. И. Пороцкая, Т. Н. Стариченко, А. М. Щербакова и некоторые другие).
В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, что значительная часть детей с ДЦП оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой.
Нарушением двигательного и психического развития при детском церебральном параличе и нарушении опорно-двигательного аппарата, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками.
Как показал анализ специальной литературы, полемика по вопросу об определении понятий `навык` и `умение` и их взаимосвязи существует и по сей день.
С. Л. Рубинштейн определяет навыки как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, формирующиеся в процессе упражнений.
Е. В. Гурьянов исходя из места и роли навыков в структуре человеческой деятельности, определяет их как автоматизированные способы действий.
Исходя из этого, мы видим два признака характеризующих навык:
- характеризуют способ действия;
- вырабатываются в процессе упражнений.
По мнению Л. Б. Ительсона, навык - это психическая подготовленность человека к сознательному выполнению определенных действий с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, которые были достигнуты благодаря устойчивому применению наиболее рациональных способов осуществления стандартизируемых компонентов этих действий.
Итак, навык- это автоматизированное целесообразное действие. Формирование навыков- это сознательный, целенаправленный процесс, и чем активнее сознательные процессы, тем быстрее формируется навык. Поэтому ключевую роль в формировании навыков играют знания.
А. С. Белкиным выделяются 2 группы навыков: самостоятельной работы (навыки организации рабочего места, навык выслушивания учителя и товарищей, навык активного восприятия сообщаемых знаний, волевого усилия по концентрации внимания, навык самоконтроля, навык выполнения домашних заданий- ответственность) и санитарно- гигиенические (выполнение режима дня, знание, понимание санитарно- гигиенических норм, отношение к ним, навыки выполнения). Также сюда относятся, навыки самообслуживания (еда, одевание, уход за телом), хозяйственно- бытовые, социально- значимые навыки (приобритение покупок, посещение общественных мест). А к социально- средовым относятся правила поведения в общественных местах, умение общаться в коллективе, участие в общественной жизни.
В коррекционной работе с детьми следует отводить роль обучению. Принимая во внимание эту точку зрения, становится очевидным, что при формировании у детей умений и навыков необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение., воспитание и развитие. Отсюда следует, что обучение должно быть комплексным. Целесообразно, чтобы полученный навык для автоматизации закреплялся в домашних условиях.
При обучении нужно учитывать сохранные стороны функции организма, чтобы, опираясь на них, строить процесс коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки
Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...
Сообщение на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей с детским аутизмом»
из опыта работы...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...
Советы воспитателям по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
Материал предназначен для воспитателей детского сада...
Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....
"Волшебная пуговка как форма развития навыков самообслуживания у детей второго года жизни в режимных моментах"
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических...