Работа с детьми ОВЗ
проект по коррекционной педагогике

Баганова Светлана Викторовна

Проект по развитию детей ОВЗ и взаимодействию с семьями детей ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Сила жизни"32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное казенное образовательное учреждение Баганский детский сад №2 «Солнышко»

ПРОЕКТ

«Сила жизни»

Сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС

 

 

Автор:

педагог-психолог

Баганова С.В.

с. Баган, 2021г.

Пояснительная записка

В настоящее время инклюзивное образование рассматривается как процесс получения общего образования на особых образовательных условиях. Что подразумевает образование для всех и каждого, как для обычных детей, так и для детей, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом образовательное учреждение обязано обеспечить все необходимые условия для обучения и развития таких детей.

Обеспечение необходимых образовательных условий для детей ОВЗ и своевременная психолого-педагогическая помощь их родителям позволяет отказаться помещения детей в интернаты и оставляет ребенка в естественных условиях, что благоприятно сказывается на развитии и социализации ребенка.

Необходимыми условиями для успешной организации инклюзивного образования является системный подход к работе и позитивное отношение к ребенку вопреки всему. Важно помнить, что специалисты и педагоги образовательного учреждения должны обладать всеми необходимыми знаниями, технологиями и способами работы с детьми ОВЗ. Они должны ежегодно повышать свою квалификацию в этой области. Также мы всегда должны помнить, что мы действуем в интересах ребенка.

Актуальность проекта

Для ребенка семья - это особый чувственный мир, внутри которого происходят индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих отношений и историй, развивается либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического, физического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизни, должна выполнять своё базовое предназначение, т.е. стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. 

          К сожалению большинство семей, в которых рождается особый ребенок, имеют целый ряд деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию и развитию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Краткая аннотация проекта

В МКДОУ Баганском детском саду №2 «Солнышко» имеются 6 детей, которых требуются особые образовательные условия. В процентном соотношении это 5%. Наше образовательное учреждение реализует основную образовательную программу детского сада. Ребенка с особыми образовательными потребностями поддерживают сверстники и остальные участники образовательного учреждения.

В ходе реализации проекта планируется:

- Создание особых образовательных условий для ребенка в группе;

- Создание индивидуальной программы развития совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и воспитателем;

- Анализировать общую ситуацию развития и воспитания ребенка на внутренних консилиумах детского сада 3 раза в год;

- Повышение квалификации педагогов и психологическое просвещение по данной тематике всех участников образовательного процесса.

- Распространение позитивного опыта на районно-методических объединениях.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор эффективных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи проекта:

  1. Проводить психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
  2. Оказывать комплексную коррекционно-развивающую помощь детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержка семей;
  3. Нормализовать психологический климат в семье, формировать педагогическую компетентность родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
  4. Создать условия для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
  5. Повышать профессиональный уровень специалистов, участников реализации проекта.

Участники проекта: родители, дети, старший методист, специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. - май 2022г.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип научности предполагает отказ от предвзятости и преобладание профессионального интереса в работе с детьми ОВЗ и членами их семьи. Сбор анамнестических данных, проведение диагностики должны проводиться с научным подходом.
  2. Принцип трансдисциплинарности предполагает участие профессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;
  3. Принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  4. Принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;
  5. Принцип открытости и конгруэнтности специалиста подразумевает умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей ОВЗ. Специалист, работающий с семьей открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия.

 

Мотивирование родителей

Так как поначалу родители с из-за отрицания и различных психологических защит демонстрируют игнорирование проблемы, встает необходимость мотивировать родителей на конструктивную работу, направленную на улучшение образа жизни в целом, как самого ребенка, так и семьи в целом. Мотивирование необходимо как в интересах специалистов и педагогов, так и для актуализации собственных проблем родителей и возможности поддержки в их преодолении.

В целях мотивирования родителей будет проведен ряд мероприятий:

  • Тематические родительские собрания (психологическое просвещение)
  • Родительские встречи практического характера (совместные встречи с детьми, мастер-классы, практикумы)
  • Индивидуальные консультации для родителей (психологическая профилактика)
  • Индивидуальные консультации для педагогов для помощи в организации грамотной работы с родителями.

Все вышеперечисленные направления работы будут проведены с целью мотивации родителей к проведению совместной большой работы по организации особых образовательных условий для обучения и воспитания как в детском саду, так и в семье.

