Игра "Зайчики и лодки" по методике "Сортировка карт"
тест по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маркевич Наталья Петровна

Игра направлена на измерение, диагностику когнитивной гибкости мыслительных процессов (или переключения) у детей в возрасте 3-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм игры.

-объяснение инструкции;

-размещение ребёнком ознакомительной карты (в задании «Сортировка с переключением»)

-повтор инструкции и исправление ошибки, если ребёнок неправильно расположил ознакомительную карту (или подтверждение, что ребёнок положил карту верно;

-самостоятельная сортировка тестовых карт ребёнком без обратной связи со стороны взрослого.

Задание 1 «Сортировка по цвету»

Материалы: ознакомительная карта (заяц) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).

Скажите ребёнку: «Сейчас мы поиграем в цвета. Все синие карточки мы будем класть сюда (укажите на синего зайца), а красные карточки – сюда (укажите на красную лодочку).

Покажите ознакомительную карту и скажите «Смотри, вот красный зайчик, куда мы положим его по цвету?» Если ребёнок правильно положил карту, скажите: «Очень хорошо. Ты знаешь, как нужно играть в эту игру». Если ошибается, напоминаем правило. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по цвету? После завершения задания рассортированные карты остаются на столе.

Задание 2 «Сортировка по форме»

Материалы: ознакомительная карта (лодка) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).

Скажите ребёнку: «Сейчас мы будем играть в новую игру. Мы больше не будем играть в цвета. Мы будем раскладывать карточки по форме. Все лодочки мы будем класть сюда (покажите на лодку), а всех зайчиков сюда (покажите на зайца).

Покажите ознакомительную карту и скажите: «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по форме? В конце задания уберите все рассортированные карты. Если ребёнок допустил 5 или 6 ошибок, не переходите к следующей пробе.

Задание 3  «Сортировка с переключением»

Материалы: 7 карт с чёрной рамкой, 4 красных зайца, 3 синие лодки (всего 14 карт).

Скажите ребёнку: «Хорошо, ты играешь очень здорово. Сейчас я хочу предложить тебе сыграть в более сложную игру. В ней добавятся новые карточки с рамкой. Вот карточка, у которой есть чёрная рамочка» (положите перед ребёнком карту с зайцем в рамке).

«Если ты увидишь карту с чёрной рамочкой, ты должен будешь играть в игру в игру по цветам. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите).

«А когда ты увидишь карту без чёрной рамки, как эту (положите перед ребёнком карту с зайцем без рамки), ты должен будешь играть в игру по форме. «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку 12 тестовых карт по одной и каждый раз уточняйте, если карточка с рамкой – по цвету, а без рамки – по форме.

Протокол к методике «Сортировка карт»

Имя ребёнка _________________________    Дата тестирования_________________

Этап 1. Сортировка по цвету

Верно

Неверно

Этап 2. Сортировка по форме

Верно

Неверно

Этап 3. Сортировка с переключением

Верно

Неверно

Нормы выполнения методики «Когнитивная гибкость»

Пол

Уровень

Мальчики

Девочки

Низк.

Средн.

Выс.

Низк.

Средн.

Выс.

Когнитивная гибкость (цвет)

-6

6

+6

6

6

+6

Когнитивная гибкость (форма)

-5

5-6

+5-6

-6

6

+6

Когнитивная гибкость (рамка)

-5

5-9

+9

-6

6-10

+10

Когнитивная гибкость (общий балл)

-15

15-21

-21

-16

16-22

+22

Дошкольники, которым не удаётся справиться с заданием на сортировку по форме (они набирают менее 4 баллов) – эти дети характеризуются низким уровнем развития когнитивной гибкости. Такой результат может быть также свидетельством ригидности или трудностей в работе других регуляторных функций (слухоречевой рабочей памяти или сдерживающего контроля), которые так же активно используются при выполнении данной методики.

По итогам диагностики регуляторных функций можно получить информацию о том, какая рабочая память лучше развита у ребёнка (зрительная или слуховая), выявить уровень развития сдерживающего контроля и когнитивной гибкости. Данную диагностику лучше проводить в старшей группе детского сада, поскольку при обнаружении низкого уровня развития регуляторных функций можно разработать рекомендации как для родителей, так и для воспитателей, которые помогут ребёнку овладеть необходимыми навыками саморегуляции за оставшееся до поступления в школу время.



Предварительный просмотр:

Алгоритм игры.

-объяснение инструкции;

-размещение ребёнком ознакомительной карты (в задании «Сортировка с переключением»)

-повтор инструкции и исправление ошибки, если ребёнок неправильно расположил ознакомительную карту (или подтверждение, что ребёнок положил карту верно;

-самостоятельная сортировка тестовых карт ребёнком без обратной связи со стороны взрослого.

Задание 1 «Сортировка по цвету»

Материалы: ознакомительная карта (заяц) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).

Скажите ребёнку: «Сейчас мы поиграем в цвета. Все синие карточки мы будем класть сюда (укажите на синего зайца), а красные карточки – сюда (укажите на красную лодочку).

Покажите ознакомительную карту и скажите «Смотри, вот красный зайчик, куда мы положим его по цвету?» Если ребёнок правильно положил карту, скажите: «Очень хорошо. Ты знаешь, как нужно играть в эту игру». Если ошибается, напоминаем правило. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по цвету? После завершения задания рассортированные карты остаются на столе.

Задание 2 «Сортировка по форме»

Материалы: ознакомительная карта (лодка) и 6 тестовых (3 зайца, 3 лодки).

Скажите ребёнку: «Сейчас мы будем играть в новую игру. Мы больше не будем играть в цвета. Мы будем раскладывать карточки по форме. Все лодочки мы будем класть сюда (покажите на лодку), а всех зайчиков сюда (покажите на зайца).

Покажите ознакомительную карту и скажите: «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку шесть тестовых карт по одной и спрашивайте: «А эту карточку куда положим по форме? В конце задания уберите все рассортированные карты. Если ребёнок допустил 5 или 6 ошибок, не переходите к следующей пробе.

Задание 3  «Сортировка с переключением»

Материалы: 7 карт с чёрной рамкой, 4 красных зайца, 3 синие лодки (всего 14 карт).

Скажите ребёнку: «Хорошо, ты играешь очень здорово. Сейчас я хочу предложить тебе сыграть в более сложную игру. В ней добавятся новые карточки с рамкой. Вот карточка, у которой есть чёрная рамочка» (положите перед ребёнком карту с зайцем в рамке).

«Если ты увидишь карту с чёрной рамочкой, ты должен будешь играть в игру в игру по цветам. «Если синий цвет, карта пойдёт сюда (укажите); а если красный – сюда» (укажите).

«А когда ты увидишь карту без чёрной рамки, как эту (положите перед ребёнком карту с зайцем без рамки), ты должен будешь играть в игру по форме. «Вот лодочка, куда мы её положим?» Если ребёнок ошибся напоминаем правило. «Лодочка пойдёт сюда (укажите); а зайчик сюда» (укажите). Выдавайте ребёнку 12 тестовых карт по одной и каждый раз уточняйте, если карточка с рамкой – по цвету, а без рамки – по форме.

Протокол к методике «Сортировка карт»

Имя ребёнка _________________________    Дата тестирования_________________

Этап 1. Сортировка по цвету

Верно

Неверно

Этап 2. Сортировка по форме

Верно

Неверно

Этап 3. Сортировка с переключением

Верно

Неверно

Нормы выполнения методики «Когнитивная гибкость»

Пол

Уровень

Мальчики

Девочки

Низк.

Средн.

Выс.

Низк.

Средн.

Выс.

Когнитивная гибкость (цвет)

-6

6

+6

6

6

+6

Когнитивная гибкость (форма)

-5

5-6

+5-6

-6

6

+6

Когнитивная гибкость (рамка)

-5

5-9

+9

-6

6-10

+10

Когнитивная гибкость (общий балл)

-15

15-21

-21

-16

16-22

+22

Дошкольники, которым не удаётся справиться с заданием на сортировку по форме (они набирают менее 4 баллов) – эти дети характеризуются низким уровнем развития когнитивной гибкости. Такой результат может быть также свидетельством ригидности или трудностей в работе других регуляторных функций (слухоречевой рабочей памяти или сдерживающего контроля), которые так же активно используются при выполнении данной методики.

По итогам диагностики регуляторных функций можно получить информацию о том, какая рабочая память лучше развита у ребёнка (зрительная или слуховая), выявить уровень развития сдерживающего контроля и когнитивной гибкости. Данную диагностику лучше проводить в старшей группе детского сада, поскольку при обнаружении низкого уровня развития регуляторных функций можно разработать рекомендации как для родителей, так и для воспитателей, которые помогут ребёнку овладеть необходимыми навыками саморегуляции за оставшееся до поступления в школу время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...