"Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях для развития познавательных психических процессов"
статья по коррекционной педагогике

Каирова Юлия Вячеславовна

"Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях для развития познавательных психических процессов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических упражнений на коррекционных занятиях для развития познавательных психических процессов

      В настоящее время стремительно растет количество детей, испытывающих трудности в обучении. И если еще буквально лет 15-20 назад основными причинами школьной неуспешности были наследственность, неблагоприятная социальная среда и неправильное воспитание, то сейчас все чаще под категорию «неуспешность» попадают дети из достаточно благополучных семей. Нередко хорошая успеваемость обучающегося в школе становится причиной различных невротических проявлений и психосоматических заболеваний.

     Когда ребёнок первый раз идет в школу, он хочет учиться и мечтает стать хорошим учеником, получать хорошие и отличные оценки, но  если во втором классе появляются первые двойки, это желание пропадает. Почему? В чем причина?

     Одной из причин, на наш взгляд, является то, что школьные программы усложняются каждый год, в результате даже способные к обучению дети становятся неуспешными.

      Вторая причина школьной неуспешности – это недосформированность некоторых отделов головного мозга. При этом обучающийся может быть здоровым как в умственном и физическом плане, но при этом его головной мозг еще формируется и не всегда справляется со школьными нагрузками.

      Головной мозг ребёнка пластичен, находится на стадии формирования, а у каждой высший психической функции своя программа развития.

     Можно сделать вывод, что коррекционно-развивающие занятия с использованием нейропсихологических упражнений необходимы не только детям, которые не успевают усваивать школьную программу по причине отставания в развитие отдельных высших психических функций, так и детям, которые в ущерб своему здоровью справляются со школьной программой.

     В основе нашей коррекционно-развивающей программы лежит теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках головного мозга, 1 – й функциональный блок головного мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-ФБМ – блок приема, переработки и хранения информации, 3 – ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля.

      Программа коррекционно-развивающий занятий предполагает занятия с детьми 6- 12 лет в группах по 8-10 человек один раз в неделю, в течении 40 минут. Занятия начинаются с разминки, в которую входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, далее идут растяжки и упражнения на развитие двигательного репертуара, задание на программирование, целеполагание, самоконтроль, коммуникативные и когнитивные навыки. В конце занятия используются упражнения на визуализацию и релаксацию.

Для закрепления результата, дети получают домашнее задание.

Каждый блок упражнений направлен на развитие таких высших психических функций, как память, внимание, мышление, восприятие, речь, а так же, саморегуляцию.

      Дыхательные упражнения оказывают релаксирующее воздействие, способствуют концентрации внимания и действуют успокаивающе. Так же, целью организации правильного дыхания является формирование у детей произвольной саморегуляции. На занятиях обучающиеся учатся регулировать дыхание на счёт, с задержкой, с подъемом одноимённых и разноименных ног и рук. В начале занятий под контролем педагога-психолога, позже-самостоятельно выстраивая программу, таким образом – дети начинают контролировать свое дыхание, что способствует дальнейшему формированию навыка саморегуляции.

       Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

      Растяжки — это специальные упражнения, основанные на растягивание в естественном движении. При выполнении упражнений в мышцах возникает ощущение мягкого растяжения. Данные упражнения направлены на стабилизацию и оптимизацию тонуса, так изменения в познавательном и эмоциональном развитии ребёнка, могут быть следствием тонуса гипертонуса или гиппотонуса.

      В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара, обучающиеся осваивают пространство собственного тела и пространство вокруг своего тела, происходит отработка таких понятий как: «впереди-позади», «верх-низ», «лево-право». Двигательные упражнения помогают решить проблемы, связанные с нарушением письма, счёта, чтения, ориентацией в пространстве.

     Выполняя упражнения, направленные на программирование, целеполагание и самоконтроль, ребёнок учится принимать правила и нормы взаимодействия как с другими людьми, так и с самим собой.

      Коммуникативные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, дают возможность ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

     Когнитивные упражнения способствуют развитию высших психических функций: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

     Упражнения на визуализацию способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело.

     Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений и являются единым процессом.

     Результатом нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом, является активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов, повышению устойчивости и концентрации внимания, памяти, речи, мышления. Улучшение качества освоения учебного материала, развитие творческих способностей, приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.

Необходимо понимать, что данные упражнения не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Нейропсихологическая коррекция достаточно легко интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения детей  и даёт стойкие положительные результаты.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающих дидактических игр и упражнений в развитии познавательных психических процессов у детей

В статье представлен опыт работы над развитием познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ....

Картотека игр и упражнений направленных на развитие познавательных психических процессов.

Картотека игр и упражнений направленных на развитие познавательныхпсихических процессов....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе логопеда

Методическая разработка для родителей, воспитателей.  Краткое понятие нейропсихологический упражнений, а так же практиеское применений игр сделанных своими руками и применяемые на практике в свое...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда»

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...