Игры на развитие логики и мышления младших дошкольников.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Капустина Наталья Владимировна

Игры на развитие логики и мышления младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ №373 «Скворушка»

C:\Users\1\Desktop\123.jpg

 Консультация на тему:

«Игры на развитие логического мышления для младших дошкольников.»

Подготовила:

педагога-психолог

Капустина Н.В.

г. Новосибирск 2022

Игры на развитие логического мышления для младших дошкольников.

Бесконечная классификация

Вам потребуются: карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Выложите все карточки. Предложите ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее, животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и тех, кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает — не прыгает и т.д.

Игра способствует развитию навыков классификации, внимания, памяти.

Во саду ли в огороде...

Вам потребуются: карточки с изображениями огорода, сада, леса, вырезанные из картона фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов.

Попросите малыша правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — на картинку с огородом, ягоды, грибы — в лесу, фрукты — в саду.

Игра способствует развитию навыков классифицирования, помогает изучить порядок вещей.

Что положим в холодильник?

Вам потребуются: карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного- шкафа, книжного шкафа. Вторая группа карточек: изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т.д.

Расскажите ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и кроха не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика расстроится. «Давай поможем малышу и все разложим по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным».

Игра способствует развитию навыков классифицирования, изучению порядка вещей.

Найди картинку

Вам потребуются: карточки одинакового формата с различными изображениями.

Покажите малышу какую-нибудь картинку. Внимательно рассмотрите ее. Попросите ребенка отвернуться и выложите все карточки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложите крохе найти картинку, которую он уже видел.

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Загадай картинку

Выложите несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Попросите ребенка выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т.д.». Предложите малышу поменяться ролями: вы загадываете картинку, а он задает вопросы. На помощь крохе можно призвать кого-нибудь из членов семьи.

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия, речи.

Что я делаю?

Предложите ребенку поиграть в интересную игру: вы будете имитировать определенные действия, а он должен угадать, что вы под этим подразумеваете. Например: вы складываете пальцы так, будто держите карандаш и водите рукой по воображаемой бумаге. Малыш должен догадаться, что вы «рисуете» или «пишете». Ребенку этого возраста следует показывать простые, доступные его пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т.п.). Поменяйтесь ролями: пусть малыш покажет вам какое-нибудь действие. Хвалите ребенка.

Игра способствует развитию внимания, воображения.

Кто это делает

Предложите ребенку угадать, о ком вы рассказываете. Перечисляйте малышу действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, в цирк и т.п. (папа). Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской (парикмахер). Лечит детей и взрослых, носит белый халат, г слушает фонендоскопом (врач).

Игра способствует развитию речи, наблюдательности, логического мышления.

У кого это есть

Эта игра похожа на предыдущую, только вместо действий человека перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с ним. Объясните ребенку правила и начинайте перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя (у бабушки). У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка (у врача) и т.д.

Игра способствует развитию речи, внимания, памяти, наблюдательности.

Дает корова...

Вам потребуются: карточки с изображениями животных, карточки с изображением продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т.п.).

Разложите карточки в произвольном порядке. Предложите ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица — яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова — молоко (творог, сметана, кефир); коза — пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т.д.

Игра способствует развитию внимания, памяти.

Узкое, широкое

Вам потребуются: два мяча разного размера.

Предложите малышу прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделайте две полосы — одна для маленького мяча, другая — для большого. Прокатите маленький мяч по широкой дорожке, затем попробуйте прокатить большой мяч по узкой. Побудите малыша объяснить вам, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в лексикон ребенка понятия «узкая — широкая». Экспериментируйте: проводите по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщите: широкая дорожка — для больших игрушек, узкая — для маленьких.

Игра помогает освоить понятия «широкое — узкое», развивает навыки сопоставления.

Подбери елку

Вам потребуются: вырезанные из бумаги елки разного размера.

Нарисуйте домик. Расскажите малышу про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразите сугробы. Поясните крохе, что скоро у мальчика будет Новый год. А на Новый год обязательно нужна елка. «Помоги, пожалуйста, подобрать такую елку, чтобы она уместилась в домике». Елки разместите на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, покажите ему, как можно сравнить размер елки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елки, комментируйте: «Нет, эта елка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместиться. А эта елка — слишком маленькая, она ниже домика».

Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения применять слова «выше - ниже», развитию речи.

Что из чего сделано

Вам потребуются: карточки с изображениями предметов, карточки с изображениями материала, из которого сделан предмет (дом из кирпича — кирпич, стол — дерево, книга — лист бумаги и т.п.).

Разложите карточки перед ребенком. Объясните правила игры: соединить предметы с материалами, из которых они сделаны, например, рядом с изображением кирпичного дома положить кирпич, с книгой — лист бумаги и т.п.

Усложняя игру, можно расширять, увеличивать количество карточек, расширяя область взаимосвязи предметов: дерево — лес, бумага — дерево, окно — дом, птица — гнездо, кормушка и т.п.

Игра способствует развитию логического мышления, навыков сопоставления предметов.

Товарный поезд

Вам потребуются: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Предложите малышу поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т.д. Усложняя игру, выкладывайте карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т.д.

Игра способствует развитию логического мышления.

Угадай, о чем я говорю

Предложите ребенку отыскать в комнате предмет. Опишите его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан и т.д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый. Красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называйте место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра способствует развитию логического мышления, памяти, внимания.

Что бывает...

Вы задаете ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например, вы спрашиваете: «Что бывает желтого цвета?» (цыпленок, солнышко и т.п.). «Что растет на дереве?», «Кто живет в лесу?» и т.д.

Игра способствует развитию речи, памяти, навыков обобщения предметов по признаку или свойству.

Что на что похоже

Играйте с ребенком в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (арбуз, апельсин, яблоко и т.п.). «Что такое же белое, как снег?», «Что такое же сладкое, как сахар?» и т.д.

Игра способствует развитию навыков сравнения.

Что везет грузовик?

Посмотрите в окно и скажите: «Вон поехал грузовик. Интересно, что он везет? Как ты думаешь, что может везти грузовая машина?». Придумывайте вместе с ребенком, что может стать грузом (доски, песок, строительные материалы, мусор и т.д.). Так же фантазировать можно на темы: что несут в коробке, кто может жить в этой норе, кто едет в машине.

Игра способствует развитию речи, воображения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на развитие логики, внимания, мышления "Чего не хватает?"

Перед ребенком карточка с расположенными в определенной последовательности кружочками разного цвета. Но в этой цепочке один кружок не раскрашен. Задание: подобрать необходимый кружок, соблюдая законом...

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Игра на развитие логики и мышления «Матрешка»(традиционная игрушка)

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/matrjoshkiПредлагаем вам поигратьс ребенком в игру на развитие логики онлайн....

Игры на развитие логики и мышления старших дошкольников.

Игры на развитие логики и мышления старших дошкольников....