Условия необходимые для реализации проекта

  • наличие семей с детьми с ОВЗ;
  • психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • материально-техническая база;
  • нормативная база;
  • предметно-развивающая среда;
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов.

 

Основные направления психолого-педагогической помощи

Диагностическое направление

Цель диагностического направления  психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка и определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута.

Содержание работы

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей в условиях ДОУ. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе и протоколах педагога-психолога, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей. Составление обобщающего заключения.

Проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей и их семей и проведение психолого-педагогической диагностики по запросу либо в случае открытия и получения новых фактов. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей.  Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации у родителей и педагогов, которые имеют контакт с ребенком. Анализ причин нарушений в развитии ребенка. Фиксация выявленных особенностей развития ребенка в протоколах результатов обследования.

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого-педагогической поддержки их семьям. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы, согласуемый с семьей по итогам диагностического обследования. Выбор образовательного маршрута для ребенка.

 

Психолого-социальное консультирование. Вовлечение родителей социальные акции, проводимые в ДОУ, а также в коррекционный процесс в целом на правах совместного сотрудничества в помощи ребенку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребенком.

Психопрофилактическое направление

Цель образовательного направления - формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития в целях избежания появления возможных проблем в будущем посредством низкой психологической грамотности.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме через занятия и семинары; а также занятия в системе «родитель – ребенок - специалист».

В программу психопрофилактического направления включены следующие темы:

"Особенности развития и воспитания детей с психофизическим и умственным недоразвитием";

"Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения и в домашних условиях: особенности и отличия";

"Современные методы развития: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия; песочная терапия, терапия светом";

"Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта".

 

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.

Психотерапевтическое направление

Цель психотерапевтического направления - снижение уровня психоэмоционального напряжения в первую очередь у родителей и ребенка, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления планируется проводить со всеми участниками образовательного процесса с помощью только самых современных и эффективных методов и приемов.

Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Направление тренинговой работы

Цель тренингового направления – обеспечить продуктивное взаимодействие с родителями и педагогами, несущее практическую значимость в целях предупреждения и коррекции имеющихся проблем.

Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.

 

Правовое направление

Цель правовых мероприятий - приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.

Родителям освещаются их родительские права и права ребенка. Родители изучают нормативно-правовые документы.

Интеграционное направление

Цель интеграционного направления - общественная самоактуализация родителей, изменение поведения в обществе.

Родители обобщают собственный опыт воспитания «особенных» детей в семье на заседаниях клуба и «круглых столах», организованных педагогом-психологом и другими участниками образовательного процесса. Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно.

Основные формы работы:

  • индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка по плану и запросу;
  • педагогические семинары;
  • психологические тренинги;
  • тематические круглые столы;
  • публикации опыта воспитания ребенка в семье;
  • участие специалистов и родителей в экспертизе динамики развития ребенка;
  • совместные праздники, мероприятия;
  • индивидуальные и групповые игровые сеансы;

Здоровьесберегающие технологии

  • арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия;
  • психогимнастика, психомоторные упражнения;
  • релаксация;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика дыхательная;

Предполагаемые результаты проекта

Родители:

  • произойдет объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в тематическую группу;

    родители получат практические навыки в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    будет происходить активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    будут разработаны методических рекомендаций для родителей

Дети:

  • детям будут доступны дошкольное образование;

    у детей произойдет улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);

    произойдет улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги:

  1. Педагоги смогут обеспечить проявление творческой индивидуальности в различных видах деятельности с детьми, родителями;
    гарантирована обеспеченность общего увеличения психолого- педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;
    предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;

    реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • создание рабочей группы по разработке проекта «Психолого- педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях организации на базе ДОУ детско-родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»;
  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, и их семьях;
  • формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
  • деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;
  • создание условий для организации детско-родительского клуба;
  • организация повышения квалификации педагогов ДОУ;
  • информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.

 

2 этап – основной

 

  • реализация индивидуальной программы и групповых занятий;
  • оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);
  • просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
  • психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
  • проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
  • разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

3 этап – контрольный

  • Оценка эффективности проделанной работы.
  • Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Методы оценки процесса и результата:

  • комплексная диагностика;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование родителей.

 

Показатели для оценки хода реализации проекта:

  • наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;
  • доля педагогов, повысивших профессиональный уровень в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;

  • доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации;

    доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;

    доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ДОУ;

    доля родителей, повысивших информационную компетентность в области оздоровления и социализации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...